Наталия Демина
Проект «Огород на подоконнике»
«Огород на подоконнике»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №192»
ПРОЕКТ
Подготовили и реализовали
воспитатели:
Демина Наталия Львовна
Щепина Наталия Юрьевна
Иваново
2022 г.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Название проекта : «Огород на подоконнике».
Тип проекта : творческий, исследовательский, игровой.
Возраст детей: 3-4 года.
Продолжительность: 12 недель.
Цель: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
• учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
• обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
• развивать познавательные и творческие способности детей;
• формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.
Оборудование и материал: ящик, совочки, лейка, майонезная банка; луковицы, земля, вода.
Ожидаемые результаты.
• Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
• Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
• Дети будут бережно относиться к своему здоровью.
• Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Успех реализации задач обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включает следующие компоненты:
• Создание предметно – развивающей среды;
• Работа с родителями.
• Организация и проведение опытнической деятельности: «Огород на подоконнике». Посадка овощей: лук, тыква, петрушка, укроп, базилик, салат и цветы (астры, календула, циния).
• НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
• Беседа: «Осторожно – микробы».
• Посадка овощей дома с родителями (рекомендации).
• Уход за посаженными растениями через наблюдение (полив, рыхление почвы).
• Подбор и чтение художественной литературы.
• Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи», стихов.
• Самостоятельная деятельность детей, раскрашивание овощей, рисование микробов.
• Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый - лишний».
Совместная деятельность детей и родителей:
• Посадка некоторых культур (цветов – луковичные) дома вместе с детьми.
Работа с родителями:
• Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне
• Консультация: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Работа с социумом: сотрудничество с коллегами.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический
Цель:
• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
• определение проблемы,
• выбор цели проекта,
• сбор информационного материала,
• создание условий для организации работы в «огороде на окне»,
• составление плана мероприятий по организации детской деятельности
• введение детей в проблемную игровую ситуацию,
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним.
В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей.
План действий:
• Беседа с родителями «Огород на подоконнике.
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
• Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации)
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике.
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
Реализация проекта : «Огород на подоконнике» - проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, самостоятельная деятельность детей).
План действий:
• Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
• Практическая деятельность: посадка лука, свеклы, овса, редиски.
• Опыт – наблюдение за ростом лука, тыквы, петрушки, укропа, базилика, салата и цветов.
• Рассматривание цветочных семян через лупу.
• Практическая деятельность: выращивание рассады.
• Опыт - наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый - лишний».
• Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
• Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
• НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
3-й этап – заключительный
• НОД (итоговое) «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
• Витаминизация 1-го блюда (добавлять в суп лук, укроп, петрушку по желанию детей).
• Высадка цветов в клумбы на своем участке (вместе с детьми высадить рассаду цветов, украсив свой прогулочный участок).
• Итоговая беседа, подведение итогов.
Обеспечение проекта :
Техническое: музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат.
Кадровое: взаимосвязь со старшим воспитателем ДОУ.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Финансовое: за счет собственных средств, средств спонсоров.
Выводы:
• Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
• У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения (условия для роста растений).
• Узнали все о пользе овощей, фруктов и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека.
• Дети увидели многообразие посевного материала.
• Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
• В группе был создан огород на окне.
• Дети стали более уважительно относиться к труду.
• Наблюдение за ростом растений в комнатных условиях.
• Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
• Наблюдение за пересадкой растений в открытый грунт.