Светлана Богданова
Проект «Подвижные игры в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Подвижные игры в жизни ребёнка»
Воспитатели:
Богданова С. Е.
Бернадская А. Г.
Кемерово 2020г.
Проект
«Подвижные игры в жизни ребёнка»
Авторы - составители: воспитатели Богданова С. Е. Бернадская А. Г.
Вид проекта : Средней продолжительности, групповой
Публикация «Проект „Подвижные игры в жизни детей“» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Тип проекта : Игровой
Введение
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
История развития подвижных игр
Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры.
В. В. Гориневский отмечал: «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа».
Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх – забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша.
В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразными двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые песенки, считалки, зачины. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. В русских селах, в городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник.
В подвижных играх широко использовалось словесное «пространство» : говорилки, дразнилки, заклички, издевки, потешки, прибаутки, страшилки, голосянки, поддевки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки.
Подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. В игру вовлекались целые группы детей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости.
Бытовавшие подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила подвижных игр, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему договору участников игры. Играющие сами устанавливали как и где будут играть, сколько человек нужно поймать водящему, как можно выручить пойманных игроков и т. п. Правила устанавливались и на выбор водящих (например, с помощью считалок, а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и довольно трудно выполнимые).
В процессе длительной игровой практики из игр выпали неудобные правила и были сформированы более доступные.
Наряду с играми творческими, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки – разбойники» и др., выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей в свободное время.
В России игры называли потехами, развлечениями, забавами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться.
Русскую народную культуру, которая была издавна богата играми, характеризовало уважение к прошлому и вера в будущее.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, считал наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собранию их для детей.
В игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами жизни, узнают взаимоотношения этих предметов и отношение к ним человека. Содержание подвижных игр отображает русскую жизнь, характер и быт русского народа.
Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И педагоги, обязаны уметь играть».
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания.
Актуальность проекта :
«Движение – это жизнь»- эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и на сколько необходимо, уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.
Подвижные игры - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой естественной силой. Игры необходимы для полноценного развития каждого ребёнка, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни. С помощью игры мы можем показать самому ребенку адекватную оценку социума на его поведение, решения, поступки в реальной для дошкольника форме.
На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей: собрания, лекции, консультации зачастую не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.
Играя в подвижные игры ребёнок становится более ловким, крепким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает самостоятельность.
Именно в дошкольном возрасте в результате правильного педагогического воздействия на организацию подвижных игр формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Знакомство человека с играми начинается почти с рождения. Играя в подвижные игры, дети соревнуются в беге, прыжках, но, в отличие от спортивных, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Особенно необходимы игры детям, как наиболее доступное средство физического воспитания и развития. Ведь во время игры развиваются такие качества, как сила, ловкость, выносливость, гибкость.
Тем более, что нынешнее поколение - это поколение компьютероманов. Общение между людьми происходит чаще в виртуальном пространстве, чем вживую. Свободное время дети, начиная с раннего возраста, с 3-4 лет, предпочитают проводить время у компьютера, часами играя в различные игры в интернете, не всегда безобидные, а иногда даже очень опасные. Рано или поздно дети перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в мир геймеров. По моему мнению, эта проблема постепенно становится всё более актуальной для человеческого общества. В некоторых странах уже предпринимаются меры по решению данной проблемы: к примеру, в Норвегии в летнее время прекращается телевещание, блокируется связь Интернет. Это делается по приказу правительства, которое заинтересовано, чтобы люди как можно больше времени проводили на свежем воздухе, занимались активным отдыхом. И самым полезным видом такого отдыха, конечно же, являются игры - подвижные, коллективные, развивающие силу мышц и формирующие условия для полноценного развития детей. Но в какие, же игры играть? Такой вопрос всё чаще и чаще звучит в ребячьих компаниях.
Цель :
Изучить подвижные игры, в которые интересно будет играть на свежем воздухе и в помещение с друзьями и родителями.
Формирование интереса у детей к народным подвижным играм.
Основная образовательная область:
«Физическое развитие», «Физическая культура», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
- Узнать в какие игры можно играть на свежем воздухе, а какие подойдут для закрытых помещений;
- Расширять знания детей о народных подвижных играх;
- Научиться играть в подвижные игры;
- Воспитание самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
- Развитие творческих способностей детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)
- Привлечение внимания родителей к детским подвижным играм.
- Формировать физические качества, навыки и умения играть в подвижные игры
- Отобрать игры, для создания каталога "Подвижные игры на свежем воздухе"
Объект исследования – подвижные игры на свежем воздухе и игры в закрытых помещениях.
Предмет исследования – подвижные игры на свежем воздухе, и в закрытых помещения как средство сбережения физического и психологического здоровья школьников.
Участники проекта :
Дети второй младшей группы, родители, муз. руководитель, воспитатели –авторы проекта.
Период: Средней продолжительности
Ожидаемые результаты
- Реализация проекта «Подвижные игры в жизни ребёнка»
дает возможность детям:
- Приобрести опыт общения в организованном воспитательном процессе.
- Преодолеть проблемы в отношении детей.
- Получить радость и удовольствие от совместных игр и мероприятий.
- Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие и подвижные игры с детьми дома.
Организация проекта
1 этап – подготовительный
- Выявление проблемы, формирование цели и задач проекта.
- Подбор методического и игрового материала на тему «Подвижные игры в жизни ребёнка».
- Пополнение развивающей среды.
- Анкетирование родителей «Игра в жизни ребёнка».
- Составления плана мероприятий проекта.
2 этап - основной
- Совместная деятельность с детьми (игры, вечера развлечений, непосредственно- образовательная деятельность, беседы).
- Знакомство детей с народными подвижными играми «Лавочка», «Тетёра», «Колпачок», «Водяной», «Заря».
- Совместная деятельность с родителями (консультации, папки передвижки, игры совместно с родителями.
3 этап – заключительный
- Подведение итогов о проведенной работе (диагностика детей, анкетирование родителей).
- Аналитический отчёт о проведённой работе по проекту.
План реализации проекта
1-этап -подготовительный
Сроки проведения :
№ Форма работы Сроки проведения Участники проекта
1 -Формирование целей и задач проекта на тему : «Подвижные игры в жизни ребенка» Ноябрь
Воспитатель:
2 - Изучение литературы по данной проблеме Ноябрь Воспитатели Богданова С. Е., Бернадская А. Г.
3 - Пополнение игрового и методического материала, для реализации проекта на тему :
«подвижные игры в жизни ребенка» Декабрь Воспитатели
4 -Составление плана мероприятий
всей проектной деятельности Ноябрь - Декабрь Воспитатели
5 -Диагностика с целью изучения (двигательной активности детей втрой младшей группы) Сентябрь-
Октябрь Воспитатель дети второй младшей группы
6 -Анкетирование родителей «Игра в жизни ребёнка» Ноябрь Воспитатели
родители
2-этап-Основной
Сроки проведения:
№ Форма работы Сроки проведения Участники проекта
1 - использование подвижных игр в непосредственно образовательной деятельности В течение года Воспитатели дети второй группы
Муз. Руководитель.
2 - Разучивание подвижных игр «Повар и котята», «Коршун и цыплята», «Водяной», «Колдунчики», «Воевода», «У медведя во бору», «Чей стул лишний», «Водители», «Дотронься до …», «Кот и мыши», «Мышеловка», «Жмурки», «Гуси лебеди», «Раз-два- три, заяц замри». «Эй мороз красный нос». Воспитатель дети второй младшей группы
3 -Вечер развлечений «Мои любимые игры» Декабрь
Муз. Руководитель
Воспитатели,
дети второй младшей группы
4 -Беседа на тему «Любимые подвижные игры детей», «Движение это жизнь» Декабрь Воспитатель:
Дети второй младшей группы
5 -Знакомство детей с народными подвижными играми «Лавочка», «Водяной», «Заря», «Тетёра», «Колпачок», «Ручеёк». Январь Воспитатели, дети второй младшей группы
6 - Консультация родителей «Игры в жизни ребёнка», ««Влияние подвижных игр на развитие ребёнка», Январь Воспитатель.
Муз. Руководитель,дети второй младшей группы
7 - Папка передвижка «Подвижные игры для детей младшего возраста» Январь Воспитатели
8 - Выставка семейных фотографий «Играем вместе»
Февраль Воспитатели дети второй младшей группы и их родители
9 -Родительское собрание –диспут «Роль подвижной игры в жизни ребёнка» Февраль Воспитатели, родители
3 этап - заключительный
Сроки проведения: Март, Апрель, Май
№ Форма проведения сроки Участники проекта
2 - Анкетирование родителей по вопросу «Влияние двигательной активности на всестороннее развитие личности ребенка» Февраль Воспитатели
3 - Диагностика игровой деятельности детей (с целью проведения анализа развития двигательной активности детей) Февраль Воспитатели
-Аналитический отчёт о проведённой работе по проекту «Подвижные игры в жизни детей» Февраль Воспитатели
Результаты проекта
В ходе написания нашего проекта, мы познакомились с подвижными играми, в которые можно играть на свежем воздухе и в закрытых помещениях, которые способствуют развитию различных физических качеств.
Мы провел среди родителей небольшое исследование в виде анкетирования:
1. Узнали, чем их дети, занимаются в свободное время.
2. Какие игры им знакомы.
Всего в исследовании принимало участие – 17 родителей.
Заключение:
Таким образом, в ходе исследования мы познакомились с историей возникновения игр, узнали, в какие подвижные игры можно играть. Они актуальны и интересны, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. Нам очень захотелось вернуть ребятам радость общения через подвижные игры, возродить и сделать их популярными. Подвижные игры – это не просто развлечение, а еще и обучение. В этих играх мы учимся общению, умению создавать команды и "работать" в них, учимся быстро соображать, соревноваться, да и веселиться тоже. Они развивают ловкость, быстроту, сноровку. А самое главное - делают здоровее.
Поэтому, можно сказать, что приобщение к подвижным играм, начатое в дошкольном возрасте, создаст потребность в здоровом активном образе жизни на все последующие годы. И закончить свое исследование нам бы хотелось славами С. Я. Маршака: «Мы знаем: время растяжимо, оно зависит от того, какого содержимого вы наполняете его!»
Список литературы
1. С. М. Бажуков Здоровье детей - общая забота
2. Сосновский И. Ю., Чайковский А. М. Энциклопедический словарь юного спортсмена