Виргиния Лобачева
Проект «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
Аннотация
Проект «Экологическое воспитание дошкольников» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МБДОУ Д/С N24 «Капитан» по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.
Публикация «Проект „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Вид проекта : долгосрочный, досугово-познавательный, творчески-
исследовательский.
Участники проекта : Дети дошкольного возраста, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим
лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной
природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять
мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее
необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать
экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного
возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных
условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской
деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты,
исследовательские работы, развивающие исследовательские НОД практикуются не первый год.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов
экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,
гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми
объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и
формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта :
- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в
вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по
объектам экологической тропы;
- повысить экологическое просвещение родителей.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить
экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты.
Дети:
o Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном
отношении к природе.
o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в
окружающих природных условиях.
o Содействовать развитию представлений о растительном и животном
мире.
Педагоги:
o Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами
экологического направления.
o Презентация проекта на методическом объединении
o Повышение педагогической компетентности воспитателей по
расширению экологических знаний у детей.
Этапы реализации проекта
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта
«Экологическая тропа»
1. Разработаны НОД по маршруту экологической тропы.
2. Созданы необходимые условия: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение.
Схемы экологической тропы.
Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы.
2 этап – основной
Реализация работы по маршруту экологической тропы
1. Выбор объектов для проведения НОД.
2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы;
3. Изготовление гербариев:
«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».
Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту
экологической тропы.
3 этап -контрольно- оценочный.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта :
Объект «Овражёк»
Наше участие в акции "Лес Победы"
Объект «Деревья»;
Объект «Клумба»;
Летняя лаборатория. (Песочница);
Эксперимент «Свойство воды»
«Во саду ли, в огороде»;
«Сбор семян бархоток» (видовая точка – Цветочная полянка);
Поделки из природного материала
«На пруду», «Лесные гномики», «Лесные гости», «Птичий городок».
Продукты проекта
Основной.
Формирование грамотного отношения детей к природе;
Детальное обследование экологической тропинки и выделение наиболее интересных объектов;
Выбор вместе с детьми хозяина проекта — сказочного персонажа;
Составление паспорта всех точек тропинки;
Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки;
Уборка уголков природы от мусора, помощь деревьям, птицам, насекомым;
Опытно-исследовательская деятельность — взаимосвязь человека с окружающей природой;
Составление гербария «Листочки наших деревьев»;
Экологическая беседа «К природе с добротой» Д/В 4-2010г.
Ожидаемые результаты:
Использование прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
Созданы безопасные условия для общения ребёнка с природой, как для ребёнка, так и для самой природы;
У детей сформированы чувства близости к природе и сопереживанию всему живому;
Сформированы умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках и других творческих работах.
Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности.
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного
отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает
интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нм живт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких,
эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Вс это он может увидеть в природе, и вс это для него впервые, вс удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.
Экологическое воспитание дошкольников – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Экологическое воспитание дошкольников дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Работа по экологическому воспитантю позволяет решать следующие задачи:
- учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства
- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;
- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без
исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса). При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень, то можно ограничиться только одним объектом.