Екатерина Захарина
Проект «Путешествие в прошлое» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Фокино «Детский сад комбинированного вида “Теремок”»
на тему:
в подготовительной группе №1
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Подготовила:
Захарина Екатерина Сергеевна
воспитатель
2015 – 2016 учебный год
По продолжительности: долгосрочный.
Сроки реализации: с сентября 2015 г. по май 2016 г.
Вид проекта : информационно – практико – ориентированный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта :
Публикация «Проект „Путешествие в прошлое“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• воспитатель Захарина Екатерина Сергеевна;
• дети подготовительной группы;
• родители.
Проблема проекта : недостаточные знания детей и их родителей о культуре и быте своих предков, предметах русской старины, народных росписях, народных праздниках.
Актуальность проекта : Однажды, посетив уголок старины в «Детской школе искусств им. М. П. Мусоргского» г. Фокино, дети увидели предметы старины, утварь и русский народный костюм. Возник интерес к быту своего народа в определенный период жизни. Появилась масса вопросов и желание получить новую информацию.
«Не навреди!» - одна из заповедей человеческой жизни. Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого, нашего культурного наследия – одна из сторон воспитания в детском саду. Любовь, понимание и забота к окружающему. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в дошкольном детстве.
Как показывает диагностическое обследование:
• Большинство современных детей редко обращают внимание на предметы старины.
• Ребенок не знает, что можно делать с ними, каково их предназначение.
• На сегодняшний день далеко не все семьи рассказывают об истории развития техники, предметов обихода, какими они были несколько лет назад.
К сожалению, мы часто забываем о том, что планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бывает обидно, когда в наш безумный век скоростей, вечно куда-то спеша, мы забываем посмотреть вокруг себя, чтобы заметить истинную ценность предметного мира, как результата развития человечества. По вине человека многие ценные вещи прошлого бывают бездумно выброшены на помойку. А ведь можно организовать выставку в детском саду, например, часов, телефонов, зеркал и т. д.
Гипотеза: Чувство любви к Родине, воспитание нравственно – патриотических чувств нужно прививать с раннего детства, знакомить детей с русскими народными традициями, праздниками, обрядами, народными промыслами. Возможность прочувствовать детьми ярких праздничных событий в процессе игр, бесед, рисования, лепки, аппликации народных росписей помогает им осознать свою национальную принадлежность, понять особенности жизни русских людей.
Посещая дошкольное учреждение, дети учатся любить и ценить то, чем они пользуются ежедневно, предметы обихода, одежду, игрушки, технику. Этому уделяется большое внимание, начиная с младшего дошкольного возраста, знакомя с правилами безопасного поведения.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиций личности.
Цель проекта : воспитание интереса к изучению русской народной культуры, предметам декоративно – прикладного искусства, народных промыслов, устному народному творчеству и уважения к труду народных умельцев.
Задачи проекта :
• знакомить с народными традициями, праздниками, играми, устным народным творчеством, народными росписями;
• развивать интерес к истории нашей Родины, чувство уважения к труду народных мастеров;
• развивать творческую активность, интерес к поисковой деятельности;
• формировать представления о русской народной культуре;
• воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников;
• способствовать становлению познавательного и бережного отношения к объектам окружения.
Ожидаемый результат:
• повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных предметах быта;
• проявление познавательных способностей, интереса и стремления к творческой деятельности;
• формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;
• разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу;
• повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения старинных вещей, культуры и быта русского народа в старину;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный (1 – 30 сентября 2015 г.)
• Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
• Формулирование цели и задач проекта.
• Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
II этап - основной (октябрь 2015 г. – май 2016 г.)
1. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми:
Рисование
• «Кукла в национальном костюме»
• «Рисование по мотивам городецкой росписи»
• «Декоративное рисование. Завиток»
• «Роспись доски городецким узором»
• «Декоративная композиция по мотивам дымковских изделий. “Барышни”»
Ознакомление с предметным и социальным миром
• «Чудо чудное, диво дивное – золотая хохлома»
• «Путешествие в прошлое книги»
• «Дымковская игрушка»
2. Беседы:
• «Откуда к нам пришло электричество»
• «Путешествие в прошлое поезда»
• «Что такое телевизор»
• «История кино и мультфильмов»
• «Русские народные костюмы»
• «Крещение на Руси»
3. Рассматривание иллюстраций и просмотр видео по теме проекта :
• «На чём люди раньше ездили»
• «Здания бывают разными»
• «С чего начинались летательные аппараты»
• «Одежда разных народов»
• «Изобретатели и изобретения»
• Видео «Такие разные танцы»
4. Целевые прогулки:
• На площадь Ленина на праздник «Золотая осень»
5. Экскурсии:
• В уголок старины в «Центре детского творчества»
• В мини – музей «Пасхальные сувениры» в детском саду «Теремок»
6. Праздники:
• «Осенняя ярмарка»
• Участие в развлечении «Масленичные гулянья»
• Участие в «Рождественских колядках»
• «Встретим Пасху весело»
7. Отгадывание тематических загадок и кроссвордов:
• «Быт русского народа»
• «Изобретатели и изобретения»
• «Средства передвижения во все времена»
• «Одежда и обычаи русского народа»
• «Одежда и обычаи народов мира»
8. Дидактические игры:
• «Четвертый лишний»
• «Найди пару»
• «Собери картинку»
9. Самостоятельная деятельность детей :
• Конструирование из мелкого «Лего» - на тему «Если бы я был конструктором»
• Рисование «Рыцари и замки»
• Рисование «Мой любимый мультфильм»
• Раскрашивание иллюстраций «Русские народные костюмы»
• Раскрашивание иллюстраций «Костюмы народов мира»
• Раскрашивание иллюстраций «Автомобили бывают разными»
10. Взаимодействие с родителями
• Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию
• Участие в выставке рисунков «Жизнь русского народа в старину» (совместная деятельность детей и взрослых)
• Помощь родителей в изготовлении альбомов с иллюстрациями на темы: «На чём люди раньше ездили», «Здания бывают разными», «С чего начинались летательные аппараты», «Одежда разных народов», «Изобретатели и изобретения»
• Помощь родителей в организации уголка «С праздником Светлой Пасхи»
III этап – заключительный (1 – 30 апреля 2016 г.)
1. Организация выставки рисунков «Жизнь русского народа в старину» (совместная работа детей и родителей)
2. Изготовление картотеки «Русские народные подвижные игры»
3. Праздник «Встретим Пасху весело»
4. Организация уголка «С праздником Светлой Пасхи»