Светлана Ерошенко
Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия – по познавательному развитию с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебство Донского края - солнечная керамика»
Подготовила и провела воспитатель I категории Ерошенко С. В.
Цель:
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Волшебство Донского края — солнечная керамика, Семикаракорская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Ознакомление детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, введение детей в гармоничный мир народной Донской культуры.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: гжельская, хохломская и семикаракоская росписи.
• Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорский росписи.
• Учить рисовать на тарелке узоры из растительных элементов.
• Развивать технические умения - рисовать кончиком кисти, всей кистью, работать кистью в разных направлениях.
Развивающие:
• Развивать у детей способность к анализу, синтезу и сравнению.
• Развивать творческие способности и эстетический вкус у детей.
• Развивать познавательные способности у детей, развивать любознательность стремление узнать больше нового, интересного о своей малой родине.
• Расширить кругозор детей о гончарном производстве.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.
• Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою малую родину.
• Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного прикладного искусства.
Средство – мини-музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации гжели, хохломской и семикаракорской росписи.
Оборудование: Мультимедийная презентация «Сказ о Марье-Искуснице». Посуда, расписанная хохломской, гжельской и семикаракорской росписью.
Фартуки с нарукавниками, стаканы с водой, салфетки, кисти, краски, заготовки кувшинов из соленого теста.
Ход занятия
Воспитатель: Сколько гостей у нас сегодня, давайте поприветствуем их.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в мини-музей народного декоративо-прикладного искусства.
Воспитатель: А кто знает, что такое декоративно-прикладное искусство?
Дети: Декоративно-прикладное искусство – это народное творчество, которое появилось у людей от желания создать вокруг себя красоту, уют и делиться этим с окружающими.
Воспитатель: Скажу волшебные слова : «Раз, два, три – повернусь, в Варвару – Сказительницу обернусь. Проходите гости, присаживайтесь. Есть у меня одна не то сказка, не то быль. Решайте сами, было это или не было.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, смотрите и слушайте.
Воспитатель: Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие зазывать Марью к себе в город. Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые. А в городе я что видеть буду?" Осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы на ее шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Рассердился Кощей, обернулся черным орлом, схватил в когти девушку, обернувшуюся Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе. И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы. Так появились многие народные промыслы. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту создающие собственными руками!
Воспитатель: Предлагаю найти волшебные перья Жар-птицы. А в поиске нам помогут загадки, слушайте первую:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье …
Дети: Гжель.
Воспитатель: А вот и волшебное перышко.
Воспитатель: Дети скажите, что изготавливают в селе Гжель?
Дети: Посуду.
Воспитатель: Из чего делают посуду?
Дети: И белой глины.
Воспитатель: Какие цвета используют для росписи гжельской посуды?
Дети: Белый, синий, голубой.
Воспитатель: Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке белую глину и решили лепить из нее посуду. Стал каждый мастер свое умение показывать. Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и расписывали свою посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег.
Воспитатель: Какие основные элементы гжельской росписи вы знаете? (Мазок с тенью, сеточка, капелька).
Речевая игра с элементами дыхательной гимнастики:
Вот большой стеклянный чайник, («Надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос - (Взяться за руки, сделать большой круг)
Он посуду нам принес. (Нагнулись и развели руки в стороны)
Воспитатель: Идём дальше, ребята!
Отгадайте загадку:
«Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты».
Блестят, они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Дети: Хохлома.
Воспитатель: А вот и еще одно волшебное перышко.
А что расписывают хохломской росписью?
Дети: Посуду, мебель.
Воспитатель: Из какого материала изготавливают хохломскую посуду?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Почему эту роспись называют «золотая хохлома»?
Дети: Посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.
Воспитатель: Какие цвета используют художники для росписи?
Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.
Воспитатель: Молодцы! Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается - это чудо, созданное руками человека!
Воспитатель: Чтобы получить такое чудо, что мастер сначала делает?
Дети: Вырезает посуду из дерева.
Воспитатель: Что потом делает мастер?
Дети: Расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось.
Динамическая пауза:
Ехал гончар - мужичок, (Идут, держась за «возжи»)
Вез изделий возок.
Ехал по камешкам. (Идут с высоким подниманием колена)
Ехал через лесочек. (Идут змейкой)
Вез в мешке керамику.
Ехал по песочку. (Идут на носочках)
Ехал через мосточек - (Идут боковым, приставным шагом)
Споткнулся конь разочек.
В ямку свалился – (Присели на корточки)
Весь товар разбился. (Встали, развели руки в стороны)
(Воспитатель рассыпает на пол «осколки» посуды)
Воспитатель: Ребята, помогите соединить части посуды. Мальчики собирают одну разбитую тарелку, а девочки другую.
Дидактическая игра «Собери целое».
(Дети собирают посуду)
Воспитатель: Тарелку, с какой росписью собрали мальчики?
Мальчики: С хохломской.
Воспитатель: Тарелку, с какой росписью собрали девочки?
Девочки: С гжельской.
Воспитатель: Молодцы, несите мне ваши тарелки.
Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в родительский курень, да и спрятала. Иногда только доставала и любовалась. А был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Должны были они пожениться. Да война началась. И ушел воевать милый друг! Проводила она Степана, стояла на дороге, всматривалась вслед отъезжавшим всадникам. А в руке сжимала несколько цветочков полевых, которые ей подарил жених ее на память. Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой и стала ждать своего суженого. Но месяц проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые цветы засохли и опали. И осталась у Аксиньи одна радость - перо волшебное. Достала она его как-то вечером, в пальцах повертела, да и задела случайно им за кувшин (воспитатель показывает заготовку кувшина, касается пером, показывает заготовку с росписью). Но что это? Чудо чудное, диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"
А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за диво? "Вроде, мои цветы?" - спрашивает. "Твои, - отвечает Аксинья. - Они мне ждать тебя помогали!"
Воспитатель: Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел – семикаракорский фаянс расписной!
Воспитатель: Дети, из какого материала сделана эта посуда?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Кто делал посуду?
Дети: Гончары.
Воспитатель: А откуда появилось у станицы такое название, Семикаракоск?
Дети: Семеро братьев Каракоровых поселились на левом берегу Дона, где родилась Семикаракорская станица.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в мастерскую. Давайте наденем фартуки и станем художниками. (Дети одевают фартуки, нарукавники и садятся а столы)
Воспитатель: У меня есть заготовки кувшинов, которые мы с вами будем расписывать декоративными цветами и листиками (воспитатель касается пером всех заготовок для росписи).
Звучит фоновая музыка.
Роспись кувшинов.
Поэтапное рисование:
1. В центре кувшина плоской кистью рисуем перевернутую «каплю» желтым цветом.
2. На плоскую кисть набираем на один край красную краску, на другой - желтую. Рисуем лепесток с правой стороны от «капли».
3. Рисуем еще один лепесток с правой стороны, за первым.
4. Промываем кисть, набираем на один край – желтую, на другой – розовую краску. Рисуем два лепестка с левой стоны «капли».
5. Промываем кисть, набираем на один край – желтую, на другой – оранжевую краску. Рисуем над каплей три лепестка.
6. Промываем кисть, рисуем под каплей зеленый кружок и стебелек цветка, слегка изогнутый.
7. Промываем кисть, набираем на один край – желтую, на другой – зеленую краску. Рисуем листики так, что бы зеленая краска была с внешней стороны.
8. Промываем кисть, убираем.
9. Берем тонкую кисть. Черной краской рисуем «сеточку» в «капельке» и прожилки на листиках.
Воспитатель: Посмотрите, какими красивыми стали ваши кувшины.
Воспитатель: Скажите, чем семикаракорская роспись похожа с хохломской?
Дети: Есть растительные узоры, завитки, травка, цветы.
Воспитатель: А чем отличается?
Дети: Хохломскую посуду делают из дерева, а семикаракорскую из глины.
Воспитатель: Скажите, чем семикаракорская роспись похожа с гжельской?
Дети: Материалом для изготовления посуды. Узорами: растительный, люди, птицы, животные.
Воспитатель: А чем отличается?
Дети: Гжельскую посуду расписывают только синим, голубым и их оттенками, а семикаракорскую всеми цветами.
Воспитатель: Что было для вас самым интересным?
Воспитатель: У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас, вы подарили радость себе и окружающим людям. Спасибо за творчество.