Таркрашева Карагыс
Проект «Путешествие во времена древнерусского богатырства»
Актуальность проекта :
Познавая окружающий мир, ребенок, постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказах – былинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.
Публикация «Проект „Путешествие во времена древнерусского богатырства“» размещена в разделах
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.
Цель педагогическая: Привить интерес к изучению истории земли русской и её героев.
Привить любовь к Родине, чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.
Цель практическая: расширять и обобщать знания детей о богатырях русских;
Пополнить словарный запас детей, память, внимание, мышление.
Формирование у детей чувство патриотизма, гордости
Вызывать желание быть защитниками нашей Родины
Задачи педагогические:
1. Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитников земли русской.
2. Развивать интерес к истории и культуре русского народа, к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.
3. Расширять словарный запас, формировать связную речь;
Закрепить названия элементов костюма русского богатыря : кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.
4. Продолжать правильно располагать композицию на листе бумаги, обводить фигурки, подбирать цвета в рисунке. Раскрашивать картинки из книг раскрасок из серии «Русские богатыри»
- совершенствовать технику рисования восковыми мелками и цветными карандашами, фломастерами.
5 Совершенствование конструкторских навыков у детей
при создании старинных сооружений
Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
6. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями
7. Развивать физические качества (скорость, гибкость, выносливость, координация)
8 Раскрывать творческие способности, память, внимание, воспитывать чувство уважения к богатырям, желание им подражать, любовь к Родине
9. Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями.
Задачи детские:
1. Познакомить детей с русскими богатырями;
2. Познакомить со сказками былинами В. Р. Анищенковой «Добрыня Никитич и Змей Горыныч, «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Садко», «Никита Кожемяка»;
3. Расширять словарный запас, формировать связную речь;
4. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря : кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук;
5. Слушать музыки: «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, М. Мусоргский «Картинки с выставки» — «Богатырские врата», пение «Наша Родина сильна», музыкальные отрывки из оперы Римского - Корсакова «Садко», музыкальные отрывки из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо).
6. Конструировать старинный город Киев-Град;
7. Раскрашивать картинки из книг раскрасок из серии «Русские богатыри»
8. Участвовать в инсценировке сказки В. Р. Анищенковой «Добрыня Никитич и Змей Горыныч;
9. Лепить «Богатырского коня», «Богатыря»;
10. Участвовать в танце «Богатыри»;
11. Участвовать в «Веселых состязаниях Богатырей»;
12. Участвовать в Выставке рисунков «Богатыри земли Русской».
Ожидаемые результаты:
Формирование знаний о былинных богатырях;
Развитие речи детей, обогащение их словарного запаса;
Формирование у детей чувство патриотизма, гордости за героев Руси
Вызывать желание быть защитниками нашей Родины.
Продукты проекта :
Выставка рисунков «Богатыри земли Русской».
Инсценировка сказки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Этапы реализации проекта
1. Этап подготовительный (январь)
- Вызвать у детей интерес к проекту.
- Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.
- Сбор дидактического и методического материала.
- Подбор аудио и видео материалов.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Разработка плана работы по реализации проекта.
2. Этап основной. (февраль)
Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности, проведения НОД
Взаимодействие с родителями.
3. Этап заключительный (март)
Анализ достигнутых результатов. Закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Оформление выставки «Богатыри земли Русской». Проведение праздника «Богатыри земли Русской». Проведение инсценировки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Ресурсы и оборудование:
- художественная литература;
- иллюстрации, игровое оборудование;
- дидактические пособия и раздаточный материал;
-материал для художественной деятельности;
-музыкальный центр;
-компьютер.
Выводы: В понятии "богатырство" отражен смысл жизни человека, который связывает его судьбу с родиной, ее защитой, вплоть до самопожертвования. Он рассматривает богатырство на Руси как "особый вид служения, необходимость которого диктовалась заботой". Нравственные уроки, которые оставили нам богатыри из былин : Любить, беречь и защищать свою родину - Россию, православную веру, свой народ. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Благодаря чему дети с удовольствием раскрашивали рисунки к былинам из серии «Русские богатыри»; с интересом участвовали в инсценировке сказки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Подготовка и показ способствовал развитию памяти, совершенствованию художественно- речевых и исполнительных умений детей, воспитанию любви к художественной литературе. Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания и формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения героев русской земли. Проект заинтересовал и сплотил детей и взрослых.
Литература:
1. В. Р. Анищенкова «Никита Кожемяка». ООО «Русское слова- учебник» 2017г.
2. В. Р. Анищенкова «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», ООО «Русское слова- учебник» 2017г.
3. В. Р. Анищенкова. «Илья Муромец». ООО «Русское слова- учебник» 2017г.
4. В. Р. Анищенкова, «Алеша Попович и Тугарин Змей». ООО «Русское слова- учебник» 2017г.
5. В. Р. Анищенкова. «Садко». ООО «Русское слова- учебник» 2017г.
6. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной». УЦ «Перспектива» 2011г.
7. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду подготовительная к школе группа»
8. К. Ю. Белая «Тематические беседы» с детьми дошкольного возраста. ООО «Русское слова- учебник» 2020г.
9. Сказки дерева Мозаика «Рыцарь на коне и дракон».