Татьяна Смирнова
Проект «Природа зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение.
1.1. Обоснование актуальности.
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
1.2. Паспорт проекта.
Педагогический проект
Тема проекта : «Природа зимой»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации проекта : февраль 2019 г.
Масштаб проекта : территориальный – МБОУ ЦО Школа-сад № 7
Участники проекта : воспитанники старшей группы «Умка», родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – поэтому ему помогают педагоги.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательно-воспитательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель проекта
Формирование у дошкольников целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей.
Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.
Задачи проекта
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.
Развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность устанавливать связи между сезонными изменениями в природе
Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым
Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
Методическое обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, ноутбук, проектор, фотоаппарат, уголок опытно-экспериментальной деятельности.
Методическое обеспечение: Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Рабочая программа воспитателя «Ежедневное планирование» по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Старшая группа. / авт. -сост. Н. Н. Гладышева и др. -Волгоград: Учитель, 2015; Образовательный процесс : планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Декабрь - февраль. Старшая группа. / авт. - сост. Н. Н. Черноиванова и др. : - Волгоград: Учитель, 2015.
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология наглядного моделирования;
- технология проектной деятельности.
Ожидаемый результат
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, повышение познавательной активности;
Усвоение необходимых знаний по теме «Зима».
II. Разработка проекта.
2.1. Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы, подбор методик.
3. Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.
4. Подготовка атрибутов для игр, занятий
5. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
6. Выявление субъективного опыта:
Что мы знаем о зиме?
«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки» ,«зимой бывает лед» ,«что зима холодная», «деревья зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть».
Что мы хотим узнать?
«Зачем зимой снег?», «я хочу узнать, откуда берется снег и лед?», «почему зимой деревьям тепло?».
Где мы можем найти информацию?
Найти в компьютере, по телевизору, в книжках, от родителей, от воспитателей.
Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?
«Создать альбом о зиме», «сделать поделку», «принять участие в конкурсе».
7. Организация деятельности детей и родителей:
- разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Сотрудничество с родителями:
-оформление папок-передвижек для родителей по теме:
- «Зима»; «Зимние подвижные игры»;
-подборка стихов для разучивания с детьми дома и в группе;
- в беседах родителей с детьми уточнять представления о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период;
-консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
-беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к образовательно-воспитательному процессу в ДОУ;
-участие родителей в конкурсах.
8. Диагностика детей старшего возраста для выявления уровня знаний по теме проекта.
Основной этап
«Речевое развитие»
Словесно-дидактические игры:
«Чем слова похожи друг на друга?» (проговаривание слов и поиск родственных слов);
-«Подбери слово по смыслу»( «что делает снег?», «каким бывает лед?»);
-«Расскажи по картинке», «Придумай продолжение истории», «Что сначала, что потом?»;
-«Угадай признаки зимы»;
-«Предметы зимы»;
-«Украсим снежинками елку».
НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Зима» с использованием наглядного моделирования;
ЧХЛ:
-Е. Михайленко «Подарки зимы»
-Н. Карпова «Где венок!»
-В. Орлов «Бахрома»
-А. Лукин «Зима»
-Н. Карпова «Дружок»
-Н. Карпова «Ледяное кружево»
-И. Черницкая «Пришла зима»
-Т. Яссон «Волшебная зима», Г. Андерсен «Снежная королева»
-Чтение и обсуждение примет о зиме и зимних явлениях;
-Составление рассказов о зиме и зимних явлениях по картинкам с использованием алгоритмов и мнемосхем;
-Рассматривание сюжетных картин о зиме, альбомов о зиме.
«Социально-коммуникативное развитие»
Ситуативные беседы:
-«Почему снег мягкий?», «Как снег спасает и защищает землю от мороза?», «Какой сегодня снег?», «Есть ли жизнь под снегом?», «Почему замерзает вода?»;
Беседы по теме проекта, рассуждения:
- «Расскажи, как защищаются от холодов растения», «Как люди помогают пережить суровые зимы растениям, животным и птицам?», «Как изменился поселок с приходом зимы?», «Какие зимние явления тебе знакомы?», «Опасные зимние природные явления», «Почему лед прозрачный?».
Труд на прогулке:
-Засыпка снегом корней деревьев, ремонт снежных построек, наведение порядка и чистоты в кормушках, заливка цветной водой ледяных и снежных построек, уборка участка после снегопада, очистка снежных построек (снежная горка, снежная крепость, ледяной замок); стряхивание снега с веток деревьев;
-Конструирование ледяного замка из ледяных заготовок (кирпичики и шары).
Организация сюжетно-ролевых игр: «На катке», «Лыжная гонка».
«Познавательное развитие»
НОД по ФЦКМ «Жидкое - твердое» с элементами ОЭД
НОД по КИД «Конструирование из бумаги «Снежинка»
Работа с календарем погоды «Обозначения зимних явлений природы на модуле» (использование наглядного моделирования)
Прогулка:
-наблюдения «Как люди переходят дорогу во время гололедицы?», «Поведение птиц в зимнее время», «Как одеты люди зимой?», «Красивые снежинки», «Трава под снегом», «Зимнее небо»;
- ОЭД: «Такой разный снег» (измерение глубины снега снегомером в разных местах участка, «Откуда берется иней?»(использование термоса с горячей водой на морозе); «Снежное покрывало»(наблюдения за бутылками с горячей водой); «Замерзание жидкостей»(наблюдения за процессом замерзания простой и соленой воды; экспериментирование с соком, растительным маслом и молоком); «Ледяной дом» (экспериментирование со снегом и водой – как скрепить ледяные заготовки между собой).
«Художественно-эстетическое развитие»
НОД (изодеятельность) «Деревья в инее»
НОД (изодеятельность) «По мотивам хохломской росписи»
НОД (лепка) «Зайчик»
«Физическое развитие», «Здоровье»
- беседы о безопасном поведении во время прогулок, о безопасном поведении на дороге во время гололеда, о мерах безопасности во время опасных зимних природных явлениях - мороз, метель, оттепель, снежная лавина.
-Утренняя гимнастика «В гостях у солнышка»
Заключительный этап
Создание альбома «Приметы матушки зимы»
Оформление календаря природы поделками «Снежинки»
Диагностика усвоенных знаний у воспитанников по теме проекта.
Участие родителей и их детей в творческих конкурсах
III. Результаты проекта
У детей сформировались разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; сформировался устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе зимой.
Дети стали бережнее относиться к природе.
Родители воспитанников с удовольствием принимали участие и сотрудничали с ДОУ,
Усилилось ресурсное обеспечение группы.
Дети приобщились к здоровому образу жизни.
Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, повысилась познавательная активность.
Усвоились необходимые знания по теме «Зима».