Любовь Александровна Дмитриева
Русский фольклор. Проект «Приобщение детей к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский фольклор. Проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
Проект
«Приобщение детей к русской народной культуре»
«Русский фольклор»
Вид проекта : познавательно-творческий.
Воспитатель: Дмитриева Л. А.
г. о. г. Кулебаки
2018 г
Публикация «Русский фольклор, Проект „Приобщение детей к русской народной культуре“» размещена в разделах
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев)
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Программное содержание (Ознакомление с социальным миром)
Продолжать знакомить с музеями, библиотеками.
Расширять осведомлённость детей в сферах человеческой детельности предтавления об их значемостидля жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Продолжать расширять представленияо людях разных профессий.
Расширять представление о родном крае. Углублять и уточнять представление о Родине. Воспитывать чувство гордости за её достижения.
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.
Цель проекта :
• формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа
Задачи проекта :
Формирование знаний и представлений детей о культуре русского народа;
Развиватие интереса к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
Воспитание у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Привлечение родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх.
Время выполнения : среднесрочный (июнь – август)
Участники проекта : Дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного и культурного облика по данной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материал не только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но и самостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.
Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами быта и старинного русского костюма);
вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции,семейные традиции, климатогеографические особенности;
полифункциональность (обеспечение всех составляющих не только воспитательно-образовательного процесса,но и совместной деятельности и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);
интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды (музеи,костюмы,наглядности, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка по данной теме;
трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы,в соответствии данной темы,оформление выставок,проведение праздников не только в здании,но и на улице).
Ожидаемый результат
Ребенок знает или имеет представление:
фольклорных жанрах : потешки, песенки, считалки, сказки, присказки. Уметь исполнять их;
предметах русской избы, их назначении;
традициях русского народа;
русских народных праздниках;
народных игрушках.
Ребенок умеет:
исполнять народные песенки, потешки;
читать скороговорки, считалки, дразнилки;
принимать участие в праздновании русских народных праздников, которые проводятся в детском саду;
изготавливать простейшие народные игрушки.
Список литературы
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт. - сост. Е. В. Арсеньева. - Л. : Художник РСФСР, 1983.
2. Картышова Л. В. Русский народный костюм : Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е. Р. Беспаловой – «АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.
7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.
8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М. : ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л. В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.
9. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Работа с детьми
• Непосредственно образовательная деятельность
• Совместная и самостоятельная деятельность по развитию творческих способностей детей
• Народные игры
• Фольклорные праздники и развлечения
• Театрализованные представления
Работа с родителями
• Консультации
• Родительские собрания
• Памятки
Работа с педагогами
• Консультации
• Памятки
• Обмен опытом
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
• Составление плана совместной работы с детьми, родителями, музыкальным руководителем.
• Разработка конспектов.
• Создать развивающую среду: наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.
• Подбор песен, музыкальных игр, связанных с тематикой проекта.
• Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
• Создание центра «Русской избы».
2. Основной
• Цикл познавательных занятий
• Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей
3. Заключительный
• анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной деятельности детей
• открытое мероприятие «Троица»
• презентация проекта на педагогическом совете.
Предполагаемый продукт проекта
• Фольклорный праздник «Спасы».
• Музей русской избы
• Музей тряпичной куклы