МААМ-картинки

Проект «Скоро в школу»

Ольга Курченко
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Актуальность проекта ….…4

Новизна проекта…. …. 5

Цель и задачи проекта…. 5

Ожидаемый результат проекта….5

Структура непосредственно образовательной деятельности…6

Тематическое планирование первый год обучения….7

Тематическое планирование второй год обучения…. 9

Содержание проекта первый год обучения…11

Содержание проекта второй год обучения…. 16

Глоссарий….21

Список литературы…. 22

Приложения….24

Актуальность проекта

Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах

На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. Проблема готовности к школьному обучению чаще всего представляется комплексной задачей. Если предположить, что готовность есть некая система психологических свойств и характеристик индивида, то их уровневый показатель и соподчинение можно рассматривать как условие, определяющее успешность будущего школьника. Тем не менее, несмотря на различия подходов и главенствующую роль в них какого-либо фактора, принято считать, что оптимальная успешность обучения первоклассников на начальном этапе зависит от их качеств, развивающихся и совершенствующихся в ходе учебной деятельности.

В последнее время требования школы к уровню развития дошкольника значительно возросли – возникла необходимость целенаправленного развития ребёнка для успешного обучения в школе.

Стихийное формирование познавательной деятельности ребёнка без учёта закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию, так как все познавательные процессы взаимосвязаны, прежде всего, развиваются в комплексе как познавательные способности. Каждый познавательный процесс имеет своё место в процессе получения и переработки информации, а также свой период для отдельных его компонентов. Познавательная деятельность ребё нка может развиваться в процессе освоения различных видов деятельности: прежде всего, игровой, затем учебной, художественной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, чтение детской литературы, спортивной и трудовой. Но специально организованные развивающие занятия оказывают существенное влияние на развитие познавательных процессов. Участие взрослого в развитии познавательных способностей ребёнка позволяет обучать ребёнка познавательным приёмам, влияет на формирование познавательных интересов, усиливает положительные эмоциональные переживания. Активное позитивное отношение к успехам ребёнка в познавательной деятельности обеспечит ребёнку положительную самооценку, которая влияет на развитие личности.

Способности человека представляют собой сложное психическое образование, которое недостаточно изучено психологической наукой, но определён высокий уровень их организации, обусловленный включением в их состав множества различных психических явлений и отдельных свойств познавательных процессов и свойств личности, которые образуют динамическую систему в процессе освоения какой-либо деятельности и проявляются в процессе деятельности. Учёные считают, что развиваются способности на основе врождённых «задатков», которые проявляются в процессе обучения, обогащаясь приёмами, необходимыми для выполнения деятельности: они встраиваются в психологические механизмы, изменения их структуру. Способности, участвующие в профессиональной деятельности, называют специальными, а познавательные, или интеллектуальные, способности называют общими, так как они участвую в любой деятельности и обеспечивают её освоение.

Нам известно из научных исследований и личного опыта, что способности человека к различным видам деятельности индивидуальны. Уровень их развития и скорость освоения отличаются у отдельных людей. Эта закономерность проявляется и в познавательных способностях. Практический опыт показывает, что исходные предпосылки для развития способностей являются врождёнными, но можно стимулировать развитие некоторых из них с помощью специальных методов и условий обучения.

Особые успехи получены в процессе работы с дошкольниками по развитию познавательных способностей. Комплекс развивающих непосредственно образовательной деятельности позволят целенаправленно развивать познавательные процессы и их свойства.

Дошкольный период – это самый активный период для развития познавательных процессов.

Познавательные процессы взаимно влияют друг на друга – и в процессе функционирования, и в развитии. Ощущение, восприятие и внимание обеспечивают получение первичной информации из внешнего мира, мышление, воображение и память – перерабатывают её, а речь переводит эту информацию на уровень второй сигнальной системы, что позволяет ребёнку осваивать опыт человечества и общаться. Согласованная работа познавательных процессов влияет на объективное отражение ребёнком окружающего мира, на развитие его личности и обеспечивает адекватное приспособление к нему.

Своевременная диагностика уровня развития компонентов познавательного процесса поможет избежать отставания психического развития, которое может привести к задержке в развитии других сфер психики ребёнка, его адаптации в окружающем мире и развитии его личности.

Новизна проекта заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребёнка на протяжении старшего дошкольного возраста, с учётом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея нашей работы - в интеграции психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель проекта : психологическое сопровождение ребёнка старшего дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной и социальной компетентности.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

- развитие эмоциональной сферы (ведение ребёнка в мир человеческих

эмоций);

- развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов,

саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;

- развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

- развитие познавательных и психических процессов – внимания, восприятия, памяти, воображения;

- развитие графических навыков;

- формирование позитивной мотивации к обучению.

Ожидаемый результат представленного проекта в первую очередь характеризуется:

- позитивным отношением ребёнка к непосредственно образовательной деятельности;

- отсутствием тяжёлых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности);

- выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Проект имеет отсроченный во времени результат, который определяется успешностью вхождения в ситуацию школьного обучения при поступлении в первый класс. По итогам адаптационного процесса первоклассников, прошедших программу в полном объёме, наблюдается благоприятное течение школьной адаптации. Оно характеризуется устойчивым социометрическим статусом, пониженным уровнем тревожности, высокой произвольностью поведения и направленностью мотивационной сферы на учебную деятельность.

Для отслеживания эффективности развивающей работы с группой мы рекомендуем проведение мониторинга.

В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику и характер компонентов школьной зрелости, нами использовалась Кемеровская программа изучения детей при поступлении в первый класс. Диагностика уровня готовности к школьному обучению детей подготовительной к школе группы.

Структура непосредственно образовательной деятельности (Приложение №1, № 2) состоит из следующих составляющих:

1. Вводная часть: создание положительной эмоциональной атмосферы взаимодействия, настрой на совместную деятельность, целевая установка.

2. Основная часть: выполнение основного задания по реализации цели и задач:

- упражнения для развития познавательных процессов;

коррекционный компонент:

- упражнения для развития мелкой моторики рук и графических навыков;

- коммуникативные упражнения, способствующие снижению агрессивности, снятию эмоционального напряжения;

- релаксация.

3. Заключительная часть предполагает подведение итогов, обсуждение результатов работы.

Проект «Скоро в школу» адресован детям старшего дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю старшая группа продолжительностью 25 минут по подгруппам (численность 10 – 15 человек); подготовительная к школе группа продолжительностью 30 минут по подгруппам. Всего по 24 занятия.

Тематическое планирование первый год обучения

п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата

проведения Факт

I. Раздел Внимание

1 Знакомьтесь – это Я! 1 час Октябрь Октябрь

2 Развиваем внимание 1 час Октябрь Октябрь

3 Самый внимательный 1 час Октябрь Октябрь

4 Как быть внимательным 1 час Октябрь Октябрь

II. Раздел Восприятие

5 Восприятие сенсорных эталонов 1 час Ноябрь Ноябрь

6 Восприятие свойств предметов 1 час Ноябрь Ноябрь

7 Мои помощники ручки 1 час Ноябрь Ноябрь

8 Мой помощник ротик 1 час Ноябрь Ноябрь

III. Раздел Память

9 Диагностика – 1 1 час Декабрь Декабрь

10 Диагностика – 2 1 час Декабрь Декабрь

11 Учимся думать 1 час Декабрь Декабрь

12 Развиваем память 1 час Декабрь Декабрь

IV. Раздел Мышление

13 Развиваем мышление – 1 1 час Январь Январь

14 Мышление и речь 1 час Январь Январь

15 Развиваем мыслительные операции 1 час Январь Январь

16 Развиваем мышление – 2 1 час Январь Январь

V. Раздел Воображение

17 Изучение воображения 1 час Февраль Февраль

18 Развитие воображения – 1 1 час Февраль Февраль

19 Развитие воображения – 2 1 час Февраль Февраль

20 Развиваем воображение 1 час Февраль Февраль

Раздел Речь

21 Развиваем речь – 1 1 час Март Март

22 Развиваем речь – 2 1 час Март Март

23 Вот, что я умею! 1 час Март Март

24 Итоговое 1 час Март Март

Итого: 24 занятия. 24 часа

Тематическое планирование второй год обучения

п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата проведения Факт

I. Раздел Внимание

1 Будем знакомы 1 час Октябрь Октябрь

2 Будем внимательны 1 час Октябрь Октябрь

3 Развиваем внимание 1 час Октябрь Октябрь

4 Самый внимательный 1 час Октябрь Октябрь

II. Раздел Восприятие

5 Мои помощники глазки 1 час Ноябрь Ноябрь

6 Мой помощник носик 1 час Ноябрь Ноябрь

7 Мои помощники ушки 1 час Ноябрь Ноябрь

8 Развиваем восприятие 1 час Ноябрь Ноябрь

III. Раздел Память

9 Развиваем память – 1 1 час Декабрь Декабрь

10 Развиваем память – 2 1 час Декабрь Декабрь

11 Учимся думать 1 час Декабрь Декабрь

12 Развиваем память – 3 1 час Декабрь Декабрь

IV. Раздел Мышление

13 Развиваем мышление – 1 1 час Январь Январь

14 Развиваем мышление – 2 1 час Январь Январь

15 Развиваем мыслительные операции 1 час Январь Январь

16 Развитие логики 1 час Январь Январь

V. Раздел Воображение

17 Развитие воображения – 1 1 час Февраль Февраль

18 Развитие воображения – 2 1 час Февраль Февраль

19 Развитие воображения – 3 1 час Февраль Февраль

20 Развиваем воображение 1 час Февраль Февраль

VI. Раздел Речь

21 Развиваем речь – 1 1 час Март Март

22 Развиваем речь – 2 1 час Март Март

23 Смотрите, что я умею! 1 час Март Март

24 Итоговое 1 час Март Март

Итого: 24 занятия. 24 часа

Содержание проекта первый год обучения

I. Раздел Внимание

Тема 1. Знакомьтесь – это Я!

Ритуал приветствия. Упражнение для снятия эмоционального напряжения. Вводная беседа «Представление». Пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития произвольности, развитие графических навыков. Упражнения для поддержки эмоционально-благоприятного климата. Ритуал прощания.

Тема 2. Развиваем внимание

Ритуал приветствия. Упражнение для создания эмоционального комфорта, развития наблюдательности, памяти. Релаксация. Упражнения на развитие внимания. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на установление эмоционального климата, развитие графических навыков. Ритуал прощания.

Тема 3. Самый внимательный

Ритуал приветствия. Упражнение на развитие коммуникативных навыков, снятия психоэмоционального напряжения. Упражнения на развитие познавательных процессов (внимания и мышления). Упражнение для знакомства с настроениями и эмоциями. Пальчиковая гимнастика. Упражнение для знакомства с характером эмоций и развития графических навыков. Ритуал прощания.

Тема 4. Как быть внимательным

Ритуал приветствия. Упражнения на развитие внимания и обогащение словарного запаса. Упражнение на снижение эмоционального напряжения. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие воображения и графических навыков. Ритуал прощания.

II. Раздел Восприятие

Тема 5. Восприятие сенсорных эталонов

Ритуал приветствия. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу. Упражнение на развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности и мелкой моторики рук. Релаксация. Ритуал прощания.

Тема 6. Восприятие свойств предметов

Ритуал приветствия. Упражнение на развитие навыков общения. Упражнение на развитие восприятия свойств предметов. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольного поведения и мелкой моторики рук. Релаксация. Ритуал прощания.

Тема 7. Мои помощники ручки

Ритуал приветствия. Упражнение на гармонизацию притязания на признание. Упражнение на закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Упражнение на снижение физического напряжения. Ритуал прощания.

Тема 8. Мой помощник ротик

Ритуал приветствия. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Упражнение на совершенствование восприятия и тренировку вкусовых ощущений. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности поведения и мелкой моторики рук. Релаксация. Ритуал прощания.

III. Раздел Память

Тема 9. Диагностика – 1

Ритуал приветствия. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Диагностика зрительной памяти. Пальчиковая гимнастика. Диагностика умения выполнять работу по инструкции. Упражнение на снятие физического напряжения. Ритуал прощания.

Тема 10. Диагностика – 2

Ритуал приветствия. Упражнение на мышечное расслабление, создание эмоциональной атмосферы. Диагностика слуховой памяти. Упражнение на развитие навыков общения в группе. Пальчиковая гимнастика. Тренинг мышечного расслабления. Ритуал прощания.

Тема11. Учимся думать

Ритуал приветствия. Упражнение на развитие памяти. Упражнение на развитие мышления (классификация предметов). Упражнение на физическое расслабление. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Ритуал прощания.

Тема 12. Развиваем память

Ритуал приветствия. Упражнение на развитие взаимопонимания, эмпатии. Упражнение на развитие памяти. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики и эмоционального напряжения. Ритуал прощания.

IV. Раздел Мышление

Тема 13. Развиваем мышление – 1

Ритуал приветствия. Упражнение на развитие мышления (способности понимания элементов). Упражнение на стабилизацию психических процессов. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности поведения. Упражнение на снижение психоэмоционального напряжения. Ритуал прощания.

Тема 14. Мышление и речь

Ритуал приветствия. Упражнение на установление благоприятного эмоционального климата в группе. Упражнение на развитие мышления и речи. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие пространственных представлений и мелкой моторики. Упражнение на снятие напряжения и расслабление мышц. Ритуал прощания.

Тема 15. Развиваем мыслительные операции

Ритуал приветствия. Упражнение на создание благоприятного эмоционального фона. Упражнение на развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация). Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнение на снижение психоэмоциоанльного и физического напряжения. Ритуал прощания.

Тема 16. Развиваем мышление – 2

Ритуал приветствия. Упражнение на снятие мышечного напряжения. Упражнение на развитие воображения и мышления. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие мелкой моторики (бисерография). Релаксация. Ритуал прощания.

V. Раздел Воображение

Тема 17. Изучение воображения

Ритуал приветствия. Упражнение на формирование позитивной эмоциональной атмосферы. Упражнение на изучение воображения. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности и мелкой моторики. Релаксация. Ритуал прощания.

Тема 18. Развитие воображения – 1

Ритуал приветствия. Упражнение на снижение психоэмоционального напряжения. Упражнение на развитие воображения. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие мелкой моторики. Релаксация. Ритуал прощания.

Тема 19. Развитие воображения – 2

Ритуал приветствия. Упражнение на создание эмоционального фона. Упражнение на развитие воображения. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности поведения и мелкой моторики. Упражнение на создание благоприятного психологического климата, эмоциональная разрядка. Ритуал прощания.

Тема 20. Развиваем воображение

Ритуал приветствия. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Упражнение на развитие мышления и воображения. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности. Упражнение на поддержку благоприятного климата в группе. Ритуал прощания.

VI. Раздел Речь

Тема 21. Развиваем речь – 1

Ритуал приветствия. Упражнение на сплочение группы, создание благоприятного эмоционального климата. Упражнение на развитие речи. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности и мелкой моторики рук. Этюд на физическое и эмоциональное расслабление. Ритуал прощания.

Тема 22. Развиваем речь – 2

Ритуал приветствия. Упражнение на развитие внимания, снижение эмоционального напряжения. Упражнение на развитие речи, логического мышления, фантазии. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности и мелкой моторики рук. Этюд на физическое расслабление и снижение тревожности. Ритуал прощания.

Тема 23. Вот, что я умею!

Ритуал приветствия. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Упражнение на речевое развитие. Упражнение на умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений и слов. Упражнение на развитие произвольности и мелкой моторики рук. Этюд на мышечное расслабление.

Тема 24. Итоговое

Ритуал приветствия. Упражнение на развитие слухового внимания. Упражнение на развитие слухового внимания и речи. Пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие произвольности поведения т мелкой моторики рук. Релаксация. Ритуал прощания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Проект для подготовительной группы «Скоро в школу» Проект для подготовительной группы. Тема: «Скоро в школу». Подготовила: воспитатель Лемесева Д. В. Цель проекта: формировать представления.

Проект для подготовительной группы «Скоро в школу мы пойдем» Вид проекта: ознакомительный, познавательно-творческий. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,учителя и.

Проект в подготовительной группе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского района Омской области. Проект в подготовительной.

Проект «Скоро в школу» Содержание проекта: 1. Паспорт проекта 2. Вид проекта 3. Цель, задачи и направления проекта 4. Принципы реализации проекта 5. Актуальность.

Презентация «Проект «Скоро в школу» Что же такое готовность к школе?" Это совокупность мотивационной, социальной, личностной и интеллектуальной, физической готовности. В качестве.

Проект «Скоро в школу»Проект «Скоро в школу» Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель,.

Познавательно-творческий проект «Скоро в школу» Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Задачи проекта:.

Проект «Скоро в школу мы идем» в подготовительной к школе группе Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской.

Познавательно-творческий проект «Скоро в школу мы пойдем» Проект на тему «Скоро в школу мы пойдем». Тип проекта: познавательно – творческий групповой. Сроки реализации.

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька» «Скоро в школу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Скоро в школу»
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 16:07
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Скоро в школу»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Курченко (УИ 217149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД