Валентина Колдаева
Проект «Путешествие по экологической тропе» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема проекта: «Путешествие по экологической тропе»
2. Автор проекта: Колдаева Валентина Григорьевна
3. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
4. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»
5. Сроки реализации проекта: среднесрочный (3 месяца)
6. Вид проекта:познавательный
7. Тип проекта:творчески-исследовательский
8. Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Путешествие по экологической тропе“ для первой младшей группы» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детское экологическое движение в нашей стране проходит под лозунгом «Любовь к Родине начинается через любовь к природе», и все мероприятия направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте. Позже изменить представления и взгляды человека на окружающее будет сложно. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Практическая значимость:
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Ребенок должен видеть особенности объектов природы. Это очень интересно для детей младшего дошкольного возраста.
Описание проекта
Приобщать детей к миру природы необходимо с раннего возраста, так как у малышей недостаточно развито чувство бережного отношения к природе и мало знаний об экологии. Это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Ребёнок приходит в наш мир добрым, ласковым и весёлым. Он познает всё с великим
удовольствием, интересом и желанием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Поэтому, в раннем возрасте так актуально заложить основы элементарных экологических представлений.
Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьёй, так как взрослые, порой не видят и не желают видеть экологические проблемы
9. Новизна проекта
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе.
10. Гипотеза проекта
Важно разбудить у младших дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
11. Цель проекта:
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы, изучение детьми объектов неживой и живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанного правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
12. Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представлений детей о растительном и животном мире;
- формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- определить объекты экологической тропы для ознакомления детей с окружающим их миром в практическую деятельность;
- систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами экологической тропы;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы
- повысить экологическое просвещение родителей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
- развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;
13. Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление о объектах экологической тропы; организуются экскурсии по станциям экологической тропы.
«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром.
«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
«Художественно-эстетическое развитие» – проводятся занятия (лепка, рисование).
«Физическое развитие» – проведение физкультминуток и подвижных игр.
14. Предварительная работа:
Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
15. Методы и приёмы реализации проекта:
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение стихотворений)
б) наглядный (демонстрация)
в) практический (экскурсии к станциям экологической тропы);
г) игровой (обыгрывание игр, инсценировок, метод обучения.
Формы реализации проекта:
познавательно-игровые занятия;
занятия-экскурсии;
беседы
Проект построен на основе методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность материала;
- постепенность его усложнения.
16. Ресурсное обеспечение проекта:картотека дидактических игр, конспекты занятий,подборка художественной литературы на экологическую тему,средства ИКТ
17. Ожидаемые результаты:
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Развитие речи:
- обогащение словарного запаса
- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
Ознакомление с окружающим миром
- расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- расширение кругозора детей.
- содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Ознакомление с художественной литературой
- знание потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц на экологическую тему.
- знание сказок по природе, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им.
Изобразительная деятельность.
- формирование представления у детей о природе
Музыкальное воспитание.
- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение.
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап – организационный
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; изучение литературы по экологии, привлечение родителей к реализации проекта.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
2 этап – внедренческий
Проводятся 1 раз в месяц экскурсии к станциям экологической тропы.
Игры-занятия проводятся в соответствии с планом работы. Проводятся беседы на экологическую тему.
- Издание групповой газеты «Экологическая тропа»
3 этап – результативный
1. Для родителей проводится беседа на тему «Экологическая тропа в ДОУ»
2. Проводится анкетирование родителей: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
3. Консультация «Методы ознакомления дошкольников с природой»
4. Обработка результатов по реализации проекта.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Экскурсия к станциям «Лекарственные растения», «Уютный дворик»
2. Беседа «Лекарственные растения»
3. Дидактическая игра «Домашние животные»
Октябрь
1. Экскурсия к станциям экологической тропы «В гостях у клена»,
«Уголок сада»
2. Дидактическая игра «Соберем урожай»
3. Настольный театр «Репка»
Ноябрь
1. Экскурсия к станции «На лесной опушке»
2. Сюжетно-ролевые игры «Поездка в лес», «Кормушка»
3. Общение «Кормушка для птиц», «Как мы птичек кормили»
4. Дидактические игры «Что за птица?»
5. Домики для птичек (конструирование)
6. Зернышки для птичек (лепка - пластилин)
18. Вывод:
- тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно смогло повлиять на их интеллектуальное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие;
- отмечалось положительное отношение к организуемой мной деятельности детей в группе, их эмоциональный отклик на изменения в природе, знакомство с новыми для малышей явлениями природы, произведениями художественной литературы, на художественно- эстетическую деятельность. Дети проявляли интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры на экологическую тему.
- возросла речевая активность детей, что повлияло на их самостоятельную игровую деятельность, на возникновение ролевых диалогов;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия: педагог – родители - дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта, привлекая своих детей к различным видам деятельности в соответствии с планом по реализации проекта.