Людмила Власова
Проект познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Курочка Ряба»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одной из задач познавательного развития детей раннего возраста является расширения представлений детей об окружающем мире. Дети третьего года жизни еще не имеют представление о домашних птицах. Современные малыши впервые видят петушков, курочек и цыплят чаще всего на картинке. Они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом имело большое значение в жизни человека и положительное отношение к ней прививалось с раннего детства.
Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе „Курочка Ряба“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
1 этап: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель:
создать условия для развития сенсорного, слухового, зрительного, тактильного восприятия детей раннего возраста.
Задачи:
• Расширять представления детей об окружающем мире.
• Развивать речь детей, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи, использовать предлоги в речи (за, под, над).
• Приобщать детей к миру художественной литературы.
• Развивать художественное восприятие детей, творческие способности (музыкальный слух, худ. деятельность).
• Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
• Воспитывать интерес к явлениям природы.
• Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
• Способствовать снятию эмоционального напряжения в период адаптации
Вид проекта :
(по предметной области) – познавательно-исследовательский;
(по составу) – групповой, реализован в первой младшей группе;
(по продолжительности) – краткосрочный (одна неделя).
Разделы программы, содержание которых включено в проект :
- Физическое развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Социально-коммуникативное развитие
-Художественно-эстетическое развитие
Участники проекта :
дети, воспитатели, родители, психолог, музыкальный руководитель.
Количество дошкольников участвующих в проекте : 20 чел.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• формирование элементарных знаний о домашних птицах;
• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• получение знаний о русских народных сказках;
• повышение интереса родителей к жизни детей в детском саду.
2 этап: Разработка проекта
Составление перспективного плана мероприятия.
Подбор методической и художественной литературы.
Подбор демонстрационного материала.
Подбор атрибутов для игр и образовательных ситуаций.
Подготовка консультаций для родителей.
3 этап: Выполнение проекта
Речевое развитие
Чтение сказки «Курочка Ряба» (развитие внимания, умения слушать и запоминать);
Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба» ( расширение словарного запаса детей: гребешок, перышки, клюв, крыло);
Разучивание потешки «Петушок, петушок…» (развитие памяти, внимания, активизация словаря);
Д/и «Большой - маленький», «Кто исчез, кто появился», «Где спряталась курочка» (использование в речи предлогов «за», «под», «над»);
Игра на звукоподражание «Кто как кричит» (имитация звуков ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, пи-пи-пи)
Познавательное развитие
Знакомство детей с семьей курочки : папа-петух, дети-цыплята, мама-курица (социальное развитие);
Р/и «Назови цвет», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» (умение определять размер, цвет (сенсорное развитие);
Д/и «Петушок и курочка» (у петушка хвост и гребешок большие, а у курочки маленькие; у петуха есть шпоры, а у курочки-нет);
Рассматривание иллюстраций и настольного макета «Скотный двор» (расширение кругозора, знакомство с домашними животными).
Познавательно- исследовательская деятельность
• Рассматривание зернышек (петушок и курочка едят большие зернышки, а цыплята - маленькие);
• Игра «Найди яйцо». Из контейнеров с зерном (пшеница и пшено, дети вынимают яйца разного размера (большое и маленькое). Для тактильного исследования яйцо можно покатать в ладошках;
• Использование мешочков с зерном разного размера для тактильного исследования;
• Рассматривание и исследование на ощупь перьев птиц разного размера;
• Дыхательная гимнастика - упражнение «Сдуй перышко с ладошки»;
• Игры с разноцветными кубиками (маленькие и большие, твердые и мягкие) «Строим дом для бабушки и дедушки»;
• Использование песочной терапии на занятиях с психологом «Где спряталось яичко?».
Социально – коммуникативное развитие
Знакомство с семьей курочки дает первое представление детям о семье. О том, как важно проявлять заботу о своих близких:
• Создание игровых ситуаций «Курочка ищет зернышки для цыплят», «Курочка учит цыплят не уходить далеко от мамы»;
• Игра -драматизация сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр, плоскостной - на магнитной доске);
Физическое развитие
• Комплекс утренней гимнастики «Мы цыплята»;
• Физкультурная деятельность «Курочка пеструшка» (клюем зернышки, пьем водичку, прыгаем на травке, имитируем походку петуха, взмахи крыльев, используем разные виды ходьбы);
• Подвижные игры «Вышла курочка хохлатка», «Вышла курочка гулять»
• Гимнастика пробуждения «Цыплята проснулись».
Художественно-эстетическое развитие
Полученный опыт дети переносят в разные виды продуктивной деятельности :
Использование нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) «Цыпленок» (развитие мелкой моторики, сенсорное развитие);
Закрепление прима «отщипывание» в лепке. Умение отделять мелкие части пластилина от целого куска. Развитие способности закреплять их на бумаге «Зернышки для цыпленка»;
Использование в образовательной деятельности логоритмических упражнений: «Веселые цыплята», «Вышла курочка гулять», пропевание потешки «Петушок, петушок…».
Работа с родителями
Оформление консультаций для родителей в приемной комнате:
• «Рекомендации родителям по изучению сказки «Курочка Ряба», «Сказки, которые мы читаем детям», «Учите вместе с нами»;
• Помощь родителей в изготовлении атрибутов для игровой и театрализованной деятельности детей;
• Совместная деятельность с родителями. Театрализованное представление «Курочка ряба».
4 этап: презентация проекта
Оформление презентация проекта;
Оформление выставки книг с русскими народными сказками;
Организация мини-выставки продуктивной деятельности детей;
Драматизация сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр).
Перспективный план к проекту
дата НОД
Понедельник
17.11.14 Физическое развитие «Вышла курочка-хохлатка»
Цель: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык.
(Карпухина Н. А. стр. 219)
Художественная литература
Разучивание потешки «Петушок, петушок»
Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке. Формировать познавательную активность.
(Бондаренко Т. М. стр. 38)
Вторник
18.11.14 Природный мир/Социальное развитие
«В гости Курочка Ряба со своей семьей пришла». Рассматривание иллюстраций с изображением петуха, курицы и цыпленка.
Продуктивная деятельность «Зернышки для цыпленка» (лепка).
Продолжать знакомить детей с домашними птицами (петух, курица, цыпленок, продолжать формировать познавательную активность, развитие активного словаря детей.
Музыкальное развитие
Логоритмические упражнения «Вышла курочка гулять…»; проговаривание потешки «Петушок, петушок…»
Среда
19.11.14 Речевое развитие
Чтение сказки «Курочка Ряба» (рассматривание иллюстраций к сказке).
Цель: воспитывать желание слушать воспитателя, развивать внимательность при прослушивании сказки.
Физическое развитие «Курочка – пеструшка»
Цель: учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, закреплять навыки ходьбы с остановкой по сигналу, расширять знания об окружающем мире.
(Физическое развитие Подольская Е. И. стр. 16).
Четверг
20.11.14 Физическое развитие «Вышла курочка-хохлатка»
Цель: закреплять ходьбу по ограниченной поверхности, повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык.
(Карпухина Н. А. стр. 219)
Конструирование «Строим дом для бабушки и дедушки»
Цель: учить строить домик по готовому образцу, называя детали строительного материала, их цвет; активизировать словарь детей за счет прилагательных: большой – маленький; глаголов: положи поставь.
(Парамонова Л. А. стр. 105)
Пятница
21.11.14 Музыкальное развитие
Логоритмические упражнения «Вышла курочка гулять…»; проговаривание потешки «Петушок, петушок…»
Лепка /рисование
«Цыпленок» рисование пальцем.
Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования, продолжать учить рисовать детей в нетрадиционной технике – пальцем, закрепление цвета – желтый.
Список литературы:
1. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова «Методические советы к программе
«Детство»…
2. Т. М. Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада». 2013г.
3. Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада». 2006г.
4. Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста». 2007г.
5. Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)». 2007г.
6. С. И. Кантор «Развивающие игры от 1 до 3 лет» 2011г.
7. И. Ф. Сорокин, Л. Г. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» 2009г.
8. М. Ю. Картушина «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет». 2006г.