Алена Шпак
Проект «Игры и игрушки народов Ханты и Манси» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная база: МБДОУ «Детский сад № 8 «Умка».
Актуальность проекта обусловлена тем, что с 2017 года МБДОУ «Детский сад № 8 «Умка» осуществляет свою работу в рамках деятельности региональной инновационной площадки по направлению «Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ» и, в связи с этим, педагоги нашего образовательного учреждения находятся в поиске творческих идей по возрождению культурного наследия народов Ханты и Манси.
Публикация «Проект „Игры и игрушки народов Ханты и Манси“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Игры народов севера
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Наблюдения в свободной игровой деятельности за детьми старшего дошкольного возраста показали, что мало ребят имеют представление о национальных играх и игрушках коренных малочисленных народов севера.
Основными причинами таких результатов является то, что родители мало уделяют внимания этнокультурному воспитанию детей, ставя на первое место раннюю интеллектуализацию ребенка.
Посредством организации и проведения народных игр, ознакомления с национальными игрушками создаются оптимальные условия для развития духовно - нравственного потенциала дошкольников.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается представление о смелости, мужестве, образ жизни людей.
Тип проекта: игровой, среднесрочный.
Участники: сотрудники ДОУ, дети 5-7 лет, родители воспитанников.
Реализован проект с октября 2019 г. по февраль 2020 г.
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к истории и культуре народов Ханты и Манси, через организацию и проведение народных игр и ознакомление с национальными игрушками в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями воспитания детей ханты и манси;
- раскрыть значение игрушек в воспитание детей ханты и манси;
- познакомить с народными играми ханты и манси;
- способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника;
- учить детей использовать национальные игры в повседневной игровой деятельности;
- приобщить детей самостоятельно организовывать знакомые игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Этапы реализации проекта:
1-ый этап: Подготовительный
Диагностика знаний детей об истории и культуре коренных малочисленных народов севера, разработка плана реализации проекта, определение перечня народных игр в соответствии с возрастом старших дошкольников. Изучение литературы, интернет-источников по данной теме.
2-ой этап: Основной
Реализация плана проекта
3-ий этап: Итоговый
Оценка проделанной работы, оформление «кейса» национальных игр.
Ожидаемые результаты
Дети:
- проявляют желание играть в национальные игры коренных малочисленных народов севера.
Педагоги и родители:
- наладили партнерские отношения, повысили свою компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
План реализации проекта
Подготовительный:
- Беседы о национальных игрушках и играх народов Ханты и Манси;
- Экскурсия в «Культурно-исторический центр» г. Урай.
Основной:
- Организация и проведение национальных игр;
- Организация и проведение мастер-классов по изготовлению кукол-оберегов.
- Совместно с родителями провести развлечение «Веселые старты».
Итоговый:
- диагностика знаний детей об истории и культуре коренных малочисленных народов севера (повторно);
- оформление «кейса» национальных игр;
- размещение информационного материала на информационных стендах ДОУ и сайте педагога;
- подведение итогов проекта;
- анализ полученных результатов;
- выступление на педагогическом совете «Итоги реализации проекта «Игры и игрушки народов Ханты и Манси».
Список литературы
1. Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.
2. Игры детей обско-угорских народов // Под ред. Е. А. Немысовой. - СПб., 1999.
3. Синявский Н. И., Власов В. В., Фынтынэ О. А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск: ИПКИРО, 2003. – 83 с.
4. Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.
5. Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов - Тюмень, 1999. - С. 227.