елена молочникова
Проект «Путешествие колоска»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие колоска
Вид проекта : информационно-познавательный, краткосрочный (неделя)
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Продукт деятельности
1. Викторина «Хлеб - всему голова»»;
2. Замешивание теста (солёного) и изготовление х/б изделий для кукол;
3. Изготовление совместно с родителями альбома «Готовим из чёрствого хлеба».
Сроки реализации: 26.10.2015г. - 01.11.2013г.
Актуальность:
Публикация «Проект „Путешествие колоска“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.
Проблема: недостаточные представления детей о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол.
Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба, об этапах его производства.
Практическая значимость: дети будут бережно относиться к хлебу.
Задачи:
- формировать представление детей о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе) посредством просматривания слайдовых презентаций («Познавательное развитие»)
- дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей через рассматривание иллюстраций, организацию экскурсий в музей («Познавательное развитие»)
- формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба, учить соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе с продуктами в процессе продуктивной деятельности «Мы - пекари» (замешивание тесто) («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
- активизировать и расширять словарь детей - тракторист, борона, бороновать, элеватор, агроном и т. д. посредством игровой деятельности, рассматривания предметных картинок, презентаций («Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают через чтение художественной литературы, прослушивание аудиоматериалов («Социально-коммуникативное развитие»)
- способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада («Социально-коммуникативное развитие»)
-расширять представления детей о роли труда в жизни людей посредством ознакомления с различными профессиями: пахарь, сеятель, комбайнер, хлебороб, агроном, тракторист, мукомол, пекарь посредством д/и «Что сначала, что потом» («Социально-коммуникативное развитие»)
- познакомить с орудиями труда - плуг, борона, цепа, серп (старинными); народными традициями в ходе обсуждения произведений художественной литературы, рассматривания предметных картинок («Социально-коммуникативное развитие»)
- совершенствовать представления о пользе хлебобулочных изделий для человека посредством коммуникативной (ситуативный разговор, игровая ситуация, д/и) и продуктивной деятельности (изготовление хлебных изделий из соленого теста) («Социально-коммуникативное развитие»)
- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий посредством экскурсии в продовольственный магазин с родителями («Познавательное развитие»)
- развивать познавательную активность через п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятельность, рассматривание и чтение книг, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, чистоговорок, скороговорок и т. д. («Познавательная деятельность», «Речевая деятельность»)
- развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, эксперименты, развлечение;
- закрепить представления о последовательности роста растений (пшеницы, ржи. овса) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло) посредством исследовательской деятельности (рассматривание злаковых культур и посадка их в землю («Познавательная деятельность»)
-развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей («Социально-коммуникативная деятельность»)
- развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность («Социально-коммуникативная деятельность»)
Предполагаемый результат:
- Понимание детьми ценности хлеба, - важности труда хлебороба,
- Представления детей об этапах выращивания и приготовления хлеба.
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели, задач и формы реализации проекта.
• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.
2. Практическая часть.
• Рассматривание «Энциклопедии для дошкольников», иллюстраций
• Просмотр слайдовых презентаций на тему «Хлеб – всему голова», мультфильма «Пирожок».
• НОД, посвященные теме «Откуда хлеб на стол пришёл» :
- Социально-коммуникативное развитие: «Поле. Откуда хлеб пришёл?»
- Познавательное развитие: «Как хлеб в старину выращивали?»
- Речевое развитие: «Пересказ рассказа Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»
- Художественно-эстетическое развитие: «Пирожки для кукол» (лепка из солёного теста)
• Рассматривание картины Шишкина «Рожь».
• Разучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе, хлебных изделиях, отгадывание загадок.
• Чтение рассказа Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб», русской народной сказки «Петушок и жернова» и пересказ украинской народной сказки "Колосок".
• Прослушивания аудиоматериалов: рассказ Паустовского Г. «Теплый хлеб», рус. нар. сказки «Ванюшка и царевна».
• Игровая деятельность:
- СРИ: «Мы – хлеборобы», «Мы – пекари», «Хлебный магазин»;
- Пальчиковая игра «Из пшеничной из муки»
-Д/ игры: «Что сначала, что потом», «Цепочка», «Хлеб бывает разный» (дегустация, «Что нужно для замешивания теста?», «Что к чаю, что с супом» (распределение хлебных продуктов на 2 вида);
• Экскурсии: в музей, на кухню ДОУ.
3. Заключительная часть.
• Викторина «Хлеб – всему голова»
• Создание альбома «Откуда хлеб на стол пришёл»
Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека»;
- Папка-передвижка: Домашнее задание по теме «Откуда хлеб на стол пришел».
Заключение. В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Все это способствует не только познанию природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, практически полезные дела). В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Выводы. Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Откуда хлеб на стол пришёл», привлечению родителей к образовательному процессу. Мы попытались преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех предлагаемых педагогом мероприятиях. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.