Светлана Булах
Проект «Природа и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Природа и мы»
Цель проекта:
Прививать любовь к природе родного края.
Развивать познавательный интерес, расширять знания о природе, уважительное и заботливое отношение к ней.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование системы элементарных знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно – правильного отношения к природе);
- Формирование умений и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружений);
Публикация «Проект „Природа и мы“» размещена в разделах
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Развитие элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий;
Воспитательные:
- Воспитывать умение бережно относиться к окружающей природе.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Проблема: низкий уровень экологической грамотности, культуры у дошкольников среднего возраста.
Актуальность проблемы. Весь мир говорит о разных экологических катастрофах. Молчать не получается. Даже болезни у современных людей от плохой экологической обстановки. Люди уже достаточно долго разрушают и нерационально используют природные богатства, поэтому приходится думать, как исправить и вернуть нормальное состояние экосистеме.
Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И есть надежда, что работа в ДОУ по экологическому воспитанию даст хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о природных ресурсах, беречь их.
Участники проекта:
-Дети средней группы
-Воспитатели
-Родители
Вид проекта:
По продолжительности: долгосрочный;
По доминирующей линии в проекте: информационно-исследовательский;
По содержанию: социально-педагогический;
По характеру контактов: осуществляется внутри средней группы в контакте с семьёй;
Состав участников: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
Для детей:
• будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
• дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
• разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;
• дети начнутся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
• дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.
Для педагогов:
• Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию средних дошкольников.
Для родителей:
• Информированность о представлении детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;
• Проявление интереса к экскурсииям проводимых в ДОУ;
• Информированность о необходимости экологического образования в ДОУ.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание
благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Этап Содержание деятельности Сроки
Подготовительный:
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2. Подборка видеоматериалов и аудиоматериалов об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении.
3. Разработка методических рекомендаций о ознакомлению дошкольников с объектами неживой природы.
4. Разработка перспективного плана по проекту.
5. Подготовка цикла познавательных занятий.
6. Диагностирование детей. Сентябрь
Основной:
Консультирование по данному вопросу, интегрированные занятия для детей с участием родителей, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, фотовыставки и выставки рисунков. Сентябрь -Май
Контрольный:
Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы. Май
Презентационный:
КВН на тему «Природа. Экология. Человек» Май
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Формы работы Сроки
«Песочная сказка» Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка.
Наблюдение «Песок на участке».
Опыт «Песчаный конус».
Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет».
Наблюдение «Следы на песке».
Опыт «Чудесные фигурки».
Наблюдение «Сравнение песка и почвы».
Опыт «Песок пропускает воду».
Творческая мастерская: рисование цветным песком «Песочная сказка».
Итоговое занятие «Песочные чудеса в природе».
Создание мини-музея «Песочная сказка». октябрь
«Волшебные свойства глины» Цель: Познакомить со свойствами сухой сырой глины.
Наблюдение «Где найти глину?».
Опыт «Узнаем, какая глина».
Чтение: «Глиняная сказка», «Глиняный парень».
Наблюдение «Песок или глина?».
Опыт «Сравнение песка и глины».
Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу.
Опыт «Глина – водонепроницаемая».
Рассматривание разных видов глины.
Викторина «Волшебные свойства глины».
Итоговое занятие «Удивительное превращение глины».
Оформление выставки «Чудеса из глины».
Экологическое развлечение «Этот удивительный и хрупкий мир». ноябрь
«Эти загадочные камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Рассказ воспитателя «Камни в природе».
Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?».
Опыт «Камень тяжёлый».
Чтение: Н. И. Сладков «Сушёные камни».
Опыт «Сравнение свойств камней».
Мультзал: «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П. П. Бажова).
Творческая мастерская «Волшебное превращение камней».
Оформление выставки «Такие разные камни».
Итоговое занятие «Минеральное царство». декабрь
«Самое удивительное вещество на планете» Цель: Выявить свойства воды. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
Ситуация общения «Вода – помощница».
Опыт «Узнаем, какая вода».
Наблюдение «Белые лебеди в небе живут».
Чтение: И. Урядова «Сказка о воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле».
Наблюдение «Выпал иней на луга».
Наблюдение «Белый снег пушистый».
Опыт «Лёд и снег – твёрдая вода». январь
Наблюдение «Что искрится на тропинке?»
Опыт «Пар – это вода».
Игра-исследование «Цветные льдинки».
Творческая мастерская: «Поэзия воды» (рисование по сырому слою).
Наблюдение «Расписные снежинки».
Итоговое занятие «Вода – источник жизни».
«Воздух-фокусник» Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить со свойствами воздуха.
Опыт «Что в пакете?».
Рассказ воспитателя «Что такое воздух».
Наблюдение «Свойства воздуха зимой».
Чтение: «Как воздух заболел».
Опыт «Чем мы дышим?».
Ситуация общения «Как нужно правильно дышать».
Самостоятельное экспериментирование «Поймай воздух».
Творческая мастерская: «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями).
Итоговое занятие «Воздух-фокусник». февраль
«Тепло или холодно?» Цель: Познакомить детей с таким явлением как температура (теплота).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени».
Опыт «Смешиваем воду».
Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха».
Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.
Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки»
Итоговое занятие «Тепло или холодно?»
Экологический праздник «Мы друзья твои, природа!». апрель
«Приключения лучика» Цель: Познакомить со свойствами света, источниками света.
Наблюдение «Гори-гори ясно!»
Опыт «Путешествие лучика».
Наблюдение «Луна».
Чтение: «Сказка про лучик».
Наблюдение «Вечерние тени».
Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью.
Наблюдение «Ах ты, радуга-дуга!»
Опыт «Радуга».
Чтение: «Сказка о радуге».
Наблюдение «Гроза».
Творческая мастерская: «Светлячки».
Создание мини-музея «Музей света».
Итоговое занятие «Приключения лучика». май
Организация работы с родителями в рамках проекта.
Формы работы Сроки
Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (сентябрь)
Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?» (октябрь)
Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?» (ноябрь)
Родительское собрание «Знакомьтесь: экологическое право» (декабрь)
Консультация-агитация «Колокола тревоги» (январь)
Рекомендации «Воздух в вашей квартире» (февраль)
Акция «Утомлённый мусором» (март)
Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?» (апрель)
Консультация «Помоги зверям, птицам, рыбам найти свой дом» (май)
Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (май)
Оформление стенгазеты «Человек и природа: конфликт или гармония?» (май)
Фотовыставка «Красота родной природы» (май)
Родительское собрание «Представление результатов экологического проекта детей» (май)
Организация работы с педагогами в рамках проекта.
- распространение опыта в детском саду;
- презентация проекта.
Форма проведения презентации: КВН на тему «Почти все о неживой природе».
Итогом проекта «Природа и мы» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, необходимости беречь природные ресурсы.
Список использованных источников:
Литература
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : 2003.
2. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб. : 2010.
3. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : 2002.
4. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 58–63.
5. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» — М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
Интернет-ресурсы
1. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-ekologicheskiy-proekt-laboratoriya-nezhivoy-prirody-2
2. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-ya-sam
3. http://www.docme.ru/doc/123082/programma-shag-v-prirodu