Папки-передвижки

Проект «Правовое воспитание дошкольников»

Евгения Грачева
Проект «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Правовое воспитание дошкольников»

Подготовили: Грачева Е. В, Виноградова Ю. Н.

Паспорт проекта

Актуальность

Цель и задачи проекта

Участники проекта

Сроки реализации проекта

Ожидаемые результаты

Ресурсы

Организация и порядок реализации проекта

Мониторинг

Результаты реализованного проекта

Литература

Актуальность

«Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Публикация «Проект „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!»

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаривдевой, В. В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С. А. Козлова).

Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:

1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);

2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;

3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:

а) оно в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

Основополагающий вопрос:

Что необходимо знать воспитателям и родителям по правовому воспитанию детей?

Что необходимо знать старшим дошкольникам о своих правах, свободах и ответственности?

Проблемные вопросы:

Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников с педагогами?;

Что включает в себя работа по правовому воспитанию дошкольников с родителями?;

Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников?

Гипотеза:

если педагоги будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определенной системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ правового воспитания.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и на повышении уровня правовой культуры персонала.

Задачи:

Основные задачи в работе с педагогами:

создать условия для системной работы по правовому воспитанию детей и родителей;

ознакомить педагогов с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;

организация сбора информации, пополнение фонда правовой литературы законодательными документами, регламентирующими права детей, родителей, ответственность родителей за обеспечение этих прав;

повышать уровень правовой культуры педагогов ДОУ.

Основные задачи в работе с родителями:

знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;

повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;

воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;

перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;

создать особую форму общения между родителями и воспитателями : «Доверительный деловой контакт»

Основные задачи в работе с детьми:

сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья;

формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;

способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;

способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;

воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;

развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки;

знакомить воспитанников, в доступной форме, с основными документами по защите прав ребенка.

Участники проекта :

Дети подготовительной группы;

Воспитатели;

Музыкальный руководитель;

Родители.

Вид проекта : познавательный.

Сроки реализации проекта : октябрь -ноябрь 2018 года

Ожидаемые результаты:

повышение профессиональной компетенции педагогов по правовому воспитанию дошкольников;

создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию;

освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;

усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;

проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;

данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.

Ресурсы:

Плакат «Права ребенка»;

Цветик –семицветик «Права ребенка»;

Конвенция о правах ребенка;

Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Организация и порядок реализации проекта

Занятия

Родительское собрание

Деловые игры

Совместная деятельность родителей и детей

Беседы

Дидактические игры

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка

Решение проблемных ситуаций

Праздник

Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики

Викторина

Этапы проекта :

Подготовительный этап.

Деятельностный этап.

Заключительный этап.

1 этап - подготовительный

Изучение литературы.

Диагностика детей.

Подбор материала по правовому воспитанию.

2 этап - деятельностный

Месяц Работа с детьми Работа с родителями

Октябрь

4 неделя - Занятия по правовому

воспитанию детей подготовительной группы на тему: «Что такое права человека Ж. Ребенок в детском садуN3/2002 ;

- Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать";

- Игротренинг «Чудесные очки»;

- Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка. Ж. “Обруч” №5/2001. -родительское собрание «Большие права маленького человека»;

- Оформление информационных стендов в групповых родительских уголках «Права ребенка : нормативные основы, механизмы защиты».

Ноябрь

1неделя Подготовка к игре «Семья».

(Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст, о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

- Чтение сказки «Приключения маленького человечка»

- Чтение рассказов о правах ребенка.

- Просмотр мультфильмов «Цветик семицветик»,

- Смешарики «Азбука права»

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

- Разработка занятий по правовому воспитанию.

- Изготовления альбома «Моя семья»

-Родительское собрание «Права ребенка. Наказание» (подготови-тельная группа);

-Памятка для родителей «Если ребенок провинился».

2 неделя - Интегрированное занятие в старшей группе «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». Беседы о правах ребенка. - М. : ТЦ Сфера, 2008;

- Интегрированное занятие в подготовительной группе "Что означают наши имена?»;

- Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11);

- Занятие по рисованию в старшей группе «Нарисуй свое имя»;

- Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?” Ж. “Читаем, учим, играем”.№3/2002 стр. 28.

- Дидактическая игра "Как исправить Бармалея?". - Оформление в ДОУ информационного стенда для родителей «Дети имеют право»;

- Консультация для родителей «Права ребенка - соблюдение их в семье»;

-Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена».

3 неделя - Интегрированное занятие в подготовительной группе «Каждый имеет право

на охрану здоровья и медицинскую помощь». Беседы о правах ребенка. - М. : ТЦ Сфера, 2008;

- Дидактическая игра «Поводырь»;

- Игротренинг «Стиральная машина»;

- Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны". Ж. "Ребенок в детском саду" 5/2002;

- Чтение "Приключения маленького человечка" А. Усачева. - Консультация для родителей

«Понимаем ли мы друг друга?»;

4 неделя -Досуг в подготовительной группе «О правах играя»;

- Игротренинг «Загадывание желаний»;

- Игра "Я не должен" Ж. "Ребенок в детском саду".N4/2002 стр. 80

- Книжно-иллюстративная выставка "Ваши права, дети";

- Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи";

- Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко”).

- Оформление в родительских уголках информации «Защити меня» (проблемы жестокого обращения с детьми).

- Консультация для родителей

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

3 этап – заключительный.

Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей» : «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Беседы о правах ребенка. - М. : ТЦ Сфера, 2008;

Диагностика детей;

Обработка и оформление материалов проекта.

Мониторинг

Диагностическая методика Е. В. Соловьевой

(подготовительная группа)

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Результаты реализованного проекта

знание педагогами и родителями основных правовых документов по защите прав ребенка;

повышение правовой культуры педагогов и родителей;

знание детьми правил здорового образа жизни;

знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;

сформированность коммуникативных умений и навыков;

знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.

Литература

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.

Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.

Гаврилина С. Ю., Кутявина Н. Г., Топоркова И. К., Щербина С. А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: " Академия развития ", 1997.

Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001.

Григорьева Л. А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008.

Данилина Т. А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.

Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье. //Дошкольное воспитание, - №8, - 2001.

Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С - Петербург: " Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.

Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт. -сост. : Е. В. Соловьева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004.

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.

Прохорова О. Г. «Защита детства в международном праве». //Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.

Пыжьянова Л. Г. «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2003.

Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.

Усачев А. "Приключения маленького человечка" М. : "Самовар" 2000.

Публикации по теме:

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников» «Патриотическое воспитание дошкольников» Подготовила воспитатель: Пурынзина В. В. Нравственно-патриотическое воспитание.

Фотоотчет «Правовое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Правовое воспитание дошкольников» 0 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. Этот.

Доклад «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Изучив тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» я пришла к выводу о том, что положение детей в России в начале 21 века вызывает.

Круглый стол с родителями на тему «Правовое воспитание дошкольников» Положение детей в России в начале XXI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства.

Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната» Методические рекомендации по теме: «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната через внеурочную деятельность».

Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения» Актуальность проекта В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Гипотеза Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении, родном.

Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Введение Проблема формирования патриотических чувств имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников» «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Правовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 17:24
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Правовое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Грачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД