ВАЛЕНТИНА ПУРЫНЗИНА
Проект «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила
воспитатель : Пурынзина В. В.
Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольника
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…
Публикация «Проект „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников
определены основные задачи и содержание работы по нравственно-
патриотическому воспитанию, опираясь на них, нужно вести
целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием
“Родина”.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Родной край, район, село … Надо показать ребенку, что родной край, район,
село славен своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми. Край, район, село – частица Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой
Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям
такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”,
“ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т. д. Важно подвести ребенка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит
своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в
название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим
руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь
А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми,
и с их родителями.
Нравственно-патриотическое воспитание и пути
его реализации в детском саду
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в
разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над
нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности
и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная
незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит
пропаганда ложных ценностей.
Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад
и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия –
формирование личности юного человека.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду
определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих
для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого
характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками
учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что
обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности,
духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит
активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения
и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское
воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»
патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти и
организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления
ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях;
способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю,
доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе;
приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать
художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную
часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная
цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к
ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении
идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного
конституционного порядка и организации жизни демократического
общества.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось
большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и
другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей
Родины неотделимо от воспитания в нё м гуманных чувств: доброты,
справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,
учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот,
кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и
справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает
обращение к нравственным ценностям отечественного образования и
воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада
жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть
главное условие выживания нашего общества, сохранения российского
народа и российской государственности.
Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые
отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность,
почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные
особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.
Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций
своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить
Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо
взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной
местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение
перекати-поле.
В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-
патриотическому воспитанию детей : В. Н. Вишневская «Свет Руси», Г. Н.
Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами
краеведо-туристской деятельности», Е. Ю. Александрова «Система
патриотического воспитания в ДОУ», М. Ю. Новицкая «Наследие.
Патриотическое воспитание в детском саду», М. Д. Маханёва «Нравственно-
патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г. А.
Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».
Авторы в своих работах указывают на использование:
1. личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения
ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном
ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.
2. интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют
созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на
новые модели организации деятельности.
Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения
различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все
виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры:
дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные.
Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие
которых необходимо для успешного осуществления познавательной и
речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный
средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах
деятельности.
Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку
возможности: реализовать свой творческий потенциал, поскольку на
занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и
премудрости жизни; в интересной игровой форме обогатить свой жизненный
опыт; сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим
людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;
воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении
на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.
Интеграция происходит по нескольким направлениям.
1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных
ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в
стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к
различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование,
наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).
2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие
инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи.
3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний,
эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках,
в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной
игровой и творческой деятельности.
Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным
средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой –
служение добру, служение людям. Специально организованная система
образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи
обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую
деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы
новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их
приобретения, к себе, как субъекту деятельности.