Дарья Козлова
Доклад «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучив тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» я пришла к выводу о том, что положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.
Публикация «Доклад „Правовое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Права детей сегодня - актуальная тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная общественными отношениями и поведением людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.
В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.
Я считаю, что правовое воспитание имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила : разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Работу по правовому воспитанию детей дошкольного возраста я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.
Знакомство и обучение основам правового воспитания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип - это дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.
Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, научить рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого проводятся такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны». В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность взглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.
В беседах, конкурсах, чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызвать оценочное отношение к окружающему миру.
Большую часть времени я посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку. ; если бы я был волшебником… ; выбери правильный тон… ; дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке».
Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.
Знакомя детей с правом на имя, провожу такие игры, как «Расскажи, что означает твое имя?», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай».
Подводя детей к знакомству с правом на гражданство, я знакомлю их с историей нашего города, его символикой. Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на разнообразных играх, а также рассматривали документы, печати, монеты и т. д.
К 9 мая ходили к обелиску погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы, рисовали рисунки на тему «Нам нужен мир».
Всю свою работу, я стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.
В работе с детьми я провожу беседы на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Полученные результаты наглядно показали, что дети – дошкольники больше общаются с матерью, слушаются ее также больше, чем остальных членов семьи. Причем от младшего к старшему дошкольному возрасту укрепляется авторитет отца.
Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми.
Планирую в дальнейшем продолжать работу по этому направлению, расширяя знания детей по правовому воспитанию, стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции.