Елена Кмит
Проект «Путешествие по материкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Для разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста важно развивать эрудированность, память, мышление, познавательную активность. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации образовательного процесса, разные формы образовательной деятельности детей.
Проект «Земля наш общий дом» великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с педагогами и родителями многообразия жизни на земле.
Публикация «Проект „Путешествие по материкам“» размещена в разделах
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в про-цесс познания.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира.
Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной изучаемой темы.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май).
Вид проекта : информационно – практический.
По методу: поисково – творческий.
По количеству участников: групповой.
Направление проекта : познавательное развитие.
Участники: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Возраст детей: дети 6-7 лет.
Цель проекта : развитие познавательной активности детей старшего до-школьного возраста через знакомство с многообразием жизни на планете Земля.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о глобусе, как модели Земля.
2. Формировать представления о природных зонах земли на континентах, условиях жизни их обитателей (животных, растений).
3. Формировать элементарные представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.
4. Формировать умения находить на глобусе и карте необходимые объек-ты (материки).
5. Приобщать родителей к реализации совместного детско-родительского проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса.
6. Обогащать предметно-развивающую среду группы, раскрывающей особенности разных континентов и ее обитателей.
7. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь).
8. Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
Ожидаемый результат:
- дети знают, что такое глобус;
- умеют находить на глобусе и карте материки;
- дети имеют представления о флоре и фауне материков;
- дети имеют представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.
Развивающая среда:
- глобус;
- карта мира для детей;
- физическая карта мира;
- иллюстрации природы и животных материков;
- иллюстрации национальных костюмов
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
Этапы проекта
1 этап.
Подготовительный
- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- подбор методической, справочной, энциклопе-дической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- составление поэтапного плана работы.
2 этап.
Практический
- вовлечение родителей в про-цесс познавательного развития детей: заинтересо-ванность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала.
- развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3 этап.
Заключительный - выявление уров-ня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земля через мониторинг.
- анализ востребованности детьми созданных макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
-создание лэпбуков
Данный проект запланирован на 2019 – 2020 учебный год.
1 Родительское собрание. «Ис-следования в познавательном развитии до-школьников. Плюсы и мину-сы».
Сентябрь. Воспитатели, родители. Знакомство родителей с перспективами ра-боты по познавательному развитию детей груп-пы. Интерес к новой форме работы.
2 Создание лепбуков разных кон-тинентов Сентябрь – апрель. Воспитатели, дети, роди-тели. Лэпбуки материков.
3 Подбор презен-таций, слайдов, иллюстраций о жизни животных и растений в природных зо-нах, националь-ные костюмы. Сентябрь – апрель. Воспитатели. Презентации, иллюст-рации. Презен-тации, слайды, иллюст-рации.
4 Родительское собрание. Итоги совмест-ных детско-родительских исследований. Апрель. Воспитатели, родители. Рефлексия о совмест-но проведенной рабо-те Отчет о реализа-ции про-екта
Мониторинг на начало и конец учебного года:
Ф. И. ре-бенка Имеет представ-ление о матери-ках, их отличи-тельных природ-ных особенностях Имеет представ-ление о зависимо-сти растительно-го мира материков от климата; знает представителей флоры материков. Имеет представ-ление о зависимо-сти животно-го мира материков от климата; знает представителей фауны материков Имеет представ-ление о многооб-разии националь-ных костюмах.
Высокий уровень (+) – овладевший материалом в полном объеме.
Средний уровень (*) – овладевший половиной изученного материала.
Низкий уровень (-) - овладевший менее чем половиной изученного мате-риала.
Планирование образовательной деятельности.
№ Тема Сроки прове-дения Программное содержание
1 «Наши по-мощники: глобус и кар-та». 2 неделя
сентября Познакомить детей с поняти-ем «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, кото-рые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Уг-лубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди. Работа с картой и глобусом.
ЧХЛ - Н. Сладков «Разноцветная земля».
2 «Раститель-ный мир при-родных зон Земли». 3 неделя
сентября Дать представление о зависимости раститель-ного мира от климата; закрепить знания о много-образии растений на нашей планете; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать мышление, память, связную речь. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Если не станет растений».
ЧХЛ - К. Ушинский «Спор деревьев».
3 «Животный мир природ-ных зон Зем-ли». 4 неделя
сентября Дать представление о зависимости животно-го мира от климата; закрепить знания о многооб-разии животных на нашей планете; воспитывать бережное отношение к животным; развивать мышление, память, связную речь; учить устанав-ливать причинно – следственные связи; учить де-лать простейшие выводы. Рассматривание иллю-страций и энциклопедий.
ЧХЛ - Житков Б. «Рассказы о животных»; Би-анки В. «Лесная газета».
Беседа на тему: «Травоядные и хищни-ки», «Всеядные животные».
4 «Население Земли». 1 неделя
октября Познакомить детей с многообразием рас и на-родов Земли; воспитывать уважительное отноше-ние ко всем людям без исключения; развивать мышление, память, связную речь; учить делать простейшие выводы. Рассматривание иллюстра-ций и энциклопедий.
Рисование в свобод-ной деятельности: «Одежда народов мира».
Беседа на тему: «Дружба народов»,
«Сходства и различия».
5 «Азия. При-родные зоны». 2 неделя
октября Дать представление об Азии, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить де-лать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллю-страций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Азия – часть Евра-зии», «Моря и океаны, омывающие Азию».
3 неделя
6 «Азия. Расти-тельный мир». 3 неделя
октября Познакомить с представителями растительно-го мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их про-израстания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать ло-гическое мышление, речь и память. Рассматрива-ние иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Лекарственные растения Азии».
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Азии»;
Сказки народов Азии – «Полынь – средство от всех напастей».
Рисование «Папоротники», «Цветущая саку-ра».
7 «Азия. Жи-вотный мир». 4 неделя
октября Познакомить с представителями животно-го мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать при-чинно – следственные связи; развивать логиче-ское мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Животные Азии».
Рисование «Панда».
ЧХЛ - Р. Кипплинг «Маугли».
8 «Азия. Наро-ды, традиции, быт, культура, особенности жизни». 1 неделя
ноября Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. ЧХЛ - туркменская сказка «Падчерица»; афганская сказка «Справедливый судья»; японская сказ-ка «Кувшинный человек».
9 «Европа. Природные зоны». 2 неделя ноября Дать представление о Европе, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить де-лать простейшие выводы; развивать речь и па-мять. Рассматривание иллюстраций и энциклопе-дий.
ЧХЛ – Н. Сладков «Зеленая земля – тай-га», «Седая земля – тундра».
Беседа на тему: «Европа – часть Евра-зии», «Моря и океаны, омывающие Европу».
10 «Европа. Рас-тительный мир». 3 неделя
ноября Познакомить с представителями растительно-го мира европейской части материка; учить уста-навливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизи-ровать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энцикло-педий.
ЧХЛ - «Заучивание стихотворения С. Есени-на «Береза».
Беседа на тему: «Реки Европы».
Рисование «Береза, дуб, сосна».
11 «Европа. Жи-вотный мир». 4 неделя
ноября Познакомить с представителями животно-го мира европейской части материка; учить уста-навливать взаимосвязь между особенностями жи-вотных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Животные Европы, занесен-ные в Красную книгу».
Рисование в свобод-ной деятельности: «Лось», «Медведь».
Лепка «Волк, лиса».
ЧХЛ - И. Соколов – Микитов «Медвежья се-мья», «Белки»; «Беляк», «Еж»; «Лисья но-ра», «Рысь», «Медведи»; «Глухари», «Тетерева», «В берлоге».
12 «Европа. На-роды, тради-ции, быт, культура, особенности жизни». 1 неделя
декабря Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Беседа на тему: «Самая маленькая страна».
Изготовление лепбука «Евразия».
13 «Россия – страна, распо-ложенная на континенте Евразия. Са-мая многона-циональная из стран». 2 неделя
декабря Познакомить детей с многообразием народов нашей страны, их бытом, обычаями и традициями; воспитывать уважительное отношение к предста-вителям всех национальностей России; активизировать словарь; развивать речь и память. Беседа на тему: «Национальные традиции в на-шей семье».
Компьютерная презентация - знакомство с на-родами России: «Сходства и разли-чия»; «Национальная одежда»; «Традиции и культура».
Рисование «Кукла в национальном костюме».
14 «Россия – страна, распо-ложенная на континенте Евразия. Под-земные богат-ства нашей страны». 3 неделя
декабря Дать представление о богатстве полезных ис-копаемых нашей страны, их значимости для жиз-ни людей; прививать интерес к окружающему миру; формировать экологически грамотное по-ведение в природе; рассказать о добыче нефти и газа на Ямале, о нелегком труде нефтяников и га-зовиков; воспитывать чувство гордости за свою страну и свой народ; активизировать словарь; развивать речь и память. Рассматривание иллю-страций и энциклопедий.
С. Р. И. «Нефтяники».
ЧХЛ - П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
Беседы на тему: «Чем измеряется богатство страны», «Герб нашей страны», «Флаг нашей страны», «Гимн нашей страны», «Полезные ис-копаемые».
15 «Артика. Природные зоны». 4 неделя де-кабря Дать представление о природных особенно-стях Арктики; активизировать словарь; учить де-лать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллю-страций и энциклопедий.
ЧХЛ - Н. Сладков «Белая земля – Арктика».
16 «Артика. Рас-тительный мир». 2 неделя
января Познакомить с представителями растительно-го мира Арктики; учить устанавливать взаимо-связь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать ло-гическое мышление, речь и память. Рассматрива-ние иллюстраций и энциклопедий.
Беседы на тему: «Хлеб из лишайников», «О пользе северных ягод».
Рисование «Арктические ягоды».
ЧХЛ - Т. Домаренок «Новый год в Арктиче-ской тундре», Н. Радченко «Мечты об Арктике».
17 «Арктика. Уникальный животный мир». 3 неделя января Познакомить с представителями животного мира Арктики; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простей-шие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мыш-ление, речь и память. Рассматривание иллюстра-ций и энциклопедий.
Рисование «Животное Севера».
Лепка «Фигура северного животно-го», «Северный олень».
ЧХЛ - Г. Снегирев «След оленя»; Н. Радчен-ко «Белый медведь», «Овцебык»; «Морж».
18 «Антарктида. Представите-ли флоры и фауны». 4 неделя
января Дать представление о природных особенно-стях Антарктиды; познакомить с представителями флоры и фауны Южного полюса; учить уста-навливать причинно – следственные связи; акти-визировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энцикло-педий.
Беседа на тему: «Пингвиний детский сад».
Рисование «Пингвины», «Тюлени».
ЧХЛ - Н. Сладков «Во льдах»; Г. Снеги-рев «Про пингвинов»; Л. Громова «Антарктида».
19 «Северная Америка. Природные зоны». 1 неделя
февраля Дать представление о Северной Америке, о природных особенностях; активизировать сло-варь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюст-раций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Открытие Америки».
20 «Северная Америка. Рас-тительный мир». 2 неделя
февраля Познакомить с представителями растительно-го мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизи-ровать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энцикло-педий.
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки».
Рисование «Тюльпанное дере-во», «Магнолия».
21 «Северная Америка. Жи-вотный мир». 3 неделя
февраля Познакомить с представителями животно-го мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Дикобраз, который живет на деревьях».
Рисование «Морж», «Росомаха», «Большеухий заяц».
22 «Северная Америка. На-роды, тради-ции, быт, культура, особенности жизни». 4 неделя
февраля Познакомить детей с народами, традициями, бы-том, культурой, особенностями жизни. Беседа на тему: «Аборигены Северной Америки».
23 «Южная Аме-рика. При-родные зоны». 1 неделя
марта Дать представление о Южной Америке, о при-родных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюст-раций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Открытие Южной Америки».
24 «Южная Аме-рика. Расти-тельный мир». 2 неделя
марта Познакомить с представителями растительно-го мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить уста-навливать причинно – следственные связи; акти-визировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энцикло-педий.
Беседа на тему: «Шоколадное дере-во», «Пуйя».
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки».
Рисование «Кактусы», «Шоколадное дере-во», «Фейхоа».
25 «Южная Аме-рика. Живот-ный мир». 3 неделя
марта Познакомить с представителями животно-го мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Чем знамениты Галапагос-ские острова», «Водятся ли дельфины в реках».
ЧХЛ -К. Люцис «Зачем зверям шипы и броня».
Рисование «Колибри», «Гигантский бронено-сец», «Королевский гриф».
26 «Южная Аме-рика. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни». 4 неделя
марта Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Изго-товление лэпбука «Южная Америка».
Беседа на тему: «Две Америки – сходства и различия».
27 «Австралия и Океания. Природные зоны». 1 неделя ап-реля Дать представление о природных особенно-стях; активизировать словарь; учить делать про-стейшие выводы; развивать речь и память. Рас-сматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - «Все обо всем» - «Австралия и Океа-ния».
Беседа на тему: «Самый отдаленный материк».
28 «Австралия и Океания. Рас-тительный мир». 2 неделя апреля Познакомить с представителями растительно-го мира Австралии; учить устанавливать взаимо-связь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память; учить устанавливать причинно – следственные связи. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Ав-стралии».
Рисование «Эвкалипты», «Акация».
29 «Австралия и Океания. Жи-вотный мир». 3 неделя апреля Познакомить с представителями удивительно-го животного мира Австралии; учить устанавли-вать взаимосвязь между особенностями живот-ных и местами их обитания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; раз-вивать логическое мышление, речь и память. Рас-сматривание иллюстраций и энциклопедий
Беседа на тему: «Тасманский дья-вол», «Обитатели океана».
Рисование «Кенгуру», «Утконос», «Ехидна».
Обрывная аппликация «Коала».
С. р. и. «Зоопарк».
30 «Австралия и Океания. На-роды, тради-ции, быт, культура, особенности жизни». 4 неделя апреля Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. ЧХЛ - Н. Самоний «Хочу в Австралию».
Изготовление лэпбука «Австралия».
31 «Африка. Природные зоны». 1 неделя мая Дать представление о природных особенно-стях; активизировать словарь; учить делать про-стейшие выводы; развивать речь и память. Рас-сматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - Н. Сладков «Желтая земля – пустыня»; Л. Громова «В Африке пустыня есть».
Беседа на тему: «Самая большая пустыня в мире».
32 «Африка. Рас-тительный мир». 2 неделя мая Познакомить с представителями растительно-го мира Африки; учить устанавливать взаимо-связь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логи-ческое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. В оазисах»;
К. Люцис «Удивительные растения Африки».
Беседа на тему: «Оазис», «Удивительные рас-тения Африки – тумбоа и нара».
Рисование «Финиковая пальма», «Оливка».
33 «Африка. Жи-вотный мир». 3 неделя мая Познакомить с представителями животно-го мира Африки; учить устанавливать взаимо-связь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить де-лать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логи-ческое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Рисование «Жираф», «Слон», «Зебра».
ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. Кто живет в пустыне», Б. Житков «Про слона».
Беседа на тему: «Корабль пустыни», «Кто жи-вет в африканских заповедниках».
34 «Африка. На-роды, тради-ции, быт, культура, особенности жизни». 4 неделя мая Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни; активи-зировать словарь; учить делать простейшие вы-воды; развивать речь и память. Изготовление лэпбука «Африканского континента».
Список использованной литературы:
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспита-нию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
4. «Географический атлас. Мир вокруг нас». Москва 1990г.
5. «Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольников». Авторский коллектив А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Москва «Баласс» 2003г.
6. Интернет ресурсы