Валентина Ивашкина
Проект «Мы — исследователи»
«МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ноябрь 2020г.
«Расскажи мне и я не забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».
Проблема: В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.
Публикация «Проект „Мы — исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Актуальность: Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах воды, снега и льда и воздуха.
Задачи:
- образовательные: знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега, льда и воздуха; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;
- развивающие: расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно – исследовательской деятельности;
- воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Тип проекта :
- по продолжительности: краткосрочный
- по виду деятельности: познавательно - исследовательский
- по количеству деятельности: коллективный
- по профилю знаний: межпредметный
Участники проекта : дети старшей группы. воспитатель, родители.
Условия реализации проекта :
1. Соблюдение правил безопасности;
2. Оснащенность материалами, оборудованием:
- вода, снег, лед, термометр и другое,
-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,
-цветной принтер, фотоаппарат, видеокамера.
Сроки реализации проекта : одна неделя (.)
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
• Изучение научной литературы по проблеме
• Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
• Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр,);
• подборка оборудования для проведения опытов;
• подборка дидактических и подвижных игр;
• подборка художественной литературы.
2. Организационный этап
• Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);
• организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на НОД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
• взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «вода», совместная экспериментальная деятельность «своими руками»
3. Практический этап
I день - Тема «Воздух - невидимка» :
- «Воздух вокруг нас»;
- «Воздух везде, даже в земле»;
- «Воздух легкий, легче воды»;
- «Как очистить воздух?»;
II день - Тема «Волшебница вода» :
- «Что такое вода?»
- «Круговорот воды в природе».
- «Вода может растворяться».
III день - Тема «Знакомство и опыты с термометром» :
- термометр в теплой воде;
- термометр в холодной воде;
- термометр на улице (в любое время года).
IV день - Тема «В царстве ВОДЫ - королевы» :
- «Что такое снег? (лёд)»
- «Где образуется снег?»
- «Что такое иней?»
- «Сравнение снега и льда»
- «Что находится в снегу между снежинками?»
V день – Викторина «Мы исследователи»
4. Заключительный
1. Фотоотчёт «Мы – юные исследователи»
2. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.
Интеграция образовательных областей при реализации проекта :
Физическое развитие
- Комплекс утренней гимнастики,
- подвижные игры на воздухе
- игры с водой
- игровые упражнения «забавы», «Поймай дождинку», «По лабиринту»,
-психогимнастика «На прогулке».
Познавательное развитие
-Рассказ «дожди в Ставропольском крае»,
- виртуальное путешествие в царство воды
- дидактические игры «Времена года», «Соль и вода»
- игра «Когда это бывает?»,«Почему вода голубая?».
Речевое развитие
-Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Вода» И. Панов, «На пруду»
-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт «Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);
Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд», И. Надеждина «Снежные слова»,
- пальчиковые игры «Дождик», «Водная горка».
Социально –коммуникативное развитие
- беседы «Если хочешь быть здоров», «Вода может быть опасна»;
-размышление «Сосульки и лёд-это хорошо?»;
- сюжетно-ролевые игры «Больница».
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование «Чистый воздух», нетрадиционными техниками «Водные узоры»;
- слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега.
Результаты реализации проекта :
1. Расширение представлений детей о воде,
2. Расширение словарного запаса детей.
3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.
5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.
Результаты деятельности педагога:
1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.
2. Повышение информационной культуры педагога.
3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с