Инна Черногузова
Проект «Скоро в школу мы пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
«Скоро в школу мы пойдем»
Творческий, практико – ориентированный проект
Авторы проекта :
Черногузова И. К.
Лиханова Н. И.
Юрга 2018
Тема: «Скоро в школу мы пойдем»
Форма проведения: проект
Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.
Авторы проекта : Черногузова И. К., Лиханова Н. И.
Публикация «Проект „Скоро в школу мы пойдем“» размещена в разделах
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Время проведения: среднесрочный с 26.02.2018г. по 26.03.2018г.
Актуальность проекта :
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир. Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Новизна:
Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».
Постановка проблемы:
Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе, но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах.
Результаты теста «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство школьников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.
Цель проекта : повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе детей подготовительной группы.
Задачи по реализации проекта :
Для детей:
формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
развивать компетентности будущих первоклассников (социально – коммуникативную, информационную);
воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.
Для родителей:
заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
создание условий, облегчающих школьную адаптацию.
Оборудование для педагога: конспекты занятий НОД, наглядные пособия, фото, иллюстрации, подборка произведений художественной литературы, атрибуты для игр, кукла Катя в школьной форме, цветная бумага, картон, ножницы, клей, компьютер, принтер, фотографии.
Оборудование для детей: кисти, краски, карандаши, фломастеры, школьные наборы, пластилин, цветная бумага, ножницы, материал для игр, подборка мультфильмов на школьную тематику, книги, журналы, энциклопедии.
Действия педагога: создание альбома рисунков «Моя школа», «создание фотогазеты «Мамы и папы тоже были первоклашками», создание книги сочинений на школьную тему, подготовка развивающей среды для проведения занятий, бесед, подготовка атрибутов для совместной деятельности с детьми.
Работа с родителями: привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта, мотивация родителей для бесед с детьми о школе, для рассказывания о своем детстве, о воспоминаниях о школьных годах, совместное с детьми чтение книг о школе, подбор дидактических игр на школьную тематику, подбор мультфильмов о школе.
Ожидаемые результаты:
Дети:
осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Родители:
Владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Педагоги:
Будут созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей, родителей и детей, педагогов и детей;
Подобран наглядный и демонстрационный материал;
Повысится информированность в разных вопросах воспитания детей;
Будет защита проекта с презентацией и предоставлением продукта проекта.
Этапы работы над проектом :
- Подготовительный этап;
- Выявить уровень знаний детей о школе через беседу;
- Формулировка цели и задач проекта;
- Составление плана основного этапа;
- Создание картотек;
- Подборка методического материала;
- Изготовление и приобретение атрибутов для игр, наглядного материала, дидактических игр.
Таблица этапов
Эта-пы Деятельность детей Деятельность педагога Формируемые умения
Подготовительный
Участвуют в опросах, беседах, отвечают на вопросы воспитателя, показывают свои знания о школе.
Производит опрос детей по знаниям о предстоящей учебе в школе. Определяет тему, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирует результаты проекта, обсуждает с родителями содержание проекта, выясняет возможности, выявляет средства, необходимые для реализации проекта; определяет содержание деятельности всех участников проекта. Видят и понимают проблему; формируют цель: узнать больше о школе; предлагают пути достижения цели.
Планирование Вживаются в игровую ситуацию, принимают поставленные задачи, дополняют, договариваются о предстоящей работе с родителями и педагогами. Подборка методических пособий, художественной литературы по теме.
Составляет картотеку пословиц, поговорок, стихотворений о школе и школьных принадлежностях, сюжетно - ролевых, дидактических, пальчиковых игр. Разрабатывает конспекты ООД, совместной деятельности, консультаций.
Соотносят свою деятельность с этапами проекта; договариваются с родителями, активно участвуют в обсуждениях.
Формируются способности к беседе, общению, к работе сообща. Приобретают умение понять и принять информацию, делать выводы.
Формируется интерес к процессу обучения.
Основной
Рассуждают, рисуют, раскрашивают, играют в дидактические и сюжетные игры слушают и заучивают детские стихи и песни о школе, рассматривают иллюстрации, школьные фотографии родителей.
- Беседа «Как построить свой день». (Составление режима дня, «Что такое школа?» «Кто работает в школе?», «Чем школа отличается от детского сада?».
- Чтение и рассказывание стихотворений о школе. «Что такое школа» Автор: Л. А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» «Три звонка» Автор: Агния Барто. Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л. Толстой «Филиппок». Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.
Слушание детских песен:- Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков- «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский, "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок, «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский-
Конструирование «Здание школы»
«Консультация для родителей: «Критерии готовности ребенка к школьному обучению", - Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»-.Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
Рассматривают проблемные ситуации, рассуждают, беседуют.
Консультация «Леворукий ребёнок»
Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»
-Словесные и дидактические игры школьной тематики : «Домино», «Первоклассник», «Дроби», «Собери портфель в школу», «Магазин школьных принадлежностей».
- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»
заключительный
Заключительный
Дети, танцуют, рассказывают стихи поют песни Рисуют: «Мой портфель», «Моя будущая школа»
Аппликация: «Ажурная закладка для книг» Составление презентации проекта «Скоро в школу мы пойдем», создание книги «Сочинения о школе», оформляет выставку рисунков «Моя школа», фотовыставка «Наши мамы и папы тоже были первоклашками», памятки и консультации для родителей по тематике.
Формируется представление у детей о школе.
Могут выполнять любые созидательные действия, доводить свою мысль до слушателей, словесно описывать свои действия.
рефлексия
Анализ, закрепление полученных знаний. Дети рисуют, раскрашивают, вырезают, поют, учат стихи, создают коллажи. Подготовка работ на групповую выставку.
Оформление проекта и презентации.
Анализ проделанной работы. Защита проекта.
Проведение развлечений: «Вечер школьных песен», «Встреча с первоклассницей!», «Вечер ребусов и загадок».
План проекта
Образовательная область Форма организации Материал и оборудование
1 неделя
• Речевое развитие
• Социально –коммуникативное развитие
• Физическое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Познавательное развитие
• Познавательно – исследовательская деятельность
Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей и т. д.
Беседы: «Каким я буду первоклассником?», «Профессия учитель».
Составление рассказа: «Каким будет мой первый день в школе?»
НОД ФЦКМ «Кто нас учит в школе?»
НОД ХЭР (Рисование) «Школьный портфель»
Театрализованная игра «Петрушка идет в школу»
НОД (Развитие речи) «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»
Чтение художественной литературы: В. Воронкова «Подружки», В. Берестов «Считалочка».
Подвижные игры: «Собери скорей портфель», «Урок – перемена».
Чтение пословиц и стихов о школе.
Дидактические игры «Для чего нужен предмет?», «Первоклассник».
Настольно – печатные игры школьной тематики : «Расшифруй слова», «Слоговые домики».
Просмотр презентации «1 сентября – День знаний!»
Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков.
2 неделя
-Картинки на тему школа и школьные принадлежности.
Картотеки игр, пословиц.
Художественная литература, наглядное пособие.
Сюжетные картинки, краски, альбомный лист, карандаши, стаканчик с водой, флешка.
Конспекты занятий.
Художественная литература
2 неделя
• Речевое развитие
• Социально –коммуникативное развитие
• Физическое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Познавательное развитие
• Познавательно – исследовательская деятельность
Беседа «Школьные правила»
Чтение В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день».
Просмотр мультфильмов «Вовка в тридесятом царстве», «Козленок, который умел считать до 10».
НОД ХЭР (лепка) «Мы школьники».
Кукольный театр «Как Буратино в школу ходил».
Просмотр презентации «Правила поведения для воспитанных детей в школе».
Загадки о школе и школьных принадлежностях.
Самомассаж пальцев и кистей рук «Наш веселый карандаш».
Пальчиковая гимнастика «В школу».
Словесные и дидактические игры школьной тематики : «Домино», «Первоклассник», «Дроби», «Собери портфель в школу», «Магазин школьных принадлежностей».
Слушание песни: «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский.
НОД Конструирование «Здание школы».
НОД ФЦКМ «Путешествие с солнечным зайчиком».
НОД ХЭР (аппликация) «Ажурная закладка для книги».
Театрализованная игра «Мальвина учит Буратино».
Интеллектуальная игра: «Умники и умницы».
Картинки на тему школа и школьные принадлежности, атрибуты для игр.
Сюжетные картинки, цветная бумага, клей, салфетки.
Картотека.
Флешка,конструктор Лего.
Конспекты занятий.
Художественная литература
3 неделя
• Речевое развитие
• Социально –коммуникативное развитие
• Физическое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Познавательное развитие
• Познавательно – исследовательская деятельность
Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л. Толстой «Филиппок». Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.
Дидактические игры: «Собери портфель в школу», «Магазин школьных принадлежностей».
- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»
Слушание песни: "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок.
НОД ФЦКМ «Скоро в школу!».
НОД ХЭР (рисование) «Моя будущая школа».
Просмотр мультфильма «Опять двойка», чтение сочинений, написанных совместно с родителями на тему «Школа, в которой я буду учиться».
Обыгрывание ситуаций «Школьная форма», «Что делать, если получил двойку».
Настольно – печатные игры: «Логический поезд», «Легкий счет», «Числовые домики».
Тест: «Что я знаю о школе?»
НОД «Звучащие кубики»
Сюжетно – ролевая игра: «Школьный урок».
Заучивание поговорок и пословиц о школе.
Наглядное пособие,
иллюстрации, карточки-символы, обозначающие качества, заготовки для изготовления коллажа, простые карандаши, цифры от 1до10.
Конспекты занятий, флешка,
Картотека игр и загадок, пословиц и поговорок.
Художественная литература.
4 неделя
4неделя
Речевое развитие
• Социально –коммуникативное развитие
• Физическое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Познавательное развитие
• Познавательно – исследовательская деятельность
Беседа «Чего я жду от школы»
НОД РР Составление рассказа по картине «Скоро в школу!»
Чтение художественной литературы: умная сказка из цикла М. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Собирание портфеля», «Госпожа аккуратность».
П/И «Линеечка»
НОД ХЭР (Аппликация)
«Пригласительная открытка на выпускной бал».
Слушание песен о школе.
«Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский, "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок,
Чтение и рассказывание стихотворений о школе. «Что такое школа» Автор: Л. А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» «Три звонка» Автор: Агния Барто
Дидактические игры:
«Цепочка слов», «Буква заблудилась», «Лабиринт».
Просмотр презентации «История школьной формы»
Ситуативная беседа: «Почему нужно учиться в школе?».
Выставка детских рисунков «Моя школа».
Создание сборника творческих сочинений «Школа, в которой я буду учиться», «Вспомним, какими мы были в младшей группе».
Фотогазета «Наши мамы и папы тоже были учениками».
Встреча с первоклассницей.
Пальчиковая игра «Счет».
Картотека.
Наглядное пособие. Художественная литература, флешка.
Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.
Сборник музыкальных композиций по теме.
Литература:
1. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.
2. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.
3. Завьялова Н. А., Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе, -Учитель, 2009.
4. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада/ З. А. Михайлова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 56с
5. Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М. : Школа – Пресс, 1998. – 156с. 14.
6. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей/
7. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. - Спб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.- 52с. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику/ А. А. Смоленцева. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 49с
8. Обучаем детей грамоте в игровой форме // И. А. Быкова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005. – 67с. 17.
9. Т. А. Сидорчук. Окно в школьный мир : Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ) Стр. 63
.