Марина Волчек
Проект «Путешествие в страну сказок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Актуальность проекта : В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей. Это, в свою очередь, отражается на последующем развитии и обучении ребенка. Одна из причин снижения уровня речевого развития – это пассивность и занятость родителей. Родители стали меньше читать детям книги, а больше включать электронные носители, и в связи с этим средства массовой информации вытесняют книгу. Люди заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад… Ребенок чаще сидит у компьютера, чем с книгой, т. к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, развитию творческих способностей мной был разработан проект «Путешествие в страну сказок». Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития связной речи. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Сказка близка мышлению ребёнка. «Сказочные» языковые средства, выражения, сравнения способствуют развитию творчества детей, выразительности речи. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Публикация «Проект „Путешествие в страну сказок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Цель проекта : Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта :
• способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам;
• знакомить с различными видами сказочных произведений, развивать умение детей узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки;
• содействие развитию познавательной сферы детей, речевого развития, обогащение словаря, связной речи;
• воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность;
• вызвать интерес детей к истории сказки, устному народному творчеству;
• развивать речь детей посредством составления и рассказывания сказок;
• развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать личностные качества детей: раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д., посредством театрализованной деятельности;
• дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте;
• привлечь родителей к активному участию в проекте.
Предполагаемый результат.
• повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
• возрождение традиций домашнего чтения;
• совершенствование творческих способностей детей;
• активное участие родителей в данном проекте;
• повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Содержание проекта.
I этап. Подготовительный.
Предварительная работа:
• Определение актуальности и значимости проекта, постановка цели и задач проекта.
• Изучение и подбор методической литературы.
• Составление перспективного плана.
• Определение методов работы:
- занятия;
- наблюдения;
- игры;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций.
• Подбор наглядно - дидактического материала, презентаций для реализации проекта.
• Создание развивающей среды.
• Подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;
Работа с родителями по реализации проекта :
Консультация: «Домашнее чтение детям в старшем дошкольном возрасте».
II этап – основной (практический)
Основной этап.
ОО «Познавательное развитие».
Тематическое занятие: «В гостях у русской народной сказки»; «Новый год у ворот».
Беседы: Моя любимая сказка; «Путешествие по сказкам Чуковского»; Ситуативный разговор «Нужно ли беречь книги?»; «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой ведет!»; «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается»; «Герои сказок – какие они?»
ОО «Речевое развитие».
Чтение рассказов, сказок пословиц и поговорок: рассказ Г. Снегирева «Отважный пингвиненок»; В. А. Осеева «Печенье»; русская народная сказка «Хаврошечка» в обработке Л. Н. Толстого; Загадывание загадок о зиме; «Кто сказал, мяу?»; «Лисичка со скалочкой»; «Волк и семеро козлят»; ненецкая народная сказка «Кукушка»; нанайская народная сказка «Айога».
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические и развивающие игры: «Кто больше увидит и назовет»; «Угадай»; «Чего не стало?»; «Дополни предложение»; «Назови, какой»; «Узнай сказку по иллюстрациям»; «Что изменилось?»; «Кто это?»; «В гости к сказке»; «Добрые картинки»; «Три медведя».
Сюжетно – ролевые игры: «Доктор Айболит»; «Путешествие в деревню»; «Путешествие по сказкам».
ОО «Физическое развитие».
Пальчиковая гимнастика: «Рукавичка».
Физкультминутка: «Буратино»; «В тёмном лесу есть избушка»; «Гномик»; «Раз грибок, два грибок».
Подвижные игры: «Перебрось снежок»; «Кот и мыши»; «Путешественники; «Серый волк»; «Баба-Яга»; «Бездомный заяц»; Иголка, нитка и узелок»; Платок; «Кто соберёт больше лент»; «Гуси-лебеди».
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Лепка: «Чебурашка». «Лепим сказочных героев».
Конструирование: «В гостях у сказки».
Рисование: «Сказочные домики», Моя любимая сказка.
Музыкальная деятельность:
муз. Ермоловой песня «Сказка»
Музыка В. Томас ; слова Ю. Энтин. Танец Маленьких утят.
III этап.
Итоговое занятие: «Волшебное дерево сказок».
Вывод:
В ходе проекта были созданы условия для творческого самовыражения детей, обеспечивающие совершенствование диалогической речи, посредством различных игр-драматизаций, инсценировок. Закрепились и расширились знания детей о сказках. Во время проведения проекта у детей появился интерес к театрализованным постановкам, вырос интерес к книгам в целом. Родители проявили большую активность, откликались на любую просьбу педагога. Родители получили методические рекомендации по домашнему чтению.
Все поставленные цели и задачи выполнены, планируем продолжить работу по данному направлению.
Приложение.
Тематическое занятие:
«В гостях у русской народной сказки».
Цель: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность; Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
Формировать навык сотрудничества, доброжелательности;
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
«Новый год у ворот».
Цель: Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес. Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, а также формировать у детей положительное и активное отношение к своему здоровью.
Лепка:
«Чебурашка».
Цель: Учить детей лепить Чебурашку, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, овальную (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. Развивать мелкую моторику рук.
Лепим сказочных героев».
Цель: Овладение приемами лепки объемных фигур. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов. Развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.
Конструирование:
«В гостях у сказки».
Цель: Продолжать учить детей складывать лист бумаги пополам по прямой линии, совмещая противоположные стороны. Учить изготавливать игрушки, предавая им определённые образы путём приклеивания мелких деталей к основной форме. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику. Развивать интерес к конструктивной деятельности.
Рисование:
«Сказочные домики».
Цель: Учить детей создавать образ сказочного дома, передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время).
Моя любимая сказка.
Цель: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки. Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш. Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества.
Беседы:
Моя любимая сказка.
Цель: развивать связную монологическую речь, мышление, память, воображение.
«Путешествие по сказкам Чуковского». Цель: обобщить знания детей о писателе, его произведениях, формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям, воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Ситуативный разговор «Нужно ли беречь книги?»
Цель: воспитывать бережное отношение к книгам.
«Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой ведет!»
Цель: расширять понятие «народная сказка», формировать знания о разделении сказок на три вида : волшебные, про животных, бытовые.
«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
Цель: способствовать формированию активного слушания от начала до конца не перебивая, способствовать воспитанию уважения к рассказывающему, говорящему.
«Герои сказок – какие они?»
Цель: учить называть отличительные черты героев, называя положительные и отрицательные качества; описывать поступки и объяснять из значение. Способствовать развитию речи и расширению словаря детей.
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке Л. Н. Толстого.
Цель: Продолжать знакомить детей с основными жанровыми особенностями народных сказок, учить понимать целесообразность использования в литературном произведении различных выразительно-изобразительных средств.
Загадывание загадок о зиме.
Цель: уметь выделять в загадке характерные признаки зимы, логически мыслить; объяснять, как отгадал загадку.
Чтение сказки «Кто сказал, мяу?»
Цель: способствовать умению внимательно слушать сказку, рассмотреть иллюстрации,вызвать желание отвечать на вопросы по тексту.
Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Цель: воспитывать эмоционально - образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.
Чтение русской народной сказки : «Волк и семеро козлят».
Цель: формировать устойчивый интерес к чтению (восприятию) художественной литературы средствами театрализованной деятельности.
Чтение ненецкая народная сказка «Кукушка».
Цель: ознакомление детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», формирование эмоционального отношения к прочитанному.
Чтение рассказа В. А. Осеева «Печенье».
Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость) совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.
Чтение нанайская народная сказка «Айога».
Цель: Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
Чтение нанайская народная сказка «Айога».
Цель: Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
Дидактические игры:
• «Кто больше увидит и назовет».
Цель: Учить детей давать словесные характеристики игрушкам, развивать наблюдательность, вербальное воображение.
• «Угадай».
Цель: Учить детей конструировать вопросы, начинающиеся словом «сколько»; отвечать, ориентируясь на структуру и содержание вопроса, используя понятия «много», «один», «ни одного», числительные в нужной форме.
• «Чего не стало?»
Цель: Развивать у детей внимание, память, зрительное восприятие, умение замечать детали.
• «Дополни предложение».
• Цель: Учить детей понимать учебную задачу, строить развернутый ответ в соответствии с содержанием и структурой вопроса. Развивать связную речь, логическое мышление.
• «Назови, какой»
Цель: способствовать умению называть характерные особенности героев сказок (хитрый, добрый, умный, веселый и т д).
• «Узнай сказку по иллюстрациям».
Цель: закреплять знания содержания сказок.
• «Что изменилось?»
Цель: активизировать в речи детей понятия, отражающие пространственное положение предметов, познакомить с приемами запоминания последовательности объектов.
• «Кто это?»
Цель: учить детей узнавать знакомых героев сказок по контурному изображению, вспоминать содержание соответствующей сказки, пересказывать и обыгрывать запомнившиеся эпизоды. Развивать зрительное восприятие, воображение, способствовать повышению выразительности речи.
• «В гости к сказке».
Цель: используя загадки, кроссворды, вызывать у детей интерес к сказкам; развивать интеллектуальные способности детей, воспитывать дружеские взаимоотношения.
• «Добрые картинки»
Цель: Из группы сюжетные картинки выбрать те, на которых изображены хорошие поступки детей и взрослых, и точно обозначить словом нравственную категорию: доброта, забота, щедрость, вежливость, справедливости, смелость, трудолюбие и др.
• «Три медведя».
Цель: Учить детей использовать в игре умение сравнивать предметы по величине, правильно употреблять в речи соответствующие понятия.
Сюжетно – ролевые игры:
«Доктор Айболит».
Цель: Обогащать знание детей об окружающем. Познакомить детей с профессией ветеринар. Закрепить ранее полученные навыки детей в игре «Больница». Учить распределять роли, изображать черты присущие данному герою игры (зверю, врачу). Учить обыгрывать сюжет, используя воображение и полученные знания. Расширять и совершенствовать словарь детей. Прививать любовь и сострадание к животным. Играть дружно.
«Путешествие в деревню».
Цель: Формирование у детей творческих способностей в процессе создания музыкальных образов на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности (пения, движений).
«Путешествие по сказкам»
Цель: формировать дружеские отношения между детьми, продолжать учить детей, проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии.
Пальчиковая гимнастика:
Цель: Развивать мелкую моторику рук и речь.
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
«Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил, Показывают обратную сторону ладони.
Рукавичку обронил. Вытянуты большим пальцем вверх – показать
жест «Рукавичка».
Мышка по полю бежала. Бегают пальчиками одной руки по другой.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальцем.
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, жест «Зайка»
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в
виде чашечки.
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. «Пекут» пирожки.
Как по лесу шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки
И лисичку пригласили. Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движение руками вправо-влево.
Мишка по полю гулял. Стучать но коленкам кулачками.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки
Звери испугались. Сжать пальцы в «замок».
В страхе разбежались. Развести руки в сторону.
Физкультминутки:
Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотвopение, выполняя движения. Руки вверх, вдох – потянулись; наклон – раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Гномик
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок
Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
Подвижные игры:
«Перебрось снежок».
Цель: Учить детей выполнять замах и бросок, метать снежок на дальность. Развивать координацию движений, подвижность суставов рук, глазомер.
«Кот и мыши».
Цель: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
«Путешественники».
Цель: Повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.
«Серый волк».
Цель: Учить детей соблюдать правила игры, учить бегать легко и ритмично, совершенствовать двигательные умения. Развивать ловкость и меткость, способствовать формированию дружеских взаимоотношений в игре.
«Баба-Яга».
Цель: Повышать речевую и двигательную активность детей, развивать реакцию на сигнал, формировать умение выступать в качестве водящего и ведущего игры.
«Бездомный заяц».
Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Иголка, нитка и узелок».
Цель: Ловкость, внимание, сплоченность, умение действовать в группе, коммуникативные навыки. Активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.
Платок.
Цель: Выразительно двигаться, выполнять соответствующие тексту действия. Ускорять или замедлять движения в зависимости от темпа. Развивать творческое воображение. Умение ориентироваться в пространстве, закреплять качества лёгкого бега на носочках, простого шага, поскоков, бокового галопа. Самостоятельно реагировать на изменения темпа. Активизировать внимание.
«Кто соберёт больше лент».
Цель: учить детей прыгать вверх на месте, стараясь достать ленточку, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги.
«Гуси-лебеди».
Цель: Упражнять детей в беге, выполнении основных движений. Учить действовать по сигналу воспитателя, формировать умение переключать внимание. Повышать двигательную активность детей.