Ольга Циренщикова
Проект «Покормите птиц зимой» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательно- творческий краткосрочный проект
«Покормите птиц зимой» (старшая группа)
Воспитатель: Циренщикова О. А.
Тема проекта : "Покормите птиц"
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Яшин
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Говорят, что птицы — это ангелы, души добрых людей. В старину, ещё до прихода христианства, люди верили, что пернатые на своих крыльях приносят весну и открывают праведным людям двери рая, поэтому даже бедные крестьяне старались птиц зимой подкармливать.
Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц — в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.
Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени,- это десятки спасенных птичьих жизней. Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле. От голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!
Конечно, подкармливая птиц, мы не спасём всех, но, благодаря нашей помощи, до весны их доживет намного больше. Прикормленные зимой птицы в большинстве случаев остаются и на гнездовой период. В результате чего численность насекомых-вредителей и их личинок будет уменьшена (птицы будут собирать их для своего питания и для корма птенцам). Это очень актуально для сохранения древесной растительности.
Птицы нам очень нужны и мы заботимся о них каждую зиму.
Цель: Разработать проект по подкормке птиц зимой и реализовать его в 2017-2018 году.
Познакомить с зимующими птицами нашего края.
Актуальность: большое количество птиц гибнет зимой, человек может помочь им пережить холод.
Задачи:
-изучить птиц, посещающих кормушку: их повадки и особенности питания;
- собрать и изучить материал о кормушках и корме для птиц;
- обратить внимание населения к проблеме сохранения птиц;
-проанализировать особенности различных кормушек и посещаемость их птицами
-провести наблюдения: какой корм любят птицы;
- провести социологический опрос среди населения;
-сделать выводы.
Методы:
- метод наблюдения;
- метод опроса;
- Метод сравнительный;
- анкетирование;
- метод анализа и обобщения;
- математический метод (учет количества птиц).
Вид проекта : исследовательно- творческий, познавательно-речевой.
Объект исследования: птицы, посещающие кормушки.
Проблема: охрана и защита птиц.
Срок реализации проекта : 1 неделя
Практическая значимость работы состоит в экологическом воспитании учащихся, в сохранении видового разнообразия и численности птиц, практическое содействие к проблемам защиты пернатых в зимний период.
Этапы и ход работы.
1. Подготовительный этап. Постановка проблемы.
Зачем делать кормушки?
Какой корм нужен птицам?
Какие птицы прилетают на кормушки?
2. Основной этап. Выполнение проекта.
- определение творческого названия проекта.
- обсуждение проблемы, целей, задач.
- выбор методов.
-определение практической значимости проекта.
- разгадывание загадок
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует. (Воробей)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит. (Сорока)
Третий этап- планирование проектной деятельности.
Сформулировав задачи, отбирали способы исследования, которыми пользовались при работе над экологическим проектом. Это изучение литературы, социологический опрос, сравнение, обобщение и анализ. На этом же этапе распределили обязанности в группах, определили форму представления проекта. Первая группа — изучала литературу. Вторая группа — проводила социологический опрос среди населения. Третья группа — беседовала с учителем биологии Лебедевой Г. В. по зимующим птицам и кормушкам. Четвертая группа — проводили беседы и выпускали эколистовки по кормушкам и рекламировали корм для птиц. Посмотрели презентацию «Зимующие птицы». Пятая – провели наблюдения за птицами на кормушках. Шестая – изготовили кормушки.
4 этап — поисково-исследовательский. На этом этапе поэтапно выполняли задачи проекта. Выполняли исследования и анализировали информацию по теме проекта. В результате работы по каждой задаче сформулировали выводы, т. е. изучили мнение жителей по вопросу их отношения к защите птиц от голода, построили диаграмму и графики. Составили план подкормки совместно с родителями, изготовили кормушки. Провели беседы и выпустили эколистовки.
5 этап- рефлексивный. На этом этапе анализируется полнота решения поставленной проблемы, ребятам предлагается ответить на вопросы: Довольны ли результатом своей работы? Чему научились в ходе работы над проектом? Какие качества вам потребовались? И др. Ребята пишут, что они получают новые экологические знания и умения, а самое главное, что они уже знают как проявлять себя в природе. Подобная рефлексия — это подведение итогов проектной деятельности.
6 этап — заключительный. Презентация проекта — стимул для дальнейшей, более серьезной работы над экологическим проектом. Значимость этого проекта огромна. Мы установили:
Кормушка - «сооружение» нехитрое! Она может быть сделана буквально из всего, что попадается под руку.
Кормушка-гирлянда — это нанизанный на нитку или проволоку корм (арахис, батон, кусочки сала). Проволока предпочтительнее, так как позволяет придать кормушке практически любую форму (скажем, в виде сердечка). Такие кормушки могут стать стильным украшением сада или балкона.
Кормушка-мешок. Положи корм в сетку из-под овощей (в таких частенько продают чеснок)и завяжи сверху бант для красоты. Готово!
Кормушка из большой пластиковой бутылки. Прорежь в бутылке два «окошка» так, чтобы птица могла спокойно влететь и вылететь. А верху к горлышку привяжите веревку, за которую кормушку можно будет повесить.
Провели конкурс среди родителей на лучшую кормушку. На территории сада развесили кормушки и кормим птиц.
Правила для друга птиц.
Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
2. Наполняй кормушку ежедневно, в одно и тоже время! Не подводи птиц-старайся, чтобы голодные пернатые не просиживали в пустую сутками, ожидая твоего появления.
3. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
4. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
Разрешенные продукты для птиц.
Несоленые подсолнечные семечки, крошки белого хлеба и кусочки булки-отличный источник энергии в условиях зимних холодов. Их едят практически все зимующие птицы. Отварной или печеный картофель тоже нравится многим пернатым. Если повезет, на него могут соблазниться даже дикие утки, гуси и лебеди, если они остаются на зиму в твоих краях. Сало и нутряной жир любят синицы, дрозды и дятлы. Сухие фрукты и ягоды, очистки яблок не останутся без внимания дроздов, малиновок и синиц. Несоленый дробленый арахис — любимое лакомство синичек, зеленушек, воробьев и чижей, лесных завирушек и крапивников. Высушенные ягоды рябины и боярышника привлекут снегирей и свиристелей. Насыпав в кормушку пшено или овес, ты привлечешь к ней воробьев, щеглов и других зерноядных птиц. Также многие зерноядные с удовольствием поедают семена злаков, сухой «Геркулес», отварные рис, гречку, перловку, овсянку и семена тыквы.
Обращение к любителям природы: «Покормите птиц зимой», а для этого выполняйте наши полезные советы:
-наполняй кормушку ежедневно, в одно и тоже время! Не подводи птиц-старайся, чтобы голодные пернатые не просиживали в пустую сутками, ожидая твоего появления.
-кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
-птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
- в кормушки нельзя класть соленые, кислые, жареные, острые и кислые продукты, черный хлеб.
-для синиц делайте отдельные кормушки с кормом: семена подсолнечника, сало, мясо, семена арбуза.
Помогите птицам, от них зависит наша жизнь!
Заключение
Из кормов синицы предпочитают сало, мясо, белый хлеб, арбузные семена и подсолнухи.
Воробьи любят давленые подсолнухи, овес, просо, белый хлеб.
Снегири предпочитают подсолнухи и овес, ягоды рябины.
Мы наблюдали на кормушке стайку снегирей, воробьев и синичек, щегла. Вороны.