МААМ-картинки

Проект по краеведению «Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Татьяна Андрианова
Проект по краеведению «Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №23 «Ромашка» общеразвивающего вида

ПРОЕКТ

по краеведению

«Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Андрианова Т. С.

г. Лыткарино

2016- 2017 г.

Проект по краеведению :

«Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Публикация «Проект по краеведению „Моя малая Родина“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах

Содержание проекта :

1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)

2. Актуальность выбранной темы

3. Цели и задачи проекта

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Мониторинг.

Общие положения

Название темы: «Моя малая Родина»

Законодательная часть:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Региональный компонент:

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента, в чём убеждает нас личный опыт и работы других педагогов. Предполагаемый опыт не имеет единой устоявшейся обучающей практики и концептуальной основы. Следовательно, концепция должна быть скорректирована относительно поставленных целей и задач.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш город не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Изучая историю родного г. Лыткарино, мы сделаем для себя много открытий. А также расскажем о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так был разработан проект по краеведению «Моя малая Родина», направленный на изучение истории родного города, области, страны, с активным вовлечением детей в поисковую и исследовательскую деятельность и привлечением к сотрудничеству родителей.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала

является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду. Но результаты оценки уровня знаний детей и опроса родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми провести целый ряд различных мероприятий:

-посещение музея;

-участие в театрализованной деятельности,

-игры в сюжетно-ролевые и дидактические по ознакомлению с родным городом;

-занятия художественно-продуктивной деятельностью (рисование, конструирование)

- экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям города.

Применяемые нами виды деятельности стимулируют детский интерес к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, а также являются необходимым условием для формирования личности каждого ребёнка.

Сегодня ни одно занятие не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет дошкольникам увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения детей к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Проект призван дать достаточно полное представление о прошлом, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации непосредственной образовательной деятельности нацелены на выработку у дошкольников навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации : иллюстрациями, фотоматериалами и печатными периодическими изданиями Использование ИКТ в образовательном процессе раскрывает перед педагогами огромные возможности, чем традиционные формы передачи информации, позволяет соединить важную информацию с красочным иллюстративным материалом, мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиа средств.

Я, семья, мой город, край, Россия,

Весь проект по блокам разделили.

В каждом блоке множество занятий.

Форм работы и мероприятий.

И знакомясь поэтапно с блоком каждым,

Мы старались заложить фундамент важный.

Цель проекта :

• Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю

Задачи проекта :

• Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;

• Обучать детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;

• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

• Обучать детей умению использовать различные источники краеведческой информации

• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

• Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.

Практическая значимость состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных образовательных учреждениях.

Проект разбит на блоки. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы. Также способствуют развитию умения видеть проблемы, как одного из базовых умений исследователя. Все занятия строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Поэтому названия тем носят порой образный, даже интригующий характер. Занятия предусматривают выполнение детьми творческих заданий.

Участники проекта

Дети 6-7 лет. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный (октябрь 2016- май 2017 г.).

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобрать материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегрированности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный этап.

Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.

2. Практическая деятельность детей.

• Обеспечение условий для реализации проекта. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта

• Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр - конкурс краеведческих уголков).

• Внедрение в практику работы с детьми комплексы занятий, соответствующих возрасту. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.

Организация работы по следующим направлениям:

• Организованные мероприятия

• Досуговые мероприятия

• Творчество - оформительская деятельность.

• Осуществление контроля над реализацией проекта.

3. Заключительный (аналитический)

Обработка результатов по реализации проекта.

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

Проект предусматривает организацию активных форм проведения занятий, использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии.

Хотя воспитанникам нашим мало лет,

Уже неплохо знают, что же значит «краевед».

Через эмоции, игру и интерес,

Внедрённые в образовательный процесс,

Мы им поможем гражданами стать

И Родину любить и уважать.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

Методическое: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраст. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Материально-техническое:

• Фотоаппарат, телевизор, музей, альбомы, иллюстрации.

• Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);

• карты; исторические документы, фотографии;

• методическая, краеведческая, художественная литература.

Оценка результатов.

Для выявления промежуточных и конечных результатов провести мониторинг при помощи, которого можно будет выявить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта.

Результаты проекта – выставки детских работ, открытые занятия, фотоальбом. Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, будут обобщены также в виде презентации по теме проекта, выступления с обобщенным опытом для педагогов.

В результате реализации данного проекта предполагается обучение и информационная поддержка детей дошкольного возраста и их родителей.

Мониторинг

Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Учитывается активность участия дошкольников в образовательной и самостоятельной деятельности. Беседы в спокойной доверительной обстановке. В ходе бесед использовать наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео материалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.

Публикации по теме:

Проект «Моя малая Родина» Любовь к близким людям,к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Поэтому знакомить.

Конспект занятия по краеведению в старшей группе детского сада «Моя малая Родина. Адыгея» «Моя малая Родина. Адыгея» Конспект занятия по краеведению в старшей группе детского сада Автор: Воспитатель первой категории.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме «Моя малая Родина. Республика Башкортостан. Родной поселок» Образовательная область: Познавательное развитие Направление: Ознакомление с социальным миром. Вид деятельности: познавательная, игровая.

Лэпбук «Моя малая Родина — Удмуртия» для детей подготовительной группыЛэпбук «Моя малая Родина — Удмуртия» для детей подготовительной группы Цель: патриотическое воспитание детей. Первая страница Лэпбук "Моя малая родина - Удмуртия" продолжает тему патриотического воспитания.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе «Моя малая Родина» МБДОУ «Подпорожский детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию.

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Город Шахты — моя малая Родина» Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы на тему: «Город Шахты – моя малая Родина» (интеграция образовательных.

Проект «Моя малая Родина» для старшей группы детского сада Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей группы детского сада Продолжительность: краткосрочный (19. 03.2018 - 21.05.2018) Тип.

Проект «Моя малая Родина» ПРОЕКТ НА ТЕМУ Выполнила воспитатель Хамидуллина Эльмира Рафкатовна Буинский район, д. Мещеряково 2017 год. СОДЕРЖАНИЕ:.

Проект по патриотическому воспитанию с детьми средней группы «Моя малая Родина — Нижний Ломов» Актуальность темы: Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям.

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина» Проект с детьми старшего возраста «Моя малая Родина» Тип проекта: долгосрочный (полгода, групповой, творчески – поисковый. Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по краеведению «Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы
Опубликовано: 7 сентября 2018 в 11:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД