Алена Турьева
Экологический проект в младшей группе «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к животному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Птицы - благодатный объект для наблюдений.
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Публикация «Экологический проект в младшей группе „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что у большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Покормите птиц зимой». Этот проект позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА
С нашими малышами мы рассматривали иллюстрации с изображением зимующих птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили стихи, читали сказки.
На прогулке мы внимательно наблюдали за птицами в зимнее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада. На наш участок прилетали: синицы, воробьи, снегири.
Самым интересным для ребят было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо).
Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о зимующих птицах, их образе жизни. Дети научились рисовать птицу, лепить снегиря и синицу, делать аппликацию "Птицы на дереве".
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Найди зимующих птиц»; «Лишняя картинка»; «Собери птицу»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры» и т. д.
Дети совместно с родителями подготовили выставку творческих работ: «Зимующие птицы», «Кормушки для птиц». Участвовали в городских конкурсах "Птичья столовая", где наши воспитанники заняли 1 и 2 место. С нашими воспитанниками и их родителями провели акцию «Покормите птиц зимой». С детьми мы повесили кормушки на участке детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм: семечки, зерна, хлеб. В итоге проведё нных наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о зимующих друзьях.
Изучая зимующих птиц и наблюдая за ними, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Сформировать общие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой.
Задачи:
Обучающие:
• обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
• научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
• расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Воспитательные:
• формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
• прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
• укреплять детско-родительские отношения.
Тип проекта : комплексный
Вид проекта : групповой, с привлечением родителей
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации: 15.12.22-24.02.23
Участники проекта :
• Дети первой младшей группы
• Воспитатели группы
• Родители
Возраст детей: 2-3 года.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, прослушивание аудиозаписей, работа с родителями.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Изучая зимующих птиц и наблюдая за ними, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы.
• Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
• Улучшение предметно-развивающей среды.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
• Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, участие в акции «Покормите птиц зимой»).
• Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
• Определение темы проекта, цели, задач, стратегий и механизмов.
• Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
• Сбор информации по данной теме.
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы».
• Создание картотеки подвижных игр по теме проекта.
• Создание презентации «Зимующие птицы»
• Создание музыкального альбома «Голоса птиц»
• Перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период. Продуктивная деятельность детей.
Выполнение проводилось в 3 направлениях:
• работа воспитателей с детьми;
• работа воспитателей с родителями;
• совместная деятельность родителей и детей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
1. Работа воспитателей с детьми:
19.12. – 23.12.
• Беседа: «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
• Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Разучивание пальчиковой игры «Воробьи-воробышки»
• Чтение художественной литературы «Воробей» В. Звягина.
• Дидактическая игра «Что за птица»
• Подвижная игра «Воробышки и кот»
• Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка.
26.12 – 30.12.
• Беседа: «Меню птиц»
• Рассматривание сюжетных картин и фотографии
• Составление рассказов по иллюстрациям
• Разучивание пальчиковой игры «Птичья кормушка»
• Чтение художественной литературы «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке») С. Маршак
• Дидактические игры: «Кто как кричит», «Кто дальше, кто ближе», «Кто, где сидит», «Угадай, кого не стало»
• Подвижная игра «Птички летают»
• Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка.
09.01 – 13.12.
• Беседа «Зимние гости»
• Просмотр презентации «Зимующие птицы»
• Разучивание пальчиковой игры «Сел на ветку снегирек»
• Чтение художественной литературы «Поет зима, аукает…» С. Есенина
• Дидактические игры: «Разрезные картинки» (Птицы, «Назови птицу по описанию», «Доскажи словечко»)
• Подвижная игра «Птички в гнездышках»
• Сюжетно-ролевая игра «Больница птиц»
• Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
• Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка.
16.01. – 20.01.
• Беседа «Чем питаются птицы»
• Разучивание стихотворений о зимующих птицах
• Слушание аудио «Голоса птиц»
• Дидактические игры: «Накорми птиц», «Птицы на кормушке»
• Аппликация «Снегирь»
• Подвижная игра «Гуси-лебеди»
• Сюжетно ролевая игра «Пригласи синичку в гости»
• Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
30.01. – 03.02.
• Лепка. «Птицы»
• Дидактические игры: «Кто из птиц лишний», «Кто из птиц улетел», «Кто прилетел», «Что изменилось», «Где, какая птица находится»
• Отгадывание загадок про птиц
• Изготовление птиц из бумаги
• Подвижная игра «Наседка и цыплята»
• Чтение художественной литературы «Воробей» А. Барто
• Сюжетно-ролевая игра «Кормим птиц»
• Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка.
06.02. – 10.02.
• Беседа «Пользу или вред приносят птицы?»
• Дидактические игры: «Назови одним словом», «Один-много», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше».
• Разучивание пальчиковой игры «Птичка крылышками машет»
• Подвижная игра «Птички в гнездышках»
• Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка.
• Лепка. Коллективная работа «Птицы на кормушке».
• Чтение художественной литературы «Воробушки» В. Берестова
13.02. – 17.02.
• Беседа «Зачем помогать птицам зимой»
• Чтение художественной литературы «Берегите птиц» Т. Евдошенко
• Просмотр мультфильма «Высокая горка»
• Дидактические игры: «Накорми птиц», «Птицы на кормушке»
• Разучивание пальчиковой игры «Сорока»
• Подвижная игра «Кот и воробьи»
• Сюжетно ролевая игра «Пригласи синичку в гости»
• Раскрашивание силуэтов птиц (синица, снегирь и т. д)
2. Работа воспитателей с родителями:
Консультации для родителей:
• «Сделайте кормушку для птиц своими руками»
• «Зимующие птицы»
• «Верные друзья- зимующие птицы»
• «Поможем птицам зимой»
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему: «Зимующие птицы»?
Изготовление дидактических игр по теме проекта.
Приобретение иллюстрированного материала «Птицы».
Памятка для родителей: «Как кормить птиц».
Выставки: «Кормушка для птиц».
В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц» и предоставлен фотоотчет.
3. Совместная деятельность родителей и детей
• Изготовление кормушек.
• Сбор корма для птиц.
• Подкормка птиц около своего дома.
• Рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их.
• Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
• Организовать выставку совместных работ по теме «Зимующие птицы».
• Проведение акции «Покормите птиц зимой»
3 этап – заключительный
• Оформление результатов проекта в виде видеопрезентации.
• Представление фотоотчета по проведению акции «Покормите птиц зимой».
Результаты реализации проекта.
• Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения.
• Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в акции «Покормите птиц зимой!», изготовили кормушки, тем самым оказали помощь птицам в трудных зимних условиях.
Все поставленные цели и задачи были выполнены.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
В весенний период начал реализовываться проект «Подарите птицам дом».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, АДРЕСА САЙТОВ
1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М. ,2003 г.
2. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М. ,1999 г.
3. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
4. В союзе с природой. Л. И. Грехова, М. ,1999 г.
5. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» М. ,1999 г.
6. Электронный ресурс: https://dou138.ru/article.asp?id_text=172 https://festival.1september.ru/articles/419784/ https://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103