Татьяна Симорина
Проект «Птицы Донского края» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: воспитатель Симорина Т. И.
г. Семикаракорск 2023г.
Вид проекта:
По направленности: информационно – познавательный проект.
По количеству участников: групповой, подгрупповой.
По продолжительности: долгосрочный (25.01.23 – 6.03.23)
Участники проекта:
- дети средней группы;
- воспитатель;
- родители.
Актуальность
Публикация «Проект „Птицы Донского края“ для средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Тема проекта выбрана не случайно. Именно птиц мы видим круглый год. Они приносят людям радость и пользу. Птицы радуют нас своими чудесными песнями. А еще приносят огромную пользу, уничтожая насекомых, как в воздухе, так и на деревьях.
Но проблема состоит в том, что дети мало общаются с природой, и практически ничего не знают о птицах родного края. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, мы не одни на этой планете. Дать детям элементарные знания о том, каких птиц чаще всего можно встретить на улицах нашего города, района, области, на территории детского сада.
Цель: создание условий для формирования элементарных представлений о птицах Донского края, их образе жизни.
Основные задачи проекта:
1. Систематизировать знания детей о птицах Донского края.
2. Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах, наиболее распространенных в Семикаракорском районе.
3. Знакомить детей с особенностями жизни птиц в зависимости от среды обитания.
4. Развивать познавательную активность детей.
5. Воспитывать заботливое отношение к птицам ближайшего окружения в любое время года, учить выражать свою заботу в полезной для птиц деятельности.
Ожидаемые результаты
Знакомясь и изучая птиц Донского края у детей расширятся знания об условиях их обитания, особенностях внешнего строения. Дети научатся оказывать необходимую помощь птицам в течении всего года.
У детей сформируются навыки экологически безопасного поведения в природе. Также дети научатся устанавливать причинно – следственные связи.
Этапы работы:
1-й этап –мотивационный
На данном этапе необходимо с детьми обозначить проблему:
выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни.
Цель:
Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
Определение проблемы: на участок детского сада прилетела стайка красивых птиц. «Как называются птицы?», «Почему они прилетели на наш участок?», «Какие еще птицы прилетают на участок?»
Выбор цели проекта.
Составление плана работы над проектом: «Птицы Донского края».
Введение детей в проблемную ситуацию.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2-й этап –проблемно-деятельностный (сбор и анализ информации).
В работу над проектом, для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков постарались вовлечь каждого ребенка. Для этого группа была разделена на творческие подгруппы с учетом индивидуальных особенностей детей, каждая из которых объединена одной мини - темой, например: Никита, Нелли, Ксения в подгруппе «Свиристели». Ева, Ваня, Макар- в подгруппе «Ласточки», и т. д. В каждой подгруппе есть «ученый», «спасатель», и «творец».
Участники подгрупп получили задание: «ученые» искали описание внешнего вида своей птицы в энциклопедиях и книгах о природе, «спасатели»- выясняли интересные факты об этой птице, о ее повадках, особенности строения, питания или историю названия птицы у родителей, «творцы» – организовывали творческую работу, поделку, о своей птице. В своей исследовательской работе дети используют художественное слово: стихотворения, пословицы и поговорки, сказки. Всех участников связывает не только название, но и наблюдение этой птицей в природе и защита мини-проекта.
Данный этап проекта завершился выставкой работ, на тему: «Птицы нашего края».
В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
План-схема проекта
Первая неделя «Птицы – наши друзья и соседи»
Виды деятельности: Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии и художественной литературы.
Рассматривание картины: «Птицы», иллюстраций о птицах, предметных картинок.
Вечер загадок на тему: «Птицы».
Наблюдение за птицами на территории детского сада. Создание календаря наблюдений.
Д/и «Угадай птицу».
Разучивание п/и «Вороны и воробьи». Закрепление: п/и «Гуси – гуси».
Рисование и раскрашивание силуэтов разных птиц.
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
«Познавательное развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
«Художественно-эстетическое развитие».
Вторая неделя «Это что за птица?»
Виды деятельности: Рассказы детей об увиденных птицах на улице, возле дома.
Слушание записи «Голоса птиц».
Индив. работа: «Нарисуй птицу, которая тебе интересна».
Продолжение наблюдений: «каких птиц мы уже знаем, а каких увидели впервые?» (на территории д/с, по дороге в детский сад, около своего дома).
Работа в календаре природы: «Какие птицы прилетали на участок д/с?»
Образовательные области: «Речевое развитие».
«Художественно-эстетическое развитие».
«Познавательное развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
Третья неделя «Сказочные птицы»
Виды деятельности: Чтение: В. Звягина «Воробей», В. Бианки «Кто чем поет?»,Л. Воронкова «Птичьи кормушки» и др., заучивание скороговорок, чтение загадок, стихотворений о птицах, чтение р. н. с. «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко» и др.
Изготовление книжки – малышки с поговорками и пословицами о птицах.
Исследовательская деятельность: «Легкое перышко».
П/игры: «Птичьи стайки», «Совушка-сова». М/п. игра с мячом «Назови птиц, которые прилетают на кормушку».
Творческое задание: «Слепить сказочную птичку».
Образовательные области: Речевое развитие».
«Художественно – эстетическое развитие».
«Познавательное развитие».
«Физическое развитие».
«Художественно-эстетическое развитие».
Четвертая неделя «Птицы Красной Книги Ростовской области»
Виды деятельности: Беседы с детьми о птицах, занесенных в Красную книгу.
Презентация «Исчезающие птицы Ростовской области».
Речевая игра «Знай и назови»
Игра с мячом «Кто больше знает птиц», п/и игра «Птички в гнездышках».
На прогулке продолжаем наблюдения за птицами, работа в календаре природы.
Беседы на тему: «Жалобная книга природы», «Какую пользу приносят птицы?.»
Творческая мастерская: рисунки детей, д/игра «Зимующие и перелетные птицы».
П/и: «Вороны», «Собака и воробьи», «Гуси – лебеди», «Совы», «Лягушки и цапля».
Образовательные области: «Речевое развитие».
«Социально – коммуникативно развитие».
«Физическое развитие».
«Познавательное развитие».
«Художественно-эстетическое».
«Физическое развитие».
Пятая неделя «Итоговая»
Виды деятельности: Беседа на тему «Птицы нашего края». Итог проекта:
презентация, защита мини-проектов (домашних заданий).
Образовательные области: «Познавательное».
«Речевое».
«Физическое развитие».
«Социально – коммуникативное».
Работа с родителями:
- Оказание помощи в изготовлении кормушек для птиц, скворечников.
- Совместные прогулки на природу и наблюдения (родители с детьми).
- Чтение книг и научно - познавательной литературы на тему «Птицы».
- Просмотр советских мульльфильмов.
- Участие в мини-проектах.
- Оформление альбомов: «Птицы нашего края», книжки – малышки, подборка материалов.
- Творческие работы: «Птицы нашего края».
3-й этап: Творческий
Ознакомление родителей с результатами проекта: оформление выставки творческих работ, фотоотчет о результатах проделанной работы.
Вывод
В конце проекта у детей проявился интерес к птицам, живущим рядом с человеком и не только.
Дети узнали много интересных фактов из жизни птиц. Так, Никита Ф. как рассказал про воробьев. Слово «воробей» возникло от фразы «вора – бей». Что воробьи видят мир в розовых тонах, а шейный отдел этих птиц имеет в два раза больше позвонков, чем жираф.
Ксения В. поведала нам о синичках. Название этих птиц пошло от звонкого пения, оно у синички как звон колокольчика.
Милана В. рассказала о ласточках. Ласточка очень красивая и дружелюбная птица. Свое жилище строит прямо в домах людей. Широкий разрез рта позволяет этой птице питаться прямо на лету, они способны ловить на лету даже самых вертких насекомых, в том числе стрекоз. Нет насекомых, которых бы не смогли догнать ласточки.
Дети - «Творцы» в каждой творческой группе отличились разнообразием творческих работ: рисунки, аппликации, поделки.
В ходе наблюдений на участке за птицами, мы с детьми сделали вывод: чаще всего птиц можно увидеть в утренний отрезок времени. Место обитания в основном деревья, крыши домов, в зависимости от особенностей птиц. Питаются насекомыми, червяками, жучками, плодами деревьев, Например, свиристели питаются ягодами калины, дятлы стучат по дереву и по звуку определяют местонахождение насекомых, воробьи редко летают по одному, а на высокой ели, на соседнем участке, свили себе гнездо горлицы. Наибольшее количество птиц обитает на спортивной площадке д/с, подальше от детских криков, вероятно, птицы любят тишину.
Мы смогли подтвердить нашу гипотезу, что некоторые виды птиц нашего края можно увидеть на территории детского сада. Перед детьми стояли задачи: строить с родителями кормушки, постоянно подкармливать птиц зимой, помогать им пережить трудный период года, весной строить скворечники, не мешать, не разорять гнезда.
К проекту были привлечены родители: подготовка мини-проектов, беседы, прогулки, чтение художественной литературы, участие в изготовлении кормушек и скворечников.