Екатерина Саенко
Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Целью опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.
Публикация «Рекомендации для родителей „Юные исследователи“ в младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Младшие дошкольники любят наблюдать опыты, как любят смотреть представления и театрализованные сценки. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если?» Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Мы предлагаем некоторые из них.
Опыт №1 «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.
Материалы: Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка, деревянный брусок, полиэтиленовая планочка (рыбка, железный гвоздик (металлическая рыбка, ложка, бумажный кораблик (цветочек, резиновый шарик и др.
Вывод: Почему одни предметы тонут, а другие нет?
Опыт № 2 «Разноцветная вода».
Описание: продолжаем знакомить детей с водой, расскажите о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно.
Оборудование: емкость с водой, краска, камушек, палочка.
Вывод: Почему в прозрачной воде видно предметы, а в цветной нет?
Опыт № 3 «Водопад».
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
Опыт № 4 «Мыльные пузырьки».
Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.
Познакомьте детей с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь. Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёнку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку, можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.
Опыт № 5 «Почему кораблики не плывут?»
Материал: бумажные кораблики, ванночка с водой.
Художественное слово: Сказка «Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!»
Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.»
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Опыт № 6 «Дождь в кувшине».
Материал: стеклянный кувшин/банка, вода,пена для бритья, пипетка, жидкий пищевой краситель (можно заменить гуашью, разбавленной в воде)
Описание: для этого очень красивого эксперимента налейте в кувшин (банку) воду, а сверху нанесите большой слой пены для бритья. Набирайте в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капайте сверху на пену. Наблюдайте: из белых «тучек» скоро пойдет дождь.
Представленные опыты помогут родителям, которые заинтересованы в творческом и интеллектуальном развитии ребенка, максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира.
Ребята дома проводят опыты.