Наталья Кузнецова
Проект «Путешествие в страну математики» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, информационно - исследовательский
Тип проекта : долгосрочный, групповой
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: ноябрь - май
Проблема возникновения проекта :
Публикация «Проект „Путешествие в страну математики“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Дети младшего дошкольного возраста испытывают затруднения в формировании математических представлений, что обусловлено возрастными особенностями. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому для формирования математических представлений я использовала занимательные игровые ситуации, математические игры, дидактические игры. Все это помогает решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Актуальность темы:
ФГОС предусматривает развитие у дошкольников таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. И в конечном итоге поможет детям в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Цель проекта :
Создать условия для формирования элементарных математических представлений у дошкольников через совместную игровую деятельность.
Задачи проекта
Обучающие:
• формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; а также форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
• обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, т. е. вести диалог;
• формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
• совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте).
Развивающие:
• развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя;
• развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике;
• развивать наглядно-образное мышление.
Воспитательные:
• воспитывать эмоционально положительное отношение к продуктивной деятельности;
• воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
- проявление большого интереса к занятиям по математике;
- увеличить интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр, игровых упражнений, чтения художественной литературы;
- развивать чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию;
- стремиться преодолевать трудности;
- воспитывать стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
План реализации проекта :
Этапы и сроки реализации проекта Содержание деятельности Результат
Организационно – подготовительный (ноябрь-декабрь) 1. Обоснование актуальности темы;
2. Определение цели и задач проекта;
3. Подбор литературы, пособий;
4. Изготовление дидактических и развивающих игр;
5. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
6. Составление тематического планирования мероприятий Наличие у участников проекта четких представлений о необходимости развития элементарных математических представлений у детей младшего возраста
Основной (январь – апрель)
Организационная деятельность в соответствии с тематическим планированием Наличие тематического плана мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений.
Повышение интереса у детей к образовательной деятельности ФЭМП.
Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей.
Заключительный (май) 1. Обобщение результатов
2. Анализ деятельности Наблюдение за развитием математических способностей детей и планирование дальнейшего их усовершенствования
Реализация этапов проекта :
№ мероприятия цели срок
1 этап - подготовительный
1. Подобрать наглядно – дидактические пособия и игры, демонстрационный материал, подвижные игры, художественную и методическую литературу - создать необходимые условия для реализации проекта ноябрь
2.
3.
4. «Круглый стол» с участием родителей и детей
Анкетирование родителей
Выставка дидактических игр - обсудить цели и задачи проекта;
-способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике во 2 младшей группе;
-сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта
-выявить интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников
- познакомить родителей с играми по математике, развивающими игровую деятельность детей; декабрь
5. Изготовление дидактических пособий по ФЭМП - пополнить развивающую среду новыми дидактическими играми ноябрь - декабрь
6. Подбор и разработка конспектов НОД по разным видам деятельности детей - решение задач по ФЭМП ноябрь - декабрь
2 этап - основной
1.
ОД -формирование математических представлений у дошкольников через организованную деятельность в соответствии с тематическим планированием Январь-апрель
2. Дидактические игры:
«Наряди матрешку»
«Сплетем коврик»
Игры с песком:
«Выложи орнамент»
«Найди домик»
«Выбери мозаику определенного цвета»
Игры с дидактическим зонтом: «Что вверху, что внизу»
«Спрячемся от дождика»
«Паровоз с цифрами»
«Подбери по цвету»
«Кому какая форма»
«Три квадрата»
«Составь целое из частей»
«Времена года и суток»
«Справа – слева, сверху – снизу»
«Раз, два, три, четыре…»
Игры с логическими блоками Дьё неша:
«Чудесный мешочек»
«Чего не стало?»
«Что изменилось?»
«Что лишнее?»
«Продолжи дорожку»
«Найди пару»
«Цифры» -расширять знания детей по ФЭМП через дидактическую игру.
- учить выбирать геометрические фигуры соответственно форме;
- развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, воображение и творческие способности;
- развивать сенсорное восприятие, тактильные ощущения при игре с песком, развивать образное мышление;
- развивать сенсорное восприятие, пространственные отношения;
- развивать сенсорное восприятие, умение соотносить цвет с формой;
- знакомить детей с числительными в пределах 5;
- развивать структуры логического и ассоциативного мышления;
- учить формировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины;
- учить соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: большой, средний, маленький;
- развивать умение составлять круг (квадрат, треугольник) из двух (трех, четырех) частей;
- учить составлять логическую цепочку;
- формировать пространственные представления, учить определять положение предметов относительно чего-либо;
- закрепить умения считать до 5
- формировать умение группировать по одному признаку (форме, по двум признакам (цвету и форме, развивать умения ориентировки в пространстве;
- развивать тактильные ощущения;
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- учить подбирать пару к предмету, опираясь на цвет, форму, размер
-упражнять в устном счете; учить соотносить количество предметов к цифре;
Январь-апрель
3. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»
«Детский сад»
«День рождение куклы Кати»
«Семья»
«Парикмахерская»
«Больница»
«Автобус» - развивать математические представления детей в сюжетных играх
Январь-апрель
4. Продуктивная деятельность:
-аппликация «Украсим тарелочку»
-«Веселые снеговики»
«Флажки такие разные»
«Оденем кукол на прогулку»
- лепка «Башенка»
«Миски для трех медведей» -использовать полученные знания и умения в продуктивной деятельности
- закрепить геометрическую форму – круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге;
- учить конструировать образ снеговика из трех разных по размеру кругов;
- учить составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету или форме;
- учить составлять узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры по величине: большие и маленькие
- учить составлять башенку из нескольких частей, накладывая одну на другую;
- учить лепить миски разного размера (большую, среднюю и маленькую) Январь-апрель
5. Подвижные игры:
«Найди свой домик»
«Мы идем по кругу»
Мой веселый звонкий мяч»
«Карусель»
«Кот и мыши»
«Бабочки и цветы»
«Мы шагаем»
«Цветные фонарики»
«Достань ленточку»
«Догони мяч»
«Ноги и ножки»
«Выбери мяч» Закреплять полученные математические представления через подвижную игру:
- закреплять умение различать цвета;
- закреплять умение находить в пространстве предложенные предметы;
- закреплять понятие большой и маленький;
- учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения;
- учить становиться в круг (большой и маленький);
- учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Январь-апрель
6. Художественное творчество:
Выкладывание геометрических фигур из бус, палочек, другого бросового материала
- закреплять математические представления с использованием нетрадиционных технологий Январь-апрель
7. Художественное слово закреплять математические представления с помощью литературных произведений Январь-апрель
3 этап - заключительный
Обработка и оформление проекта
Анализ результативности
Подведение итогов диагностики
- завершение проектной деятельности по развитию математических представлений во второй младшей группе;
- обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности Май
Роль родителей в реализации проекта :
Через анкетирование родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, было выявлено, что у родителей создалось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-либо математических понятий. Также стало понятно, что у детей дома достаточно игрушек, но покупаются они без учета возраста и перспективы на развитие. В основном это дорогие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Чтобы познакомить родителей, как сделать математику интересной для детей, я организовала выставку дидактических игр и пособий.
Совместно с родителями обсудила, чем полезна игра, сделанная своими руками. Используя Интернет-ресурсы подобрали такие игры, которые помогут развить у ребенка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь. И с помощью родителей изготовила новые дидактические игры, используя самые простые и доступные материалы.
Продукт проектной деятельности :
Итоговая образовательная деятельность по познавательному развитию детей второй младшей группы «Под грибом» по мотивам одноименной сказки В. Сутеева
Перспективы дальнейшего развития:
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое необходимо для успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. И достигнуть этой цели поможет решение ряда задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, развивается и детский интеллект. Поэтому главную основу всей работы должно составлять развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
Вывод:
В ходе реализации проекта у детей развился интерес к познавательной деятельности не только во время образовательной организованной деятельности, но и в различных режимных моментах. Появился больший интерес к занятиям по ФЭМП. Возросло желание и стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу.
Используемая литература:
1. Младший дошкольник в детском саду. Учебно – методическое пособие/Т. М. Бабаева и др. - СПб. : Детство – пресс,2008г.
2. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. – М. :СФЕРА, 2014.
4. Белошистая А. В. Занятия по ФЭМП для дете1 3-4 лет. - М. ,2005.
5. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет/под ред. Парамоновой Л. А. -М., 2014.
6. Сборник подвижных игр. Для занятий сдетьми 2-7 лет/ авт. Степаненкова Э. Я. -М., 2014
7. Конструирование. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4 лет. - СПб., 2015.
8. Хрестоматия для маленьких/ сост. Елисеева Л. Н. - М., 1987.
9. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992
10. Комарова Т. С. Занятия по ИЗО во второй младшей группе. – М., 2007.