Елена Грезнева
Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ, ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ИСОХРАНЕНИИ ФОЛЬКЛОРА.
Уважаемые коллеги, мы живем в интересное и сложное время. Изменившиеся в обществе социально-экономические условия требуют усиления внимания к воспитанию наших детей, более вдумчивого, целенаправленного влияния на формирование в детях культуры отношения к окружающему миру, к природе, к людям, на формирование ценностных ориентиров ребенка.
Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире, жить в нем. Мы - взрослые должны помочь детям разобраться в этом сложном потоке информации. Самая главная задача педагога – воспитание личности ребенка, обладающего базовой культурой, а именно, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Мы дошкольные педагоги должны возродить духовно-нравственные ценности у детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры. Именно народная культура способна возродить преемственность поколения, передавать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания, а также решить многие задачи эстетического и нравственного воспитания детей уже в дошкольном возрасте.
Современные технологии воспитания и образования детей позволяют нам возродить и сохранить фольклор, использовать его при организации всех видов деятельности.
Но я считаю, что основным видом деятельности у ребенка – дошкольника является игра. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Уже с первых месяцев жизни ребенок развивается в эмоциональном общении. Ласковые мамины песенки, прикосновения, ее голос. Первые игры мамы со своим ребенком сочетаются с поэтическим словом. В этом слове выражается огромная сила материнской любви. Играя со своим ребенком, взрослый выполняет за него нужные движения, играя его ручками и ножками. Подрастая, ребенок начинает играть самостоятельно. Игра имеет огромное значение в его жизни. Она является важным источником информации об окружающем мире. В ней отражается отношение к близким людям, своей семье, родному краю, земле, на которой мы живем. В играх интерес представляют игры окружающих близких людей, вещи, которыми мы пользуемся, одежда, окружающие нас предметы. Все это вобрали в себя традиционные народные игры. В таких играх дети приобретают определенные знания, они передают ребенку традиции своего народа.
Для того чтобы игры были не только интересны, но и понятны дошкольнику, необходима помощь педагогов и родителей. Для этого требуются знания, умения объяснить значение традиционных игр.
Наш детский сад уже более десяти лет работает по приоритетному направлению «приобщение детей к истоку русской народной культуры». В своей работе с дошкольниками стараюсь возродить и сохранить фольклор, как один из важнейших методов и форм воспитания детей. Очень важно, чтобы дети понимали и помнили традиции и обычаи своего народа. Д. С. Лихачев писал: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».
Проходят столетия, меняются условия жизни, старинные обряды теряют в глазах взрослых былую ценность. И, наконец, совсем забываются. Почему же они тогда так долго сохраняются в детских играх? Дело в том, что дети в процессе игр приобретали ценные для жизни качества. На протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством умственной и физической подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания.
Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Без преувеличения можно сказать, что детские игры – одно из величайших достижений народного педагогического гения.
Предлагаю рекомендации из опыта работы. При ознакомлении детей с народными традициями и обычаями в народных играх, мы развиваем познавательный интерес дошкольников. Большое значение в своей работе я уделяю досугам и народным праздникам. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Все эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, можно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., в каждое из этих мероприятий, я обязательно включаю ту или иную народную игру. В каждой игре, так или иначе, отражаются национальные черты, бытовой уклад нашего народа, его мировоззрения, наша общественная жизнь. По ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа. Для реализации задачи развития эмоциональной отзывчивости, предлагаю детям поиграть в сказки, пережить все приключения сказочных героев.
Вместе со своими воспитанниками изучаем забытые старые календарные праздники: осенины, Рождество (святки, Масленица, вторник-заигрыш, Троицын день (праздник русской березки, Петров день (сенокос) и т. д. Каждому празднику соответствует своя народная игра. При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте большое место уделяю народной сказке, пословице, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом – сказаниями, обрядовыми песнями.
Игра «Карусель»
Дети стоят по кругу друг за другом. У каждого в руках палочка с султанчиками и колокольчиками на концах. В центре круга на скамеечке стоит ребенок с бубном. Это музыкант. Дети держат палочки перед собой.
Вступление: «Карусель» приходит в движение». Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.
Первая часть. «Карусель» начинает медленно кружиться». Дети идут по кругу, высоко поднимая колени. Музыкант ударяет в бубен, в ритм. В конце первой части дети останавливаются. Поворачиваются лицом в центр, поднимают палочки вверх, звенят ими, затем кладут их на пол перед собой. Музыкант кладет бубен на скамеечку и становится в общий круг.
Вторая часть. «Карусель» ускоряет движение, дети легко бегут по кругу. В конце второй части каждый играющий должен успеть взят с пола любую палочку, бубен брать нельзя. Оставшийся без палочки выходит из игры. Далее выбирается новый музыкант. Игра продолжается.
Игра «Жаворонок».
По считалке выбирается «Жаворонок». В руке у него колокольчик. Он выхолит в круг, который образуют играющие, бегает в нем. Все говорят:
«В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год».
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает из круга и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей либо спиной. Тот, кто отгадает, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Игра «Гори, гори ясно».
Игра в кругу. Водящий ходит в середине круга и размахивает платочком. Дети поют, ведя хоровод.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.
Диги-дон, диги-дон выбегай из круга вон!».
Водящий подходит к двум, рядом стоящим детям и те разбегаются в разные стороны. Кто успеет первым схватить платочек, тот и водящий.
Используемая литература.
1) Зацепина М. Б., Антонова Т. В.
«Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду»
Изд. Мозаика-Синтез
Москва, 2005г.
2) Качанова И. А., Лялина Л. А.
«Новый детский сад с любовью».
ТЦ Сфера, 2011