Ольга Отто
Проект «Путешествие в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
При поступлении ребёнка в школу, его обычный образ жизни меняется и полностью перестраивает жизнь ребёнка. Возникают новые взаимоотношения с людьми. В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться тревожностью, снижением активности.
Проблема игры как деятельности, имеющий особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л. С. Выгодский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин). В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребёнка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин). Игра содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнка форме. Игра не разъединяет, а объединяет мир взрослых и детей, обеспечивая создание условий для психологического развития и взросления, подготовки ребёнка к будущей жизни.
Публикация «Проект „Путешествие в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Сюжетно-ролевая игра самая привлекательная деятельность для детей, ребенок при игре ощущает свободу в своих действиях, в отношениях и в суждениях. Ролевая игра развивает у ребёнка творческие способности, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа и играет определенную роль.
Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится выносливее и смелее.
Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основанной на программе «Радуга» (Проект). Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам ДО. В программе «Радуга» подробно не рассмотрены вопросы использования игровой мотивации в процессе сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников. В следствии с этим возникла необходимость в решении этой проблемы через проектную деятельность.
Метод проектов - один из видов деятельности, который используется в воспитательно - образовательном процессе нашего детского сада.
Предлагаемый проект поможет подготовить ребёнка к переходу от игровой деятельности к учебной. Развить психические процессы будущего первоклассника (память, мышление, восприятие и внимание). Подготовить руку ребёнка к письму (мелкая моторика). Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым и школе). Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях). Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребёнка к школе. Данный проект предусматривает поэтапное ведение работы с разными категориями участников (родителями, детьми, педагогами, узкими специалистами) по отдельности и вместе, предлагая системный подход к решению вопроса по организации игровой деятельности в ДОУ.
Актуальность:
Учебная деятельность сложна для дошкольника и автоматический переход на неё без предварительной подготовки просто не возможен. К моменту поступления в школу дошкольник должен представлять о том, что его ждёт, каким образом происходит учебный процесс. Самое главное у ребёнка должно быть желание идти в школу и учиться. Если ребёнок не готов к новому социуму, даже при наличии запаса умений и навыков ему будет трудно. У некоторых детей перед поступлением в школу появляются страхи, тревога и неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии и это усиливает тревожность и снижается самооценка.
Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Предлагается новый подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу ими постепенно усложняющихся игровых умений. Исходя из этого, я решила применить в своей работе проект по сюжетно-ролевой игре «Путешествие в школу». В работу активно включились родители и дети.
Новизна проекта состоит в том, что используемая педагогическая диагностика разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
В данном проекте я рассматриваю проблему развития сюжетно- ролевой игры через знакомство со сверстниками и школьными профессиями.
Объект изучения: Школьная деятельность, сюжетно-ролевая игра «Школа»
Гипотеза: Сюжетно – ролевая игра «Школа», одна из лучших видов деятельности, имеющая непринужденный и свободный характер, которая позволяет не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать грамотного ученика.
Интеграция образовательных областей: В связи с внедрением в работу в детском саду ФГОС ДО появилось 5 образовательных областей:
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Педагогическая целесообразность:
Возникновению проекта послужило ряд причин, одна из которых, снижение уровня игровой мотивации к школьному обучению. С целью изучения игровых навыков у детей и в рамках реализации проекта была проведена педагогическая диагностика уровня игровых навыков и умений у старших дошкольников. Цель диагностики — выявление уровня игровой деятельности старших дошкольников для обоснования педагогической значимости проекта «Путешествие в школу». Диагностика игровой деятельности у дошкольников проходила в естественных условиях (в игровой форме). Результаты показали, что дети в целом с интересом участвовали в выполнении игровых заданий, однако не все дети умеют договариваться с партнерами, кто с кем будет играть. Не все дети могут выполнять роль ведущего. Анализируя результаты диагностики, следует отметить, что в группе 24 ребёнка, из них 67 % детей со средним уровнем развития. Дети с низким уровнем развития составляют 33 %. Для таких детей характерно безразличие по отношению к происходящему. Они не любят общаться со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве. Таким образом, по итогам диагностического исследования можно отметить, что третья часть детей (а это 33 % от группы) находится в позиции пассивного участия, не проявляет заинтересованности и активного эмоционального реагирования. Это обуславливает актуальность, значимость проекта и педагогическую целесообразность проекта.
Педагогическая значимость данного проекта обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности воспитателей, а повышение низкого уровня развития игровой деятельности у детей мотивирует желание обучаться в школе.
Паспорт проекта
Наименование проекта Краткосрочный, групповой, игровой проект
сюжетно-ролевой игры «Путешествие в школу».
Заказчик проекта Администрация МБДОУ «Детский сад №1 «Елочка», города Юрги.
Основание для разработки проекта -Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31);
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (в новой редакции от 01.09.2013 г. № 273 - ФЗ);
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г «N 124-ФЗ);
- Федеральная целевая программа «Радуга», «Одарённые дети»;
-Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010 – 2015г. г. (утверждённая распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р от 21.10.2010г.).
Автор-составитель проекта Руководитель проекта :
Отто О. Н., воспитатель, высшая квалификационная категория.
Координатор проекта :
Митяева Н. М., старший воспитатель высшая квалификационная категория.
Цель и задачи проекта Цель : Повысить уровень игровой деятельности, игрового диалога и игровых действий с предметами, а также развитие сюжета игры.
Задачи: - дети
Познавательное развитие: Познакомить с понятиями: «школа», «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «директор», «охранник», с режимом дня школьника, расписанием уроков.
Речевое развитие: Развивать диалогическую и связную речь. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться, распределяя роли.
Художественно-эстетическое развитие: Способствовать развитию творческого мышления и воображения, умения творчески развивать сюжеты игры.
Физическое развитие: Способствовать снятию психического и физического напряжения через игровую деятельность.
Родители: Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме проекта. Познакомить родителей будущих первоклассников с вопросами готовности детей к школьному обучению. Разработать консультации для родителей с рекомендациями по проведению сюжетно-ролевых игр дома.
Педагоги: Познакомить воспитателей с современной методической литературой по сюжетно-ролевой игре.
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации : с 18 по 29 января 2016 года
1 этап – подготовительный (с 18 по 22 января)
2 этап - Основной (с 25 по 28 января)
3 этап- заключительный (29 января)
Механизм реализации проекта Проект реализуется через работу педагогов с воспитанниками группы «Дельфинчики».
Предполагаемый результат:
В процессе игры дети смогут учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с собственной ролью и ролью партнёра, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения. Через игру взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них, в том числе и в школьной жизни.
А моделирование аффективной стороны социального взаимодействия в игре позволит подойти к воспроизведению смысла изображаемых в игре отношений между персонажами.
Объем и источники финансирования проекта Объё м финансирования:
Указка-30 рублей, глобус-450 р., школьная доска- 2000р., мел-40р., «журнал» для учителя-60р., тетради для учеников-24 тетради по 12р, Изготовление мини- альбомов, мини-тетрадей, мини-книжек. (Телевизор-4000р., ДВД-2000р--- имеются в наличие).
Итого: 2868 рублей.
Источники финансирования:
Родители старшей группы МБДОУ «Детский сад №1 «Елочка»
Организация контроля за исполнением проекта Координацию работы и контроль за исполнением проекта осуществляет администрация МБДОУ «Детского сада №1 «Елочка».
Этапы реализации проекта :
Процесс Совместная деятельность
педагога и детей Деятельность
педагога
Подготовительный
Выявление проблемы Педагогическая диагностика игровых навыков; игровой среды (наблюдение) Педагогическая диагностика по целевым ориентирам по ФГОС ДО.
Анализ используемой литературы Изучение литературы, методичек.
Организационная работа
Теоретическое направление Чтение художественной литературы
«Маленькая школьница» Н. Забила
Заучивание стихотворения
«Первое сентября» В. Берестов
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление атрибутов для игры в школу : мини-тетради, мини-журнал, мини-книжка «Зайка в школе», парта, доска.
Оформление предметно-развивающей среды группы (школьный уголок, альбомов: «Скоро в школу», «Хочу всё знать о школе», «Школа», «Скоро в школу мы идём».
Беседа с детьми:
«О школе» и рассматривание иллюстраций и их обсуждение.
«Дидактические игры:
«Первоклассник»
Магнитная азбука, счётные палочки, кубики с буквами и цифрами.
«Настольно-печатные игры: «Зайкина азбука», «Учимся писать», «Звуки», «Речевой этикет».
Работа с родителями:
Анкета «Выявление игровых интересов и предпочтений ребёнка»
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Беседа «Портрет будущего первоклассника по ФГОС».
Консультация: «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».
Приобретение родителями тетрадей, ручек, карандашей, альбомов, указки, портфелей (папок).
Подбор художественной литературы.
Проведение ряда работ с детьми, основанных на теоретических знаниях.
Пополнение предметно-пространственной среды в группе.
Придумывание воспитателем материала для игры в школу, работа по организации детей
.
Анкетирование
Подбор наглядного материала в родительский уголок.
Разработка консультаций для родителей
Пополнение предметно-развивающей среды.
Практическое занятие Экскурсия
Подготовка и проведение экскурсии в среднюю школу № 1 (с родителями).
Учитель начальных классов
Основной
Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства. Обеспечение руководства
Распределение ролей.
Взятие на себя второстепенной роли.
Обсуждение содержания игры — вопросы.
Руководство организацией игрового пространства.
Игровая деятельность детей Игра.
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером.
Изменение ролевого действия в ходе игры. Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций
Заключительный
Итог. Принимают участие в обсуждении проведенной игры.
Оценивают умение играть вместе. Подготовка к тематической выставке детской литературы на школьную тему. Подготовка фотоотчета о проделанной работе.
Подведение итогов игры.
Педагогическая диагностика игровых умений и навыков.
Фотоотчёт.
План мероприятий по реализации проекта
Дата Вид деятельности Форма проведения Образователь-
ная область Участ-ники
Понедельник
18. 01
Реализация проекта
Коммуникативная деятельность 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Анкета для родителей «Игровая деятельность вашего ребёнка» Познаватель-ное развитие Воспита-тель,
родители
Вторник
19. 01 Музыкальная деятельность
Коммуникативная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность 1. Прослушивание песни
«Чему учат в школе»
2. Рассказ воспитателя о годах учебы в школе.
3. Настольно-печатные игры: «Зайкина азбука», «Учимся писать», Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие Воспита-тель, музыкальный руководитель, дети
Среда
20 .01 Восприятие художественной литературы
Игровая деятельность 1. Подбор новой методической
литературы для воспитателей старшей и подготовительной группы. 2. Настольно-печатные игры: «Звуки», «Речевой этикет». Речевое развитие
Познавательное развитие
Воспита-тель,
дети
Четверг
21. 01 Реализация проекта 1. Разработка рекомендаций, консультаций для родителей.
2. Беседа: «Портрет будущего первоклассника по ФГОС». 3. Беседа о школе. Познавательное развитие
Речевое
развитие
Речевое
развитие Воспита-тель, родители
дети
Пятница
22. 01 Продуктивная деятельность
Коммуникативная деятельность 1. Подбор иллюстраций на школьную тематику и рассматривание с детьми. 2. Составление рассказов по картинам. Познавательное развитие
Речевое развитие Воспита-тель, дети
Понедельник 25.01 Воспр. худож. литературы 1. Подбор стихов, загадок, пословиц на школьную тематику и заучивание с детьми.
2. Заучивание стихотворения
«Первое сентября» В. Берестов
Речевое развитие
Речевое развитие Воспита-тель, дети
Вторник 26. 01 Самообслуживание и элементарныйбытовой труд
Конструирова-
ние 1. Организация развивающей среды в группе: оформление школьного уголка, альбомов: «Скоро в школу», «Хочу всё знать о школе».
2. Изготовление мини-книжек, тетрадей.
Социально-коммуникатив-
ное развитие
Художественно-эстетическое развитие Воспита-тель, родители
Среда 27. 01 Воспроизведение художественной литературы
Изобразитель-ная деятельность 1. Чтение и обсуждение произведения на школьную тематику : «Маленькая школьница»
Н. Забила
2. Рисование на школьную тематику : «Портфель»
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Воспита-тель, дети
Четверг
28. 01 Реализация проекта
Познавательно-исследовательская деятельность
Игровая и двигательная деятельность 1. Тематическая выставка детской литературы.
2. Дидактическая игра «Первоклассник».
3. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в школу».
4. Подвижная игра «Ручеек».
Познавательная деятельность
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие Воспита-
тель, дети
Пятница 29. 01 Игровая
Деятельность
Двигательная деятельность 1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в школу». 2. Подвижная игра «Ручеек».
2. Подведение итогов игры. Социально-коммуникатив-ное развитие
Физическое развитие Воспита-тель, дети
Взаимодействие с семьё й:
Пропаганду знаний среди родителей по вопросу «Сюжетно-ролевая игра» осуществляю в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Значение сюжетно-ролевой игры», «Роль игры в подготовке детей к школе» и другие.
В индивидуальной беседе старалась тактично и ненавязчиво объяснить родителям, как играет в группе их ребёнок и как общается со сверстниками. Что у него получается, а в чём испытывает затруднения. Многие родители прислушиваются к советам и тогда виден результат.
Заключение
В результате проектной деятельности у каждого ребёнка повысился интерес к школе и школьной жизни.
Проведённая работа позволила детям старшего дошкольного возраста не только научиться играть и совершенствовать диалогическую речь, но и самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Дети усвоили правила поведения в школе, усвоили в самостоятельной деятельности ролевые действия и ролевой диалог. А также преодолели тревожность и волнение перед школой.
Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к сюжетно-ролевым играм, т. е. дети часто просят поиграть в понравившуюся игру.
Для меня важно, что моя работа не прошла даром, т. к у детей повысился уровень игровой деятельности, и самое главное – виден результат работы- дети с удовольствием играют в школу и общаются друг с другом.