Ольга Мамонова
Экологический проект «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: Ольшанникова Елена Владимировна, Ускова Наталья Николаевна (воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 104»); Мамонова Ольга Сергеевна (педагог дополнительного образования, МБУДО «Детский спортивно-образовательный центр»).
Тип проекта: информационный, по содержанию - «ребенок и природа»; ребенок - участник проекта от зарождения идеи до получения результата; открытый, в контакте с семьей, педагогом-экологом; групповой; краткосрочный.
Публикация «Экологический проект „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Цель-результат: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Проблема: Как помочь зимующим птицам?
Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски, трафареты силуэтов птиц, ножницы, клей, пластилин, дидактические карточки «Зимующие птицы», разнообразный корм для кормушек (семена).
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1-й этап. Подготовительный.
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
• Составление плана работы.
• Обсуждение срока выполнения работы.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
2-й этап. Основной.
1-й день
НОД «Что мы знаем о птицах нашего города?»
Цели: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; воспитание любознательности, внимания, навыков доброго отношения к птицам.
Цель: развивать слуховое восприятие; закрепить умение угадывать птиц по голосу.
Беседа о зимующих птицах
Игровое упражнение «Птичья столовая».
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
Педагог предлагает детям представить, что они птицы. Дети берут изображение понравившейся птицы. Педагог читает стихотворение. Та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
2-й день
Чтение художественной литературы о птицах: В. Звягиной «Воробей», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин, Т. Евдошенко «Берегите птиц».
Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах; вызвать желание помочь птицам зимой.
Пальчиковая игра: «К кормушке».
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение согласовывать движения с текстом.
Сколько птиц к кормушке нашей
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику. ,
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Цель: учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам.
3-й день
Наблюдение за птицами, прилетающие на участок детского сада.
Цель: формировать представления о зимующих птицах; воспитывать желание заботиться о птицах, зная о пользе птиц в природе.
Сбор семян для подкормки птиц в зимний период.
Цель: вызвать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать умение трудиться сообща.
Мимические упражнения.
Цель: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие умения передавать точный образ.
Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
«Спаси птенца».
Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе.
4-й день
НОД «Зимующие птицы нашего края».
Цель: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Описание синицы по плану
Описание воробья по плану
Продуктивная деятельность: лепка «Прилетели снегири», рисование «Синички», изготовление стенгазеты «Птички на дереве».
Цель: закрепить внешний вид птиц, знания о корме для птиц; совершенствовать умение аккуратно вырезать по контуру и приклеивать, работать с пластилином.
Лепка «Прилетели снегири»
Аппликация «Синички»
Коллективная работа «Птички на дереве»
Дидактическая игра «Какой? Какая?», «Один – много», «Найди двух одинаковых птиц».
Цель: развивать умение образовывать формы множественного числа существительных, подбирать антонимы к словам, внимание, мышление.
Речевое упражнение «Скажи наоборот», «Назови ласково».
Цель: развивать умение подбирать антонимы к словам, образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова; внимание, мышление.
5-й день
Развешивание кормушек на территории детского сада.
Цель: привлечь родителей к изготовлению кормушек.
В папиной мастерской
Такие разные кормушки
Организация подкормки птиц.
Цель: вызвать желание подкармливать птиц зимой, прививать любовь к птицам.
К подкормке птиц готовы
Насыпаем корм в кормушку
Про птиц мы не забываем, вовремя корм подсыпаем
Синички на кормушке
А вот и воробушек…
Подвижная игра «Птичка раз, птичка два».
Цель: формировать умение детей выполнять движения по счету; развивать быстроту, ловкость.
3-й этап. Заключительный.
Подведение итогов.
• В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.
• У детей и родителей появилась заинтересованность к жизни зимующих птиц, желание им помогать.
• У детей наблюдалось развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
Презентация проекта.
Список использованных источников
1. Васильева Н. А., Гербова В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду, 2006.
2. Зверева-Андреевская Е. Г., Монтазери О. Н., Игошина М. А. Окружающий мир. - ЮВЕНТА, 2006.
3. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. - Волгоград : Учитель, 2008.
4. Кобзева Т. Г., Холодова И. А. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2011.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: пособие для воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1981.
6. Фесюкова Л. Б., Григорьева О. О. Времена года. - Харьков: Ранок, 2008.
7. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Творческий центр «Сфера», 2008.