Получи документы

Проект «Птицы — наши соседи» для старшей группы

Ольга Кузьмина
Проект «Птицы — наши соседи» для старшей группы
▼ Скачать +Заказ

Информационная карта проекта.

Проект «Птицы - наши соседи».

Продолжительность проекта : краткосрочный (две недели, с 17.01-29.01).

Вид проекта : групповой.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 5 -6 лет.

Проблема: недостаточные представления о птицах.

Цель:

-формировать основы экологической культуры детей, представления о птицах;

Публикация «Проект „Птицы — наши соседи“ для старшей группы» размещена в разделах

-развивать умение дополнять зрительное восприятие информацией, полученной при помощи сохранных анализаторов.

Задачи проекта :

Образовательные:

-уточнить знания о птицах, о роли человека в жизни птиц, взаимосвязи в природе;

-пополнить имеющиеся знания новыми сведениями;

-учить вести наблюдения за объектами живой природы.

Развивающие:

-создать предметно-развивающую среду по теме проекта;

-развивать любознательность, желание узнать новое, делиться своими знаниями с товарищами;

-развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

-воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, желание помогать;

-знакомить с правилами поведения в природе;

-развивать детско-родительские отношения.

Коррекционные:

-развивать всю анализаторную систему;

-способствовать активизации зрительных функций, развитию мелкой моторики, координации движений; глазомерных возможностей, остроты зрения;

-развивать эмоциональное восприятие природы во всех видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

-пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;

-расширение знаний детей о птицах, особенностях их жизни;

-формирование бережного отношения к птицам;

-раскрытие творческого потенциала семьи;

-заинтересованность детей и родителей в заботе о птицах.

Актуальность проблемы: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Этапы

1 этап - организационно – подготовительный (17-18 января)

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы, наглядно-методического материала, художественной литературы, иллюстраций, организация развивающей среды.

Познакомить родителей с проектом, заинтересовать и вызвать желание участвовать в нём.

Конкурс «Покормите птиц зимой».

2 этап – практический (18-28 января)

Социально-коммуникативное развитие:

беседы: «Что я знаю о птицах»,

«Зимующие птицы»,

сюжетно-ролевые игры:

«Птичья столовая», «На птичьем дворе», «Прогулка в парк»,

трудовые поручения:

подкармливание птиц.

Речевое развитие:

занятие «Птицы - наши друзья»,

рассматривание иллюстраций птиц,

беседа по сюжетной картине «Покормите птиц зимой»,

рассматривание картины «Зима в лесу»,

составление описательных рассказов о птицах по картинкам, по схемам, сериям сюжетных картинок,

чтение: «Воробей» И. Тургенева», «Синичкины кладовки» И. Поленова, «Берегите птиц» Г. Серебрицкого,

заучивание «Покормите птиц зимой»,

загадки,

интеллектуальная игра «Что ты знаешь о птицах»,

беседа «Кто заботится о зимующих птицах»,

дидактические игры «Кто, где живёт?», «Кто как устроен?», «Что сначала что потом», «Объяснялки».

Познавательное развитие:

беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать», «Как заботиться о зимующих птицах»,

дидактические игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Один - много», домино «Птицы».

Занятие:

«Зимующие птицы», «Птицы зимой», наблюдения: за птицами на кормушке, за синичками, за воробьями, за воронами, за птичьими следами на снегу.

Художественно- эстетическое развитие

Занятие:

рисование «Сорока»,

аппликация «Птицы на кормушке», «Снегири на ветке»,

лепка «Птички прилетели на кормушку»,

конструирование «Кормушка для птиц»,

раскрашивание силуэтов птиц,

чтение: «О чем плачет синичка» В. Сухомлинского, «Воробей» И. Тургенева,

заучивание пословиц и поговорок о птицах, стихотворения И. Токмаковой «Десять птичек-стайка»,

прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»,

слушание музыки:

«Птичка» Е. Тиличеевой, «Петушок» (рус. нар. прибаутка,

«Песня синичек» С. Соснина,

инсценировки «кто как голос подаёт?», «Ты куда?» (О. Бедарев)

Физическое развитие

подвижные игры:

«Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Перелет птиц», «Совушка».

зрительные и пальчиковые гимнастики: «Птицы на дворе», «На птичьем дворе».

Совместная деятельность:

«Путешествие в зимний лес», «Кто к нам прилетел?»

дидактические упражнения «На кого похоже?», «Сложи картинку», «Дорисуй, чего не хватает», «Ошибки художника», «Назови отличия», «Угостим птиц».

Работа на пластилиновых дощечках с природным материалом, тактильные дощечки, мозаики, др.

Работа с родителями:

консультации «Позаботьтесь о зимующих птицах», «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе»», «Наблюдаем с детьми на прогулке»,

рекомендация «Как правильно кормить птиц», индивидуальные беседы, др.

3 этап - заключительный (29 января)

Результат работы проекта :

• презентация проекта

«Зимующие птицы»;

• награждение участников проекта;

• фотосессия «Путешествие в страну знаний»;

• выставка рисунков и поделок «Мои пернатые друзья»;

• практическая консультация для педагогов

«Цикл наблюдений за зимующими птицами».

Список литературы:

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2012.

2. Алябьева Е. А. Природа. Беседы и сказки для детей. М. ,2015.

3. Мариничева О. В., Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: - Мн. : «Асар»- 1996.

5. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М., 2010.

6. Юшкова А. Н. Загадки природы. М., 2009.

Практический материал

Консультация для родителей на тему

«Позаботьтесь о зимующих птицах»

Зима - трудное время для птиц, особенно если она снежная и морозная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день очень короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

В первую очередь нужно позаботиться о синицах - это верные друзья леса и сада. не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить туда корм.

Кормушки с кормом посетители найдут везде - и в саду, и в парке, и на опушке леса, и под окнами дома. Для корма пригодны семена самых разнообразных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав - лебеды, крапивы, репейника. А вот овёс, просо, пшено клюют только воробьи и овсянки, для них же годятся крошки пшеничного хлеба.

Кроме семян, синицы очень любят несолёное сало - их обвязывают ниткой или проволокой и развешивают на тонких ветках деревьев. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства класть бесполезно - унесут вороны.

Если ежедневно в одно и тоже время оставлять корм в кормушке то птицы будут слетаться к этому времени. Но если корм в кормушке появляется не регулярно, то птицы могут перестать прилетать к ней. Нужно что бы хоть немного корма было каждый день.

Кормушку можно сделать по-разному, например, из пластиковой бутылки или пустые коробки.

Подкармливая птиц зимой, человек не только спасает их от голодной гибели, но и оберегают лес, парк, сад от вредителей, да и для души немало важно, что бы в холода вокруг прыгали и порхали птички - невелички.

Даже в стужу и мороз птицы не весь день кормятся с кормушки. Они летают по деревьям, очищая их от вредителей. За всю зиму синицы уничтожают все гнёзда боярышницы и златогузки. Эти птицы останутся тут же или по соседству и на лето, если заранее в подходящих местах сделать для них синичники.

Как правильно кормить птиц

1. Вместе с детьми приготовьте угощение для птиц. Намочите белый хлеб в воде, дайте ему хорошо пропитаться. Слейте воду, немного отожмите хлеб, затем разомните его в кашицу. Добавьте в нее семечки подсолнечника и тыквы – все, что может заинтересовать птиц. Перемешайте – должно получиться достаточно крутое «тесто», из которого можно сформовать шарики. Нарежьте веревку на отрезки, сложите каждый пополам, концы завяжите узлом. Возьмите немного «теста», вложите внутрь веревку и сформируйте шарик. Веревка должна проходить сквозь него. Шарики выложите на посыпанную манкой сковороду или противень, поставьте в разогретую духовку и подсушите при небольшой температуре.

2. Вырежьте из плотного картона два одинаковых сердца. Сварите мучной клейстер, нанесите его толстым слоем на одну из сторон картонных сердец. Насыпьте поверх клейстера семечки или кормовую смесь, слегка прижмите пальцами. Готовые половинки «печенья» подсушите в духовке, затем склейте половинки с помощью клеевого пистолета, вложив между ними сложенный петлей отрезок веревки – для подвешивания.

Консультация для родителей

по экологическому воспитанию

«Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе»

Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи. Все живые существа подчиняются законам мироздания. Связи эти, как правило, очень хрупкие, нарушения которых приводит к необратимым последствиям в природе.

Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, что бы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение!

В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании).

Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).

Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат.

Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

Осенью:

- наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережное обращение с семенами, хранение их в закромах.

- наблюдение за погодой. Объяснять, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.

- наблюдение за деревьями. Объяснять, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формировать способность воспринимать красоту природы, развивать желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, замечать красивое в окружающем мире.

- проявлять заботу о многолетних растениях, укрывать опавшими листьями корни деревьев и кустов.

- изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц, постоянный патронаж птиц в холодное время года.

- объяснить ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.

Зимой:

- наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.

Объяснять ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.

- наблюдать за деревьями в снежном уборе. Участвовать в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.

- вести систематичное наблюдение за птицами зимой, следить за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.

- совершать прогулки в лес, парк, поле. Оставлять на пнях прикормки для лесных жителей. Вести себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

Весной:

- рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

- совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.

- пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.

- совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)

- прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.

- весна – время гнездования птиц. Рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.

Летом:

- наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.

- в ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца).

- в это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.

- совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.

- полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.

- совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.

Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!

Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!

Практическая консультация для педагогов

«Цикл наблюдений за зимующими птицами»

1. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам.

Ход наблюдения: воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда птицы ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.).

2. Наблюдение «Какая ворона и какой воробей?»

Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела; напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.

Ход наблюдения: Воспитатель рассказывает детям о том, как различать птиц по двум-трем характерным признака: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей.

Воспитатель разучивает с детьми стихотворение В. Звягиной:

Воробышки

На дворе морозище

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки.

Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

Кушайте, воробышки,

Кушайте, хорошие!

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

«Воробей ведь маленький!»

Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки!

3. Наблюдение «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке.

Ход наблюдения: во время прогулки воспитатель обращает внимание на поведение птиц : одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке.

С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Воспитатель предлагает детям найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день он сам отбирает изображения пернатых и вставляет их в прорези на панораме календаря. Каждое свое действие необходимо детям объяснить, например так: «На кормушке сегодня были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, ка птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая панорама у нас получилась. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму. На следующий день уже можно предложить детям самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь.

4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу»

Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки», читать по следам события; уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

Ход наблюдения: воспитатель обращает внимание на следы птиц возле кормушки и вместе с детьми описывает события. Например, «цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте и т. п.

Календарь наблюдений за зимующими птицами на этой неделе воспитатель может поручить вести желающим детям. При этом он оказывает детям помощь, а остальным предлагает рассматривать календарь, который ежедневно ведут желающие.

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Наши неприятные соседи-насекомые» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Познавательный проект «Птицы — наши друзья» Познавательный проект «Птицы – наши друзья» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей группы «Звездочка», родители,.

Проект для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья»Проект для детей дошкольного возраста «Птицы — наши друзья» Проект для детей дошкольного возраста "Птицы - наши друзья" Авторы: воспитатель ГБОУ СОШ №1159 Баширова Патимат Рабадановна, старший воспитатель.

Проект для детей второй младшей группы детского сада «Птицы — наши друзья»Проект для детей второй младшей группы детского сада «Птицы — наши друзья» Паспорт проекта. Наименование проекта: Проект «Мир птиц» второй младшей группы МОУ Центр развития ребенка №7. Сроки реализации: краткосрочный,.

Проект «Птицы-наши друзья»Проект «Птицы-наши друзья» Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаем вашему вниманию проект «Птицы - наши друзья». Зима.

Проект «Птицы-наши друзья» Проект в средней группе " Птицы – наши друзья". Авторы проекта: Сейвач Лилия Евгеньевна, Аллахвердян Жанна Владимировна Вид проекта:.

«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы Таисья Сагалакова «Птицы нашего двора» Тип проекта : познавательно- исследовательский Участники : воспитатели, дети, родители, бабушки.

Экологический проект «Птицы — наши друзья»Экологический проект «Птицы — наши друзья» Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Птицы — наши соседи» для старшей группы
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 15:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Птицы — наши соседи» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД