Лошкарёва Ксения Юрьевна
Проект «Путешествие в мир насекомых»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад №178 «Облачко»
ПРОЕКТ
«Путешествие в мир насекомых»
Выполнила: Лошкарёва К. Ю.
Ульяновск, 2021 г.
Актуальность
Публикация «Проект „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В летний период времени дети проводят большой отрезок времени на прогулке. Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых, название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Бояться безобидных насекомых, некоторые от страха убегают или наровят раздавить. Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, будет способствовать развитию творческих и поисковых способностей.
Вид проекта : позновательско – исследовательский;
Цель проекта : создание условий для формирования у детей представлений о жизни насекомых, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
Образовательные: Расширить знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения. Формировать умение делать простые выводы с помощью воспитателя.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к насекомым. - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы, воспитывать чувство ответственности за окружающий мир.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников;
Продолжительность проекта : 3 недели;
Ожидаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный
- Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Выявление субъективного опыта.
- «Что мы знаем?»
- «Что мы хотим узнать?»
- «Где мы можем найти информацию?
Планирование совместной - образовательной деятельности:
- Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.
- Наблюдения за насекомыми на участке.
- Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.
- Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.
Сотрудничество с родителями:
- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, чтобы понаблюдать за насекомыми;
- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);
- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
-Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».
II этап – основной этап (практический)
Направлен на реализацию плана совместных мероприятий через
интеграцию разных видов детской деятельности.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие:
Цель: расширить представления детей о жизни насекомых.
Задачи: учить узнавать и называть насекомых по внешнему виду, расширять и систематизировать знания детей о насекомых (бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях. Дать детям представление о роли того или иного насекомого в природе. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
Отгадывание загадок.
Наблюдения за насекомыми с целью расширения кругозора и экологических представлений.
Развитие речи
Цель: формировать навыки составления короткого рассказа о насекомых.
Задачи: развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.
Учить слушать художественные произведения, отгадывать загадки.
Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам с героями-насекомыми.
Знакомство с литературными произведениями: «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен, «Как муравьишка домой спешил» А. Бианки, «Кузнечик и кузнечики» Г. Глушнев, «Муха-Цокотуха», «Тараканище» К. Чуковский.
«Мы не заметили жука» А. Л. Барто.
Разучивание стихов о насекомых.
Рассматривание иллюстраций, картин о насекомых.
Беседа «Неведомый мир насекомых»
Социально - коммуникативное развитие
Цель: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
Задачи: Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Закреплять правила безопасного поведения при взаимодействии с насекомыми.
Сюжетно - ролевая игра: «Встреча с муравьем Кузей».
Дидактические игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок», «Подбери рифму», «Что изменилось?», «Насекомые».
Художественно - эстетическое развитие
Цель: развивать творческие способности.
Задачи: учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение. Закреплять изобразительные умения детей;
* Рисование: «Бабочки и цветы;
Лепка «Жук»;
Выставка детских работ «Насекомые»;
Слушание и разучивание песенок «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова;
Физическое развитие
Цель: учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых.
Задачи: Формировать умение координировать речь с движениями. Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
* Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара», «Найди свой домик», «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» и др.
III этап – заключительный
Выставка рисунков детей и родителей «Насекомые»
В результате проекта :
1. У детей сформировалось и обогатилось представление о разнообразии насекомых в природе, представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе.
Дети узнают и называют насекомых по внешнему виду, расширены и систематизированы знания детей о насекомых (бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях.
2. Пополнился словарный запас детей.
3. Расширились коммуникативные способности детей.
4. Дети стали любознательными, уважено относятся ко всему живому.
Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы
№ вопроса
1. Назови насекомых (бабочка, жук, муравей, кузнечик, муха, комар и т.);
2. Назови особенности внешнего вида форма тела, количество ног, наличие крыльев)
3. Как передвигаются насекомые (летают, прыгают, бегают);
4. Какие звуки могут издавать насекомые (жужжат, стрекочат);
5. Что вредного и полезного приносят людям и растениям насекомые;
6. Чем питаются насекомые?;
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Количество баллов Уровень
0 - 6 низкий
6 - 12 средний
12 - 18 высокий