Татьяна Андрианова
Проект по краеведению «Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №23 «Ромашка» общеразвивающего вида
ПРОЕКТ
по краеведению
«Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Андрианова Т. С.
г. Лыткарино
2016- 2017 г.
Проект по краеведению :
«Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы
Публикация «Проект по краеведению „Моя малая Родина“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Содержание проекта :
1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)
2. Актуальность выбранной темы
3. Цели и задачи проекта
4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.
5. Принципы
6. Этапы реализации проекта
7. Обеспечение проекта
8. Оценка результатов проекта. Мониторинг.
Общие положения
Название темы: «Моя малая Родина»
Законодательная часть:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Региональный компонент:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента, в чём убеждает нас личный опыт и работы других педагогов. Предполагаемый опыт не имеет единой устоявшейся обучающей практики и концептуальной основы. Следовательно, концепция должна быть скорректирована относительно поставленных целей и задач.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш город не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Изучая историю родного г. Лыткарино, мы сделаем для себя много открытий. А также расскажем о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так был разработан проект по краеведению «Моя малая Родина», направленный на изучение истории родного города, области, страны, с активным вовлечением детей в поисковую и исследовательскую деятельность и привлечением к сотрудничеству родителей.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.
Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала
является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.
Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду. Но результаты оценки уровня знаний детей и опроса родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми провести целый ряд различных мероприятий:
-посещение музея;
-участие в театрализованной деятельности,
-игры в сюжетно-ролевые и дидактические по ознакомлению с родным городом;
-занятия художественно-продуктивной деятельностью (рисование, конструирование)
- экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям города.
Применяемые нами виды деятельности стимулируют детский интерес к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, а также являются необходимым условием для формирования личности каждого ребёнка.
Сегодня ни одно занятие не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет дошкольникам увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения детей к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Проект призван дать достаточно полное представление о прошлом, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации непосредственной образовательной деятельности нацелены на выработку у дошкольников навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации : иллюстрациями, фотоматериалами и печатными периодическими изданиями Использование ИКТ в образовательном процессе раскрывает перед педагогами огромные возможности, чем традиционные формы передачи информации, позволяет соединить важную информацию с красочным иллюстративным материалом, мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиа средств.
Я, семья, мой город, край, Россия,
Весь проект по блокам разделили.
В каждом блоке множество занятий.
Форм работы и мероприятий.
И знакомясь поэтапно с блоком каждым,
Мы старались заложить фундамент важный.
Цель проекта :
• Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю
Задачи проекта :
• Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;
• Обучать детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;
• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
• Обучать детей умению использовать различные источники краеведческой информации
• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
• Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
Практическая значимость состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных образовательных учреждениях.
Проект разбит на блоки. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы. Также способствуют развитию умения видеть проблемы, как одного из базовых умений исследователя. Все занятия строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Поэтому названия тем носят порой образный, даже интригующий характер. Занятия предусматривают выполнение детьми творческих заданий.
Участники проекта
Дети 6-7 лет. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный (октябрь 2016- май 2017 г.).
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобрать материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегрированности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап.
Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.
2. Практическая деятельность детей.
• Обеспечение условий для реализации проекта. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта
• Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр - конкурс краеведческих уголков).
• Внедрение в практику работы с детьми комплексы занятий, соответствующих возрасту. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.
• Организация работы по следующим направлениям:
• Организованные мероприятия
• Досуговые мероприятия
• Творчество - оформительская деятельность.
• Осуществление контроля над реализацией проекта.
3. Заключительный (аналитический)
Обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.
Проект предусматривает организацию активных форм проведения занятий, использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии.
Хотя воспитанникам нашим мало лет,
Уже неплохо знают, что же значит «краевед».
Через эмоции, игру и интерес,
Внедрённые в образовательный процесс,
Мы им поможем гражданами стать
И Родину любить и уважать.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Методическое: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраст. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
• Материально-техническое:
• Фотоаппарат, телевизор, музей, альбомы, иллюстрации.
• Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);
• карты; исторические документы, фотографии;
• методическая, краеведческая, художественная литература.
Оценка результатов.
Для выявления промежуточных и конечных результатов провести мониторинг при помощи, которого можно будет выявить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта.
Результаты проекта – выставки детских работ, открытые занятия, фотоальбом. Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, будут обобщены также в виде презентации по теме проекта, выступления с обобщенным опытом для педагогов.
В результате реализации данного проекта предполагается обучение и информационная поддержка детей дошкольного возраста и их родителей.
Мониторинг
Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Учитывается активность участия дошкольников в образовательной и самостоятельной деятельности. Беседы в спокойной доверительной обстановке. В ходе бесед использовать наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео материалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.