Рита Мищенкова
Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по теме : «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната через внеурочную деятельность»
Аннотация.
Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании, направленные на правовое воспитание личности, оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Публикация «Методические рекомендации „Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Данная методическая разработка направлена на правовое воспитание школьников и предназначена для использования на занятиях педагогами дополнительного образования, а также классными руководителям, воспитателями, организаторами.
Степень новизны опыта: усовершенствование имеющегося опыта работы классных руководителей общеобразовательных школ в обобщении теоретических знаний по гражданско-правовому воспитанию учащихся и их применению на практике.
Возможные сферы приложения данных рекомендаций : внеклассные занятия по правовому воспитанию, классные часы.
Пояснительная записка.
В настоящее время, когда решение социальных проблем молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и социальное становление.
Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры.
В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. Одним из главных структурных звеньев в этой деятельности является общеобразовательное учреждение.
Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации. Отсюда и необходимость перевода правового воспитания и образования в современных образовательных учреждениях на качественно новый уровень. Анализ реальных ситуаций судебной практики в отношении несовершеннолетних гораздо эффективней многократных предупреждений.
В традиционной методике правового воспитания подростков в школе есть свои положительные результаты, но педагогам следует помнить, что стремительно изменяющееся мировое информационное пространство требует введения в образовательный процесс новых технологий и методик. В идеальном варианте работники образования и органы ювенальной юстиции должны опережать тенденции подростковой преступности в методах ее профилактики. Особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.
Я считаю актуальной всемерную активизацию работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди школьников. Во время занятий воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, развивают умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
1. воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
3. воспитывать гражданские чувства школьников : уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
4. формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
5. формировать гражданственную позицию ученика : «Я - россиянин»;
6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.
Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у школьников таких свойств личности, как:
1. чувство собственного достоинства, уважение к себе;
2. требовательность к себе, ответственность;
3. отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
4. протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
5. жизнестойкость, уверенность в себе;
6. самообладание при промахе, ошибке;
7. умение не падать духом при неудачах;
8. умение радоваться жизни;
9. вера в добро, в справедливость.
Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации детей с ОВЗ к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Ожидаемый результат.
В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок, активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате правового воспитания возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
При подготовке к правовому занятию надо строго подбирать учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Материал должен быть изложен в доступной для детей форме.
В своей работе использую следующие формы работы:
1. уроки мужества
2. классные часы
3. анкетирования
4. часы общения
5. внеклассные мероприятия
Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Наши права и обязанности», «Ответственность», «Преступление против чести и достоинства» и др.
В классе провожу мероприятия: «А нужны ли правила?», «Насилие и закон», «Наши права», «Наши обязанности», «Уголовная ответственность», «Шалость, злонамеренный поступок, вандализм», «Суд над хулиганством», «Почему подросток совершает преступление»
Через уроки и на внеклассные мероприятия я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу ( приложение 1-3: мероприятия).
Распространение опыта по данной теме прошло через открытые уроки, мероприятия; выступление на школьном методическом объединении учителей.
Литература
1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
2. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992
3. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год
4. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год
5. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год
6. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год
7. «Правовое воспитание в школе» В. В. Гордеева, издательство «Учитель», 2007год
8. «Правовые классные часы в 7 – 9 классах» Н. Ф. Дик, «Феникс», 2006 год
9. «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта
10. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год
11. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год