Евгения Грачева
Проект «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Правовое воспитание дошкольников»
Подготовили: Грачева Е. В, Виноградова Ю. Н.
Паспорт проекта
Актуальность
Цель и задачи проекта
Участники проекта
Сроки реализации проекта
Ожидаемые результаты
Ресурсы
Организация и порядок реализации проекта
Мониторинг
Результаты реализованного проекта
Литература
Актуальность
«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Публикация «Проект „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!»
Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.
В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаривдевой, В. В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С. А. Козлова).
Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;
3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:
а) оно в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;
б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;
в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).
Основополагающий вопрос:
Что необходимо знать воспитателям и родителям по правовому воспитанию детей?
Что необходимо знать старшим дошкольникам о своих правах, свободах и ответственности?
Проблемные вопросы:
Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников с педагогами?;
Что включает в себя работа по правовому воспитанию дошкольников с родителями?;
Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников?
Гипотеза:
если педагоги будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определенной системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ правового воспитания.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и на повышении уровня правовой культуры персонала.
Задачи:
Основные задачи в работе с педагогами:
создать условия для системной работы по правовому воспитанию детей и родителей;
ознакомить педагогов с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;
организация сбора информации, пополнение фонда правовой литературы законодательными документами, регламентирующими права детей, родителей, ответственность родителей за обеспечение этих прав;
повышать уровень правовой культуры педагогов ДОУ.
Основные задачи в работе с родителями:
знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;
повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;
перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
создать особую форму общения между родителями и воспитателями : «Доверительный деловой контакт»
Основные задачи в работе с детьми:
сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья;
формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки;
знакомить воспитанников, в доступной форме, с основными документами по защите прав ребенка.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы;
Воспитатели;
Музыкальный руководитель;
Родители.
Вид проекта : познавательный.
Сроки реализации проекта : октябрь -ноябрь 2018 года
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной компетенции педагогов по правовому воспитанию дошкольников;
создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию;
освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;
усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;
проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;
данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.
Ресурсы:
Плакат «Права ребенка»;
Цветик –семицветик «Права ребенка»;
Конвенция о правах ребенка;
Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
Организация и порядок реализации проекта
Занятия
Родительское собрание
Деловые игры
Совместная деятельность родителей и детей
Беседы
Дидактические игры
Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка
Решение проблемных ситуаций
Праздник
Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики
Викторина
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
Деятельностный этап.
Заключительный этап.
1 этап - подготовительный
Изучение литературы.
Диагностика детей.
Подбор материала по правовому воспитанию.
2 этап - деятельностный
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Октябрь
4 неделя - Занятия по правовому
воспитанию детей подготовительной группы на тему: «Что такое права человека?» Ж. Ребенок в детском садуN3/2002 ;
- Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать";
- Игротренинг «Чудесные очки»;
- Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка. Ж. “Обруч” №5/2001. -родительское собрание «Большие права маленького человека»;
- Оформление информационных стендов в групповых родительских уголках «Права ребенка : нормативные основы, механизмы защиты».
Ноябрь
1неделя Подготовка к игре «Семья».
(Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст, о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).
- Чтение сказки «Приключения маленького человечка»
- Чтение рассказов о правах ребенка.
- Просмотр мультфильмов «Цветик семицветик»,
- Смешарики «Азбука права»
- Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
- Разработка занятий по правовому воспитанию.
- Изготовления альбома «Моя семья»
-Родительское собрание «Права ребенка. Наказание» (подготови-тельная группа);
-Памятка для родителей «Если ребенок провинился».
2 неделя - Интегрированное занятие в старшей группе «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». Беседы о правах ребенка. - М. : ТЦ Сфера, 2008;
- Интегрированное занятие в подготовительной группе "Что означают наши имена?»;
- Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11);
- Занятие по рисованию в старшей группе «Нарисуй свое имя»;
- Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?” Ж. “Читаем, учим, играем”.№3/2002 стр. 28.
- Дидактическая игра "Как исправить Бармалея?". - Оформление в ДОУ информационного стенда для родителей «Дети имеют право»;
- Консультация для родителей «Права ребенка - соблюдение их в семье»;
-Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена».
3 неделя - Интегрированное занятие в подготовительной группе «Каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую помощь». Беседы о правах ребенка. - М. : ТЦ Сфера, 2008;
- Дидактическая игра «Поводырь»;
- Игротренинг «Стиральная машина»;
- Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны". Ж. "Ребенок в детском саду" 5/2002;
- Чтение "Приключения маленького человечка" А. Усачева. - Консультация для родителей
«Понимаем ли мы друг друга?»;
4 неделя -Досуг в подготовительной группе «О правах играя»;
- Игротренинг «Загадывание желаний»;
- Игра "Я не должен" Ж. "Ребенок в детском саду".N4/2002 стр. 80
- Книжно-иллюстративная выставка "Ваши права, дети";
- Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи";
- Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко”).
- Оформление в родительских уголках информации «Защити меня» (проблемы жестокого обращения с детьми).
- Консультация для родителей
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
3 этап – заключительный.
Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей» : «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Беседы о правах ребенка. - М. : ТЦ Сфера, 2008;
Диагностика детей;
Обработка и оформление материалов проекта.
Мониторинг
Диагностическая методика Е. В. Соловьевой
(подготовительная группа)
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Результаты реализованного проекта
знание педагогами и родителями основных правовых документов по защите прав ребенка;
повышение правовой культуры педагогов и родителей;
знание детьми правил здорового образа жизни;
знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
сформированность коммуникативных умений и навыков;
знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.
Литература
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.
Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.
Гаврилина С. Ю., Кутявина Н. Г., Топоркова И. К., Щербина С. А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: " Академия развития ", 1997.
Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001.
Григорьева Л. А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008.
Данилина Т. А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье. //Дошкольное воспитание, - №8, - 2001.
Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С - Петербург: " Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.
Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт. -сост. : Е. В. Соловьева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004.
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.
Прохорова О. Г. «Защита детства в международном праве». //Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
Пыжьянова Л. Г. «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2003.
Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
Усачев А. "Приключения маленького человечка" М. : "Самовар" 2000.