Кашинова Нонна
Проект «Подружимся с математикой»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольное образовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Деятельность ДОУ направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Публикация «Проект „Подружимся с математикой“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Математическое развитие дошкольников - это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
В ходе проводимых с дошкольниками бесед и в процессе воспитательно-образовательного процесса была выявлена определённая проблема усвоения знаний по математике. Именно это и определило актуальность данного проекта.
Проблема заключается, прежде всего в том, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний и при проведении непосредственно-образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают или быстро забывают учебный материал. Необходимость создания данного проекта направлена так же на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Важно привить детям любовь к математике и показать ее значимость вокруг нас. Совершенно необходимо так же привлекать родителей к совместной работе по данному вопросу.
Так же, во время проведения занятий по другим видам деятельности, необходимо доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике.
Таким образом, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Цель: развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- создать условия для реализации данного проекта;
- обеспечить группу необходимым оборудованием;
- научить детей хорошо знать цифры от 0 до 9;
- развивать у детей конструктивные способности;
- научить детей соотносить числа и количество предметов;
- научить детей уметь сравнивать больше или меньше;
- научить детей названиям и виду геометрических фигур, а так же умению различать и находить их в окружающей обстановке;
- научить детей измерять и сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте;
- развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, умение классифицировать;
- развивать у детей коммуникативные навыки;
- закреплять у детей полученные знания о математике в повседневной жизни.
Особенности проекта :
По виду: познавательный
По продолжительности реализации проекта : долгосрочный
Возраст воспитанников, на которых рассчитан проект : дети 2-й младшей группы
Участники проекта : дети, воспитатель, родители
По количеству участников: коллективный
Ожидаемый результат:
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
- становление готовности детей самостоятельно применять полученные математические знания в жизни;
- дети имеют представление о форме, цвете, величине;
- применение полученных знаний в играх;
- участие родителей группы в организации работы по проекту, желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;
- накопление методической литературы и дидактического материала;
- появление у детей интереса к занимательной математике.
Форма работы: беседы, презентации, игровая деятельность, консультации, непосредственно-образовательная деятельность (занятия).
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;
- Составить конспекты образовательной деятельности;
- Составить перспективный план деятельности по проекту «Подружимся с математикой»;
- Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;
- Систематизировать и оформить дидактические материалов в соответствии с планом проекта;
- Включить игровые задания и дидактические игры в НОД по формированию элементарных математических представлений;
- Провести консультацию для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы;
- Провести предварительную диагностику наличия у детей элементарных математических знаний.
2. Основной этап.
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;
- Проводить НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года;
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;
- Осуществить контроль реализации проекта.
3. Заключительный этап.
- Проанализировать и обработать результаты проведенной работы посредством наблюдения за развитием математических способностей детей и спланировать ее усовершенствование и продолжение в дальнейшем;
- Провести итоговую диагностику воспитанников на предмет формирования элементарных математических знаний в результате реализации проекта
- Оформить выставку с творческими работами детей на тему "Мы любим математику, мы дружим с математикой!";
- Провести презентацию проекта в ДОУ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
«ПОДРУЖИМСЯ С МАТЕМАТИКОЙ»
Сентябрь
1. Осуществление анализа ситуации и корректировка основных целей проекта в соответствии с уровнем элементарных математических знаний у воспитанников.
2. Проведение консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Тема консультации "Игра как инструмент обучения основам математики".
3. Проведение предварительной диагностики с целью выявления наличия элементарных математических знаний у воспитанников
4. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта
5. Проведение вводной математической игры "В лес за грибами"
6. Проведение подвижной игры "Ворона и воробьи"
Октябрь
1. НОД: Проведение групповой беседы: "Что мы знаем о математике?"
Цель: уточнить знания детей о математике вокруг нас, их умении считать и различать фигуры и цвета.
2. Наблюдения за окружающим миром на прогулке. Поиск различных фигур, определение их цвета и числа.
3. Чтение стихотворения С. Я. Маршака "Весёлый счёт"
4. Дидактические игры: "Собери картинку из разноцветных кружков", "Нарисую я картинку". Цель: Учить детей различать и называть цвета, Воспитывать память внимание и логическое мышление.
5. Пальчиковые игры "Сорока-ворона"
6. Подвижные игры "Найди где спрятано»
7. Выставка работ-аппликаций "Разноцветные фигуры".
Цель: совместная деятельность детей и родителей.
Ноябрь
1. НОД : "Изучение счёта на примере сказки "Три медведя".
Цель: Закрепить первоначальные количественные представления: умение считать в пределах трёх; умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. Формировать умение: сравнивать предметы по величине (ширине, высоте); устанавливать размерные отношения между ними; располагать их в определённой последовательности. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Консультация для родителей: "Математика вокруг нас".
3. Дидактические игры: "Малина для медвежат", "Угости зайчат"
Цель игр: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
4. Продуктивные виды деятельности: рисование "Нарисуем солнышко", аппликация "Строим домик". Цель: развитие творческих способностей.
5. Конструирование из подручного материала "Наш дом".
6. Пальчиковые игры "Где мы живём", "Сорока-ворона".
7. Подвижные игры "Кот и мышки"
8. Чтение пословиц, поговорок и загадок: "Угадай какая цифра?".
Декабрь
1. НОД: Занятие "Один-много, поровну, столько-сколько".
Цель: упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке, совершенствовать умение сравнивать различные предметы, продолжать активизировать познавательные способности детей.
2. Просмотр мультфильмов про математику
Цель: формировать визуальное и аудиопредставление о математике, превратить изучение математики в весёлое и увлекательное развлечение
3. Дидактические игры: "Угостим белочек грибочками", "Жучки на листиках".
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: "столько – сколько, поровну", "одинаково», поровну", формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
4. Продуктивная деятельность: Раскрашивание готовой формы геометрической фигуры (трафарет)"
5. Отгадывание загадок про цифры.
6. Наблюдение на прогулках "Форма, размер, величина, цвет в природе"
Цель: воспитывать наблюдательность и умение отыскивать в живой природе всё, что связано с математикой.
7. Подвижные игры: "Заяц в домике", "Догони мяч"
Цель: учить детей действовать по сигналу быстро; развивать ловкость; учить ориентироваться в пространстве.
Январь
1. НОД: Занятие "Широкий-узкий, шире-уже", "Простые геометрические фигуры"
Цель: учить сравнивать различные предметы в окружающей обстановке между собой, учить различать и называть фигуры, формировать у детей обобщенное представление о геометрических фигурах в окружающей обстановке.
2. Просмотр мультфильмов о математике.
3. Пальчиковые игры: "Ягоды", "Грибы".
4. Продуктивная деятельность: аппликация "Домик из геометрических фигур"
5. Дидактическая игра: "Бабочки и цветы".
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», развивать логическое мышление.
6. Подвижные игры: "У медведя во бору", "Цветные флажки".
Цель: учить в соответствии с цветом флажка выполнять определённые действия, закреплять умение ориентироваться в пространстве.
8. Консультация для родителей: "Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил математику"
Февраль
1. НОД: Занятие: "Определение пространственных направлений".
Цель: упражнять в определении пространственных направлений от себя и учить обозначать их словами.
2. Беседа: " Беседа "Как мы умеем ориентироваться в пространстве"
Цель: учить и закреплять понятия "впереди", "сзади", "сбоку", "сверху", "снизу" и т. д.
3. Дидактическая игра: "Украсим коврик".
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький», воспитывать познавательный интерес.
4. Конструирование из счётных палочек различных геометрических фигур.
Цель: развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию; научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения; закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.
5. Продуктивная деятельность: аппликация с использованием геометрических фигур "Украсим тарелочку"
6. Подвижная игра: "Кто скорее добежит по дорожке"
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве
7. Чтение стихов, пословиц и поговорок про цифры.
Март
1. НОД: Занятие: "Части суток".
Цель: учить детей понимать основные части суток, различать их и обозначать необходимыми словами.
2. Консультация для родителей: "Как наши дети умеют ориентироваться в пространстве"
3. Дидактическая игра: "Посчитаем рыбок".
Цель: учить подбирать по цвету и форме, развивать мелкую моторику пальцев рук. Закреплять понятия "один и много", воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
4. Пальчиковые игры "Овощи-фрукты", "Одежда", "Обувь".
5. Подвижные игры "Найди свой домик"
6. Продуктивная деятельность: лепка "Бусы для куклы Маши".
7. Повторение стихов, пословиц и поговорок про цифры.
Апрель
1. НОД: Занятие:"Посчитаем предметы"
Цель: учить детей воспроизводить заданное количество предметов по образцу, называть простые числа.
2. Просмотр мультфильмов про математику.
3. Дидактические игры: "Распутай путаницу", "Подбери пару".
Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять пару для предмета.
4. Пальчиковые игры : "Посуда", "Продукты питания".
5. Конструирование из счётных палочек сюжетных картин.
Цель: закреплять у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию; закреплять умение детей выкладывать из счетных палочек различные изображения; закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.
6. Продуктивная деятельность: раскрашиваем и запоминаем цифры (трафарет)"
7. Продуктивная деятельность: аппликация детей совместно с родителями для выставки : "Мы любим математику, мы дружим с математикой!"
8. Проведение выставки "Мы любим математику, мы дружим с математикой"
Май
1. Обработка результатов реализации проекта;
2. Презентация проекта в ДОУ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- беседы и анкетирование родителей по теме проекта;
- подборка книг, журналов о математике и её пользе для детского развития;
- консультации с родителями по теме проекта
ИТОГ ПРОЕКТА
- создание презентации "Подружимся с математикой",
- повышение уровня знаний у родителей и детей о математике,
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта,
-становление готовности детей самостоятельно применять полученные математические знания в жизни,
- накопление методической литературы и дидактического материала,
- появление у детей интереса к занимательной математике.