Юлия Авдошкина
Проект «Правила движения — достойны уважения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий.
Публикация «Проект „Правила движения — достойны уважения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме «Правила движения – достойны уважения».
Цель проекта:
Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с Правилами дорожного движения
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
Участники: дошкольники 5 - 6 лет.
Продолжительность проекта: однодневный.
Основные формы реализации проекта: беседы, детское творчество, эстафеты, подвижные игры, дидактические игры, конструирование, чтение художественной литературы.
Этапы и предполагаемые результаты проектной деятельности
Первая половина дня
1. И/р с Машей К. и Соней Тр. д/и «Посчитай-ка»
Цель: закреплять счет в пределах 10, учить отличать виды транспорта по внешнему виду и называть их; развивать внимание, память, мышление.
2. Беседа с детьми «Зачем нужны правила дорожного движения?»
Цель: Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта наземный: грузовой, пассажирский, специальный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах.
3. П/и «Передай жезл!»
Цель: закреплять знание правил дорожного движения; развивать координацию движений.
4. Художественное творчество на тему «Дорожный знак»
Цель: закреплять знание о знаках дорожного движения, развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность в работе.
ООД Аппликация коллективная «Наш поселок»
Цель: Воспитывать у детей интерес к окружающему.
Прогулка: 1. Наблюдение за транспортом.
Цели:
- закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);
- отмечать большое разнообразие машин, их назначение;
- воспитывать уважение к труду.
2. Игры с песком «Город в пустыне»
Цель: учить строить из песка развивать воображение и фантазию, воспитывать желание трудиться в коллективе, договариваться о реализации замысла.
Вторая половина дня. Воздушно-гигиенические процедуры
.
Цель: укрепление здоровья детей, дорожка здоровья.
Развлечение по ПДД в старшей группе
Цели и задачи:
- Закрепить и обобщить знания детей о ПДД, сигналах светофора, дорожных знаках.
-Формировать у детей осознанное отношение к соблюдению ПДД в жизненных ситуациях.
- Развивать у детей умение договариваться, действовать сообща.
-Вызвать положительный эмоциональный отклик на участие в играх соревновательного характера.
Конструирование из плоскостных геометрических фигур «Машины»
Цель: Цель: Закрепить знания об основных геометрических фигурах и основных цветах, развивать творческое воображение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Аннотация
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний.
Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Учитывая все выше сказанное, была создана игра «Посчитай-ка».
Игра предназначена как для совместной так и для индивидуальной деятельности.
Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 5-7 лет.
Цель: закрепление навыков счёта в пределах 10.
Задачи:
1. Закрепление обратного и порядкового счета, соотнесение числа и количества.
2. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать.
3. Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число … больше числа?», «На сколько число … меньше числа?»; закреплять умение составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.
4. Развивать представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.
Материал:
Игра представляет собой десять основных карточек с изображением различных предметов в пределах от 1 до 10 и набор цифр от 1 до 10, +, -, =, знаки больше, меньше.
Правила игры:
Выложить под основной карточкой такую цифру, которая соответствует количеству предметов или животных, изображенных на рисунке.
Ребенок, рассмотрев карточку и выслушав задание педагога, должен выложить определенную цифру, сложить или определить, каких предметов больше или меньше.
Усложнение: Использование знаков +, -, =, больше, меньше.
Беседа «Зачем нужны правила дорожного движения?»
Цель: Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта наземный: грузовой, пассажирский, специальный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах. Расширять представления о других видах транспорта: водный, воздушный.
Материал: макет улицы, дорожные знаки, различные виды автомобилей.
Ход:
Беседа с использованием макета улицы.
- По улицам городов движется много легковых и грузовых машин, автобусов, трамваев, троллейбусов. Для чего необходимо столько транспорта? Они везут людей на работу, ребят в детский сад, в школу, доставляют продукты в магазины, необходимые промышленные товары т различное оборудование на предприятия.
- В зависимости от выполняемой работы транспорт делят по назначению. Какие виды транспорта вы знаете?
- Расскажите о назначении грузового, пассажирского, специального транспорта. К грузовым, относятся автомобили, которые перевозят различные грузы. Пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы, автомобили, трамваи, троллейбусы) перевозят людей. Автомобили пожарные, скорой медицинской помощи, полиции, технической помощи, аварийные газа, уборочные улиц называются специальными.
- Все эти виды транспорта можно объединить одним названием – наземный транспорт. Как вы думаете, почему он так называется? Да действительно он передвигается по земле.
- Скажите, а для чего придумали правила дорожного движения? Для безопасности движения транспорта и пешеходов созданы специальные правила, которые нужно знать и выполнять. Чтобы предотвратить аварии и несчастные случаи на дорогах.
- Знаете ли вы, где и как нужно переходить улицу? Место, где пешеходы могут перейти улицу, называют пешеходным переходом. Его обозначают белыми широкими линиями, нанесёнными параллельно дороге. Кроме того, в местах пешеходного перехода устанавливают знак «Пешеходный переход».
- Чем регулируется движение транспорта и пешеходов, если дороги пересекаются? Движение на перекрёстке регулируется светофором или регулировщиком-полицейским.
- Расскажите, каково значение трёх сигналов светофора. Зелёный сигнал разрешает пешеходам переходить улицу. Жёлтый сигнал запрещает начинать переход, пешеходы только могут его закончить или остановиться на островке безопасности. Красный сигнал запрещает переход, так как в этот момент движется транспорт.
Физкультминутка
Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда пустился вскачь – поскоки на месте.
Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой – бег на месте.
Подкатился под ворота – наклон. Добежал до поворота – бег на месте.
Там попал под колесо, хлопнул, лопнул – вот и всё! – хлопки в ладоши.
Дидактическая игра: «Едем, плывём, летим» - классифицировать транспорт по видам: наземный, водный, воздушный.
Подвижная игра «Передай жезл!»
Цель: закреплять знание правил дорожного движения; развивать координацию движений.
Ход игры. Дети выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передается игроку слева. Обязательное условие: принять жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идет под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший правило либо знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.
ООД Аппликация коллективная «Наш поселок»
Цель: Воспитывать у детей интерес к окружающему.
Задачи: развивать наблюдательность (передавать в аппликации различные по высоте дома, разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне. Учить детей вырезывать силуэты машин. Закреплять умение работать в коллективе.
Раздаточный материал: прямоугольники из цветной бумаги, полоски голубого, желтого цвета, прямоугольники черного цвета, квадраты из цветной бумаги, прямоугольники из цветной бумаги, клей, клеенка, подставка для кисточек, салфетки, ножницы.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением улиц города.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции с изображением различных улиц города. (Используя фотоматериал и иллюстрации к сказкам).
Вопросы детям:
- Ребята что вы видите на этих картинках? (Ответы детей).
- Какой формы дома? (Ответы детей).
- Воспитатель обсуждает с детьми, что нарисовано на этих картинках и какого цвета, размера и т. д.
- Сегодня мы построим свою улицу. На большом листе бумаги я нарисовала дорогу, траву, но чтобы получилась настоящая улица города, тут чего - то не хватает. Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей).
- Правильно, нам нужно построить дома.
- Посмотрите, дороги тоже пустые. Давайте вместе сделаем машины.
- Дома, машины и т. д. мы вырежем из бумаги.
Воспитатель объясняет приемы выполнения работы:
- Чтобы сделать дома, нужно взять большой прямоугольник любого цвета и полоску голубого или желтого цвета. Полоску сложить в несколько раз, а потом разложить и по линиям сгиба разрезать полоску – это будут окошки, потом взять прямоугольник любого цвета и срезать у него углы с одной и с другой стороны – это будет крыша, затем детали склеить вместе и наклеить на большой лист бумаги.
Далее, ребята, вам нужно будет вырезать машины и наклеить на дорогу. Их мы тоже сделаем разноцветными, чтобы улица нашего города получилась яркой, красивой.
Перед тем, как вы приступите к работе, давайте приготовим наши пальчики к работе с ножницами. Пальчиковая гимнастика "Дом"
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- А теперь, можете приступать к работе.
В ходе занятия воспитатель напоминает, как нужно работать с ножницами и клеем. Контролирует выполнение работы детьми, соблюдение необходимой цветовой гаммы, дает советы по созданию деталей рисунка.
В конце занятия воспитатель предлагает посмотреть детям на готовую улицу города, и обратить внимание все ли дома и машины получились ровными, аккуратными. Дети рассматривают свою работу, находят наиболее понравившиеся дома и машины, объясняют свой выбор. Воспитатель хвалит детей.
Наблюдение за проезжающим транспортом
Цели:
- закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);
- отмечать большое разнообразие машин, их назначение;
- воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения
При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначение - привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы пере возят грузовые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать об их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.
Развлечение по ПДД в старшей группе
Цели и задачи:
- Закрепить и обобщить знания детей о ПДД, сигналах светофора, дорожных знаках.
-Формировать у детей осознанное отношение к соблюдению ПДД в жизненных ситуациях.
- Развивать у детей умение договариваться, действовать сообща.
-Вызвать положительный эмоциональный отклик на участие в играх соревновательного характера.
Материалы:
-Изображения дорожных знаков
-Изображение светофора
-Костюм светофора для ведущего.
-Карточки красные, желтые, зеленые
Ход мероприятия:
Ведущий: Узнаете меня? Кем я сегодня буду работать?
Воспитатель: Да. Я сегодня буду работать светофором
«На дорогах с давних пор,
Есть хозяин - Светофор.
Перед вами все цвета
Вам представить их пора».
(Что обозначает каждый свет светофора)
Ребята, мы живем в красивом городе с широкими зелеными улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин. Они мчатся на большой скорости и только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет нам уверенно переходить улицу и не попасть в беду. Мне одному очень тяжело справиться, нужны помощники. Хотите стать моими помощниками. Мои помощники должны хорошо знать правила дорожного движения. Вы знаете? Сейчас мы посоревнуемся, для этого нам нужно разделиться на две команды, я смотрю у вас есть интересные значки, откуда они? давайте разделимся на команду болельщиков маквина и болельщиков мэтра.
«Правила движения» Карина
Правил дорожных много на свете
Знать их обязан и взрослый, и дети.
Надо нам правила все уважать
Их выполнять и не нарушать.
(Слышится шум. Забегает Баба Яга.)
Баба Яга:
- Летела я в ступе над городом. Ступа сломалась, мне пришлось приземлиться и идти пешком домой в лес через город. Пыталась я перейти дорогу, но меня полицейский остановил: «Как вам, бабушка, не стыдно! Из-за вас может произойти авария. Разве вы не знаете, что дорогу нужно переходить на перекрёстке, там, где есть или светофор, или «зебра». Что мне, зебру с собой водить, уложить на дорогу и по ней ходить? Заставил меня этот инспектор какие-то правила дорожного движения учить. Что это за правила такие? И что это за чучело трёхглазое? (показывает на светофор). У нас в сказочном лесу такой штуки нет!
Ведущий:
-Ничего ты Баба Яга не знаешь! Ребята, поможем Бабе Яге выучить правила дорожного движения?
-Ребята, что же это за предмет с весёлыми огоньками? (ответы)
-А где ставят светофор (ответы)
- Для чего его ставят на улице? (ответы)
1-ый ребенок:
Всем вниманье!
Всем вниманье!
Говорит вам жёлтый свет.
Объявляю вам заранее:
Перехода больше нет!
Не спешите, посмотрите
Посмотрите на меня!
Не спешите, потерпите
До зелёного огня!
2-ой ребёнок:
Вот теперь идите смело,
Пешеходам путь открыт,
Проходите, разрешаю,
Не беда, что я один
Я надёжно защищаю
От трамваев и машин.
3-ий ребёнок:
Красный свет-сигнал тревоги
В светофоровых глазах.
Не ходите по дороге,
Оставайтесь на местах.
Даже если вы спешите
На работу иль в кино
Подождите, подождите
Подождите всё равно!
Ведущий:
- Ну что, Баба Яга, поняла сейчас, что такое светофор.
Баба Яга:
- Спасибо вам, ребята! Теперь я буду знать, где надо дорогу переходить. Ну вот, я все сигналы светофора выучила, куплю себе машину и буду ездить на ней, у меня ступа все равно сломалось.
Ведущий:
-Подожди, Баба Яга. Чтобы на машине ездить надо выучить правила дорожного движения и сдать экзамены в ГИБДД
Баба Яга:
-Чего-чего? Ты говори, да не заговаривайся. Нашла, понимаешь, ученую! Я еще хоть куда! Ребята, дайте мне какое-нибудь задание!
(конкурс «Светофор»)
Ведущий:
-посмотрите, ребята, светофоры не горят помогите их починить вот такими огоньками. Я буду загадывать вам загадки, а вы зажгите светофор теми огоньками, про которые говориться в загадке
1. Этот свет нам говорит:
Стой, опасно, путь закрыт! (красный)
2. Что за свет вспыхнул впереди
Скажет он: «Препятствий нет!
Смело в путь иди! (зелёный)
3. Если этот свет в окошке,
Подожди ещё немножко.
Подожди ещё чуть-чуть
Будет вновь свободен путь. (жёлтый)
4. Перекрёсток оживился,
Стал свободен переход,
Смело двигайся вперёд. (зелёный)
5. Этот свет означает- хода нет!
Стоп, машина, стоп, шофёр,
Тормози скорей мотор! (красный)
6. Свет мигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт!» (зелёный)
Ведущий:
- Молодцы, команды и Баба Яга! Вы справились с заданием. Никто не ошибся. Я надеюсь, что на улице вы будете так же внимательно следить за сигналами светофора.
(Игра «Лучший водитель»)
Игрокам команд нужно провести машину на веревочке вокруг препятствий как можно быстрее и точнее, чтобы не «попасть в аварию»
Баба Яга:
-Ну все. Я сигналы светофора выучила, сейчас могу и машину купить.
Ведущий:
-Нет, Баба Яга, чтобы водить машину надо еще дорожные знаки выучить.
Баба Яга:
-Надоели вы мне. Пойду я лучше в карты поиграю. Зашла я в ближний магазин, попросила карты, а продавщица дала мне вот такие интересные карты. (Показывает большие «карты» с изображением дорожных знаков) Я смотрю, что в них не очень-то поиграешь. Может, вы мне расскажите, что они обозначают?
Ведущий:
-А давайте мы посмотрим, что это за карты. Это Баба Яга, дорожные знаки. А чтобы тебя с ними познакомить мы сейчас проведем конкурс.
(конкурс" Назови знак")
Вед. :
Пять разных человечков
Нам встречаются в пути.
А какой из них позволит
Нам дорогу перейти?
Человечки разные,
Синие да красные,
Треугольник, круг, квадрат
Вот они все 5 подряд.
(Ведущий показывает дорожные знаки: "Пешеходный переход", "Подземный переход", "Осторожно, дети", "Движение пешеходам запрещено", "Дорожные работы").
Команда, которая первой правильно называет знак, получает 1 балл.
Баба яга:
Я знаю интересную игру: "Это я, это я - это все мои друзья". Поиграем?
• Кто из вас идет вперед только там, где переход? (это я,.)
• Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт? (это я,.)
• Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? (это я,.)
• Кто из вас, идя, домой, держит путь по мостовой? (молчат)
• Кто из вас идет вперед только там, где переход? (это я,.)
• Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора? (молчат)
• Знает кто, что красный свет - это значит - хода нет? (это я, это я, это все мои друзья).
-Вот теперь я и дорожные знаки знаю.
Хотите, я вам свои загадки загадаю?
(конкурс: "В гостях у сказки")
-На чем ездил Емеля? (на печи)
-Любимый транспорт кота Леопольда (велосипед)
-Во что превратила тыкву фея для Золушки? (в карету)
-На чем передвигается Баба Яга? (на ступе, метле)
(Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - 1 балл.)
Вед. :
-Молодцы, и сказки вы тоже знаете. Баба Яга засиделась. Поиграем с Ягой?
Подвижная игра: «Водители» (первый ребёнок с рулём бежит и прицепляет к себе каждый раз по одному ребёнку- пассажиру)
Вед. :
-А сейчас последний конкурс, решающий и самый трудный:
Вопросы по ПДД за каждый правильный ответ- 1 балл.
- Кто является пешеходом
(человек, участвующий в дорожной ситуации или тот, кто ходит пешком)
-По какой части дороги должны двигаться пешеходы
(тротуар или обочина)
-Где пешеходы обязаны переходить дорогу, проезжую часть
(зебра, светофор, подземный и наземный переходы)
-Как нужно переходить дорогу?
(спокойно, посмотреть налево и направо, убедиться что пропускают)
- Почему нельзя играть около проезжей части?
(опасно)
-Для чего нужны п. д. д., дорожные знаки?
(чтобы не попасть в беду)
Вед. :
-Все вы хорошо знаете правила дорожного движения!
Баба Яга:
-Да, ребята, вы молодцы!
Ведущий:
- Баба Яга, я с тобой согласна, наши дети действительно молодцы. Они хорошо знают правила движения и дорожные знаки. А тебе мы помогли?
Баба Яга (вдруг спохватывается) :
-Ой, у меня же были подарки для вас! Куда же они подевались? (ищет). Вот же они!
Итоги проекта.
В ходе реализации проекта «Правила движения – Достойны уважения» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей создали необходимые условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах, повысили компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Собрали материал о безопасности, обобщили как опыт работы по данному проекту.
Используемая литература:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
2. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет. – Мозаика-Синтез, 2016.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движении с детьми 5-8 лет – М. :ТЦ Сфера, 2009.