Марина Тихонова
Проект программы социальной направленности по воспитанию культуры поведения «Если добрый ты — это хорошо»
Культура поведения представляет собой целую систему волшебных слов и поступков, способных широко распахнуть двери человеческого понимания, сочувствия, доверия, создать в процессе общения эмоциональный комфорт.
М. И. Лисина
Пояснительная записка
На сегодняшний день вопрос социализации умственно отсталых воспитанников вызывает интерес в обществе. Ученые считают, что социальное развитие воспитанников с множественными нарушениями в развитии на настоящий момент актуальна, как никогда.
Публикация «Проект программы социальной направленности по воспитанию культуры поведения „Если добрый ты — это хорошо“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Современное общество диктует необходимость развития личностных качеств воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, путем оказания комплексной, дифференцированной помощи, направленной на более успешную социальную адаптацию.
Цель деятельности нашего ДДИ – это максимальное развитие потенциальных способностей умственно отсталых воспитанников, с целью частичной компенсации интеллектуального дефекта и облегчения наиболее полной адаптации к различным житейским ситуациям, с которыми они будут встречаться в дальнейшей жизни. Перед воспитателем, работающим в «ДДИ», стоит первоочередная задача - создать условия для максимальной абилитации воспитанников, в условиях закрытого учреждения.
Воспитание навыков культуры поведения умственно отсталых воспитанников – одно их важнейших актуальных направлений воспитательного процесса. Оно способствует у воспитанников выработке навыков культурного поведения, привычек их выполнять, навыков общения, которые позволяют ему успешно адаптироваться в дальнейшей жизни. У наших воспитанников часто наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают трудности в воспитании. Они не обладают навыками культуры поведения, в результате неблагополучия в сфере межличностных отношений воспитанники не могут связано выражать свои мысли, просьбы, пользоваться формами словесной вежливости. Не проявляют положительного отношения к окружающим. Лишены возможности самостоятельно усваивать навыки культурного поведения. Большую часть времени приходилось использовать на попытки упорядочить процесс общения в группе, что явилось весьма нелегкой задачей. Поэтому возникла потребность в разработке программы «Если добрый ты – это хорошо». Актуальность разработки программы заключается в необходимости выстраивания специально организованной работы с воспитанниками с нарушенным поведением. Программа направлена на освоение навыков культуры поведения. Основной формой обучения по программе является занятие, которое связано с развитием речи, обучением игре. Разнообразное построение занятий (в одном случае – это комплекс игр и упражнений, в другом игра-путешествие). Занятия предполагают разнообразную деятельность в течение 20 минут. Сильная расторможенность воспитанников оставляет за собой право воспитателю изменить ход занятия и направить его в другое русло, ориентируясь на настроение и психическое состояние воспитанников. Содержание занятий планирую таким образом, что воспитанники могли один и тот же материал усвоить при постепенном его усложнении. Также необходимо учитывать, что воспитанники с нарушением интеллекта могут усвоить навыки поведения только с помощью воспитателя. Воспитатель становится проводником в мир взаимоотношений, осуществляя педагогическое сопровождение, необходимо придерживаться положения «Не рядом, не над, а вместе». Основным методом и одновременно средством воспитания является – игра. В игре учатся общению и взаимоотношению друг с другом, приучаются следовать принятым правилам. Часто игра выполняет роль упражнений – преодолевая препятствия по пути, воспитанники упражняются в оказании помощи друг другу, тренируются в усвоении правил. Положительное влияние на ход занятий оказывает участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес к занятиям, ориентируют их на выполнение заданий, ведут в течение всего занятия. Все игровые занятия предусматривают психологическую защищенность воспитанника, его эмоциональный комфорт (на протяжении всего занятия все его действия оцениваются положительно, а в конце ритуал передачи положительных эмоций).
Разработка программы рассчитана на детей младшего и среднего возраста с выраженной степенью умственной отсталости, срок действия программы 6 месяцев.
Аналитическое обоснование
Диагностика – один из начальных этапов. Сбор информации позволит проанализировать фактическую ситуацию, спланировать желаемый результат и способы достижения промежуточных и конечных целей.
Первым этапом реализации программы стала диагностика.
Целевая группа: 10 девочек (7-10 лет) с выраженной степенью умственной отсталости, проживающие в условиях детского дома-интерната.
При исследовании воспитанников были использованы следующие группы методов педагогической диагностики.
1. Беседа (индивидуальная) – которая позволила выявить отношения воспитанника к нормам поведения.
Результаты беседы показали, что большинство воспитанников не способны соблюдать общепринятые правила поведения, не умеют адекватно реагировать на общение, не умеют выражать свою просьбу, не развиты такие чувства, как радость, сострадание.
2. Наблюдение (наблюдение за поведением) – удалось установить, что у всех воспитанников отсутствует умение подчинять поведение принятым правилам, а также способность исполнять роль воспитанника. Наблюдается слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость, тревожность, упрямство. Незначительный повод вызывает эмоциональное возбуждение. Играть предпочитают в одиночку.
Необходима большая, продуманная систематическая работа с воспитанниками по воспитанию навыков культурного поведения, путем включения воспитанников в участие социально-абилитационной программы, направленной на воспитание и прививание навыков культуры поведения и общения с окружающими (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения).
Важным условием работы с воспитанниками по данной программе – стремление создать такую атмосферу общения, чтобы воспитанники смогли эмоционально сопереживать всему - тому, о чем идет речь на воспитательном занятии.
Концептуальные основы
Программа разработана с позицией гуманистической педагогики, личностно – ориентированного подхода к воспитанию воспитанника.
Программа была разработана с использованием пособия М. И. Лисиной «Основы культурного поведения у умственно отсталых детей», которое помогло определиться в выборе форм, методов и приемов, для налаживания эффективного взаимодействия с воспитанниками.
«Новые технологии социальной реабилитации воспитанников в условиях интернатных учреждений (Центр развития и коррекция)» Е. Д. Худенко. Основной смысл – развивать, приспосабливать воспитанника, не зависимо от его стартового состояния. Принцип «пошаговости».
Деятельность по программе ориентирована на концептуальные основы следующих авторов:
1. Игровая технология (С. А. Шмаков).
При обучении воспитанника использовать игру. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают, как средство побуждения, стимулирования воспитанника.
Реализация игровых приемов происходит по направлениям :
• Цель ставится в форме игровой задачи.
• Деятельность подчиняется правилам игры.
• Весь материал используется в качестве ее средства.
• Успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
2. Технология успешного обучения К. А. Москаленко
Любую деятельность можно представить в виде простой последовательной цели:
• Установка на деятельность (эмоциональная подготовка воспитанника к решению задач).
• Обеспечение деятельности (создание условий).
• Сравнение полученных результатов (осознанное отношение к результату труда).
Цель программы – способствовать успешной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы :
Воспитательно–абилитационные
• Воспитание навыков словесного выражения вежливости.
• Воспитывать умение называть по имени и отчеству.
• Воспитывать дружелюбие и отзывчивость.
Развивающие
• Развивать речевое общение и имитационные навыки.
• Развивать способности эффективного взаимодействия со сверстниками и формы предупреждения конфликтных ситуаций.
Информирующие
• Знакомить воспитанников с коммуникативными навыками в игровой деятельности и повседневной жизни.
• Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
• Учить навыкам совместной деятельности.
Принципы:
• Учет индивидуальных и возрастных особенностей – построен на учете индивидуально – личностных особенностей (характер, заболевание, интерес).
• Принцип доступности (пошаговости - от простого к сложному). Занятие должно строиться таким образом, чтобы воспитанники справлялись с заданием, преодолевая трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности. Программа содержания разработки распределено пошагово с учетом возрастных и психологических особенностей.
• Принцип активности – за счет эмоциональной насыщенности занятий, опоры на жизненный опыт, использование игровых упражнений и заданий для включения в совместную деятельность.
• Принцип многократного повторения – время на изучении темы не ограничивается конкретным количеством часов, т. к. многократное повторение является одним из ведущих, при работе с умственно отсталыми воспитанниками.
• Принцип интегрирования – (комплексность) связь с другими разделами (развитие речи, обучением игре, трудовым, нравственно-этическим воспитанием).
• Связь с реальной жизнью
Каждое занятие по программе содержит огромные воспитательные возможности. Для воспитателя очень важно, помочь воспитаннику включиться в различные виды деятельности, изменить представления о самом себе и отношениях с окружающими. У наших воспитанников высокий уровень конфликтности и без вмешательства взрослых не могут найти выхода из сложившейся ситуации. Поэтому в основе программы воспитания, находится работа по формированию мотивационной – сферы, соподчиненности мотивов, которые управляют поведением воспитанников. Первоначальное выполнение требований воспитателя выступает лишь, как средство поддержания с ним положительных отношений и поскольку – одобрение, ласка, получаемые воспитанником за хорошее поведение, приятны ему, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное. Реально действующий мотив поведения – это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него, воспитанника. И именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, воспитанник старается совершать хорошие поступки. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего воспитанника. Вот и надо ежедневно давать ему возможность овладеть необходимыми нормами поведения в коллективе.
Методы и формы организации деятельности воспитанников
Воспитание культуры поведения у воспитанников происходит при целенаправленной деятельности воспитателя, в процессе организованного занятия, которое является основной формой обучения.
Комплексно – игровая технология, применяемая в программе, базируется на положении, что игра – ведущий метод воспитания воспитанников с умственной отсталостью. На занятиях создается специфическая игровая атмосфера, позволяющая спроецировать реальный социальный опыт воспитанника в воображаемую игровую ситуацию, что расширяет социальные возможности воспитанника.
Успешное условие реализации программы это разнообразие форм и методов деятельности воспитателя.
Основные методы и приемы:
Игровые ситуации и упражнения
Игра выполняет роль упражнений – преодолевая препятствия воспитанники тренируются в усвоении правил культурного поведения (игр. упражнение «Автобус», «Вежливые шляпы», «Колобок»).
Приучение
Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со сверстниками или взрослыми. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
Воспитывающие ситуации
Создают условия, в которых воспитанник оказывается перед выбором. Анализ конкретных ситуаций. («Помоги Саше и Алле играть дружно», послушайте сказку «Привычки» и подумайте, о каких привычках пойдет речь - о хороших или вредных)
Поощрение
Проводится различными способами (На усмотрение воспитателя). Активизирует воспитанников к выбору правильного поведенческого шага. Воспитанник получает эмоциональный подъем от поощрения и он с радостью готов повторить подобный маленький «подвиг».
Упражнение
Многократное повторение того или иного действия.
Наказание
Применяется очень редко. Осуждение негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.
Пример для подражания
Является своеобразным наглядным образом и необходимым нашим воспитанникам. Им может быть – сам воспитатель, другой сотрудник д/дома, сверстник, герои сказок, мультфильмов, рассказов, кино.
Участие игровых персонажей
Поддерживают интерес, ориентируют на выполнение заданий, ведут в течение всего занятия («В гостях у бабушки Матрены», «Мудрая сова»).
Методы убеждения
(Рассказы, чтение х/литературы, театрализованное представление). Помогают более осознанному изучению поведенческих правил, но для таких воспитанников, как наши надо избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил. (Отрывок из мультфильма «Кот Леопольд»)
Разъяснение
Необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
Беседа
Помогает выявить уровень знания воспитанниками норм и правил поведения. Знания возможностей воспитанников для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек, поможет воспитателю правильно ее построить.
Для воспитания хорошего поведения наших воспитанников необходимы следующие условия:
• Важна спокойная обстановка, которая создается на занятиях, доброжелательное отношение, единство, системность требований, разнообразие форм и методов – все это создает и закрепляет у них необходимые положительные привычки, которые помогают общению со всеми, обеспечивают ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.
• Позитивный настрой – нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используем обращения по именам, похвалу, призы и прочие способы, увлекающие воспитанников.
• Единство требований всего персонала «ДДИ».
• Пример взрослых во всем и везде.
Содержание программы включает 3 блока : «Культура поведения культура общения и внутренняя культура».
Каждый блок разделен на 3 части:
1) Ориентированный (знакомство воспитанников друг с другом и устанавливается определенная иерархия отношений в группе)
2) Реконструктивный (знакомство с ранее недоступными навыками поведения и общения и коррекция существующих недостатков. Развитие коммуникативности.
3) Закрепляющий (закрепление полученных навыков)
Содержание программы
I. Культура поведения
1 занятие «Поведение в группе»
Теория – Беседа. Представление воспитанников друг другу, установление правил поведения на занятии. Упражнение на знакомство «Назови свое имя». Установка контакта между воспитанниками, игра «Колобок». Физкультминутка. Игра «Потерялся мальчик». Релаксационная игра «Назови соседа ласково».
Методическое обеспечение
• Альбом «Моя группа»
• Иллюстрации на тему «Вместе»
• Фотографии воспитанников
Оборудование
• Кукла «Колобок»
• Мяч
2 занятие «Правило вежливости»
Теория – познакомить с формами словесного выражения вежливости. Учить называть взрослых по имени и отчеству, сверстников по имени. Игровые упражнения «Подарки друг другу», игра «Вежливый автобус», игра «Воспитанные шляпки». Физкультминутка. Игровая ситуация «Будь вежливым». Релаксационная игра «Шарик».
Методическое обеспечение
• Картинки персонажей из знакомых сказок
Оборудование
• Маски персонажей
• Шляпы
• Накидка «Автобус»
3 занятие «Правила поведения в гостях»
Теория – ознакомить воспитанников с правилами поведения в гостях. Участие игрового персонажа (В гостях у бабушки Матрены). Образец поведения за столом («Учимся пить чай»). Физкультминутка. Игровое упражнение «Помоги бабушке навести порядок». Релаксационная минута «Котенок».
Методическое обеспечение
• Плакат «Кто ведет себя неправильно»
• Карточки
Оборудование
• Вилка, ложка, стакан, салфетки
• Игрушка «Котенок»
II. Культура общения
Цель – формирование потребности в общении с окружающими и умение вступать в общение с взрослыми и сверстниками
1 занятие «Давай жить дружно»
Теория – познакомить с навыками позитивного стиля общения между собой. Учить навыкам дружелюбного отношения к окружающим, учить взаимопомощи, взаимовыручке. Игра «Путанка», игра «Договорись взглядом», игровое упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Методическое обеспечение
• Картинки
• «Мы поссорились» Н. Кузнецова
• Стихотворение «Шарик»
Оборудование
• Платочки на каждого воспитанника
• Магнитофон и кассета с записью песни «Улыбка».
2 занятие «Мы поссорились»
Теория – учить воспитанников управлять своим поведением. Формировать умение считаться с желанием и просьбами других. Беседа «Относись так, как бы ты хотел, чтобы отнеслись к тебе». Игровое упражнение «Стой», «Обзывалки».
Методическое обеспечение
• Картинки из серии «Что можно, а что нельзя»
• Иллюстрации из книги «Что такое хорошо, что такое плохо»
• Пословицы
Оборудование
• Музыкальный центр
• Запись песни «Мы поссоримся и помиримся»
• Мяч
3 занятие «Играть вместе веселее»
Теория – учить воспитанников играть вместе, отстаивать свои интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером. Продолжать формировать навыки совместной игры. Игровые упражнения «Слепой и поводырь», направленные на доверие между участниками игры.
Методическое обеспечение
• Чтение В. Осеева «Будь внимателен»
• Картинки с различными ситуациями
• Пословицы
Оборудование
• Веревочка
• Мяч
4 занятие «Посмотри на себя со стороны»
Теория – помочь воспитанникам правильно оценивать свои поступки. Создать ситуации противоположных навыков общения, разыграть их по ролям, используя кукольный театр. Беседа «Послушай, что скажут о тебе другие».
Методическое обеспечение
• Чтение Н. Носов «Леденец»
• Д/и «Кого тебе напоминает»
Оборудование
• Мяч
• Кукольный театр (игрушки)
5 занятие «Мы так похожи»
Теория – формировать у каждого воспитанника чувство принадлежности к своей группе, к д/дому, расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими. Игра «Ассоциация», игра «Подарок», игра «Мыльные пузыри».
Методическое обеспечение
• Стихотворение «Осторожно пузыри»
• Д/и «Найди одинаковые картинки»
Оборудование
• Магнитофон
• Кукла – клоун и игрушка – мыльные пузыри
III. Внутренняя культура
1 занятие «Мой внутренний мир»
Теория – Учить воспитанников понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе и других положительные качества.
Приветствие «Связывающая нить». Игровое упражнение «Мозаика». Игра «Клубочек». Упражнение «Назови свои сильные стороны». Стихотворение «Я большой» (А. Барто).
Методическое обеспечение
• Стихотворение «Я большой» (А. Барто).
• Картинки с изображением эмоций
• Альбом с портретами (фотографиями) разного пола, в разных ситуациях.
Оборудование
• Магнитофон
• Клубок ниток
• Альбомы и цветные карандаши
2 занятие «Жизненные ситуации»
Теория – познакомить воспитанников с эмоциями, учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, развивать способности анализировать ситуации.
Игровые упражнения «Зеркало», «Клоун тяп-ляп», этюд «Золотые капельки».
Методическое обеспечение
• Картинки – сюжетные с различными ситуациями
• Стихотворение «Вот уже растет ребенок» (А. Барто)
Оборудование
• Магнитофон, запись веселой музыки
• Пиктограммы
• Картинки с изображением детей с разными эмоциями
• Зеркало
• Воздушный шарик
3 занятие «Наши эмоции»
Теория – закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения. Развивать потребность в межличностном взаимодействии на основе установления эмоциональных контактов. Беседа о прошедших занятиях.
Игровые упражнения «Походим как», игра «Снегурочка», игра «Узнай меня».
Методическое обеспечение
• Стихотворение «Снегурочка»
Оборудование
• Иллюстрации к сказкам
• Индивидуальные карточки
• «Кубик эмоций» - или схемы
• Кассета с записью музыки
• Карточки к упражнениям
Занятие 4 «Решение ситуационных задач»
Цель– повторить и закрепить приобретенные знания, умения, навыки; создавать положительный эмоциональный фон на занятии, продолжать формировать навыки общения воспитанника со сверстниками, представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей, способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций воспитанников.
Методы
• Игровая ситуация
• Музыкальное сопровождение
• Игровые упражнения
• Тетрализованная игра
• Проблемно – поисковый
• Релаксация
• Физкультминутка
• Воспитывающие ситуации
• Практический
Оборудование
• «Волшебная палочка»
• Магнитофон и кассета с записью шумов леса, кассета с записью плавной музыки
• Карточки для игры
• Платочки
• Альбомы и цветные карандаши
• Фланелеграф и фигурки
Изучение результатов деятельности в рамках реализации программы
Программа предусматривает наблюдение за развитием личности воспитанников, осуществляющиеся в ходе диагностики, занятий и в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты
• Выработка навыков умений правильного поведения.
• Установка на доброжелательность и уважение в отношениях с окружающими.
• Научатся формам словесного выражения вежливости.
• Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение.
• Умение выслушать речь взрослого.
• Умение благодарить за помощь, за услугу.
• Выработка правил поведения в столовой, в зале, на прогулке и т. д.
• Научатся проявлять сострадание, понимание, сочувствие, сопереживание по отношению к другим.
• Укрепят способы эффективного взаимодействия со сверстниками и формами предупреждения конфликтных ситуаций и выхода из них.
• Появится желание стремится к добру, к оказанию помощи друг другу.
Анализ результатов позволил прийти к выводу. Что в результате работы по программе «Если добрый ты – это хорошо» была выявлена положительная динамика поведенческих проявлений. Снижен уровень конфликтности, тревожности и эмоционального напряжения в группе, увеличилась продолжительность общения в игровых объединениях. Проявилось желание быть добрым, вежливым и сострадательным. У воспитанников появилось стремление к достижению договоренности и взаимопомощи. Стали лучше ориентироваться в окружении, значительно вырос пассивный и активный словарь. Такое поведение – результат огромной работы воспитателя по данной программе. Таким образом, программа является эффективным средством для выработки определенного опыта социального поведения.
Срок реализации программы 6 месяцев. Всего 18 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 20-25 минут (определяется состоянием воспитанников в этот день и степенью сложности материала).