Елена Герасименко
Проект подготовительной группы «Юные актёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Вид проекта : творческий, групповой, краткосрочный. Участники проекта : * воспитатель группы : Герасименко Е. С. * дети подготовительной группы «Василёк» * родители группы «Василёк» * инструктор по физкультуре Абрамова И. В., музыкальный руководитель Юдина Л. А Продолжительность проекта : октябрь - ноябрь 2018г.
Публикация «Проект подготовительной группы „Юные актёры“» размещена в разделах
1 этап. Подготовительный Проблема : В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки для детей и с их участием, играли важную роль в их развитии, приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, развивали речь, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.
Актуальность проекта (проблема) Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
Цель: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Задачи: • Формировать и активизировать познавательный интерес детей. • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. • Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться). • Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок. • Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность. • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. • Пополнять словарный запас. • Учить строить диалог. • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Задачи для воспитателей: Создание информационной базы; Создание яркой, красочной предметно – развивающей среды в группе, побуждающей интерес детей к театральной игре; Выявить образовательные потребности родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей. Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов, масок и дать сведения о способах театрализации дома.
Задачи для родителей: Активизировать роль родителей в развитие у детей устойчивого интереса к театральной игре в домашних условиях; Взаимодействие с воспитателями группы по вопросу развития речи детей при помощи театрализованной деятельности.
Гипотеза: Если у детей старшего дошкольного возраста прививать интерес и любовь к театральной игре, которая является исторически сложившимся общественным явлением, самостоятельным видом деятельности, свойственным человеку. Данный вид деятельности будет учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Ожидаемые результаты:
* Формирование у детей группы интереса к театральной игре;
* Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями;
* Формирование у детей литературной речи;
* Приобщение детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического;
* Вовлечение родителей в единое пространство «Семья- Детский сад»;
* Взаимодействие родителей с воспитателями группы по вопросу развития речи у детей при помощи театрализованной деятельности;
* Поощрение и использование разных видов театра в играх детей дома
Деятельность:
Взрослого:
* Опрос детей;
* Сбор и систематизация материала;
* Создание яркой, красочной предметно- окружающей среды в группе, побуждающей интерес у детей к театральной игре (театральный уголок, уголок ряженья, раскраски, художественная литература, дидактические игры по развитию речи для самостоятельной деятельности детей) * Опрос родителей, консультации, беседы;
Детей:
* Вхождение в проблему, принятие задач и целей, вживание в игровые ситуации, а также дополнение задач проекта
Театральный уголок
Перспективное планирование
Период. Тема. Формы работы. Задачи. (программное содержание, цель) Ответственный.
Октябрь- Ноябрь 2018г.
Беседа «Что такое театр»
Активизация словаря (театр, зритель, сцена, афиша, спектакль) Герасименко Е. С.
Упражнение для голоса "Воробьи".
Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных Герасименко Е. С. Работа над скороговорками и поговорками. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. Герасименко Е. С.
Пальчиковый театр «Теремок» Развивать умение чистого, правильного словопроизношения. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Герасименко Е. С.
Игра «Будь внимателен»Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы Абрамова И. В
Речевое упражнение «Едем, едем на тележке»
Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность. Герасименко Е. С.
Выразительное чтение воспитателя с элементами драматизации детей
По стихотворению К. Чуковского «Телефон» Учить детей своевременно включаться в коллективную
драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведения;
воспитывать интерес, бережное отношение к животным. Герасименко Е. С.
«Страшный зверь»
Формировать умение, с помощью мимики и жестов,показывать черты характера и поведение персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный Герасименко Е. С.
Чтение сказки-пьесы «Кошкин дом» С. Я. Маршака Прочитать и обсудить сказку-пьесу "Кошкин дом". Герасименко Е. С.
Упражнение на опору дыхания "Эхо".
Упражнение "Гудок".
Упражнение на дыхание "Насос". Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). Герасименко Е. С.
Импровизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» Формировать умение действовать куклами бибабо, проговаривать ролевой текст. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Герасименко Е. С.
Народная игра «Король» Формировать умение жестами, позами движениями показывать предложенного героя. Герасименко Е. С.
Русская народная сказка «Колобок» (театр на магнитах)драматизация Формировать умение выступать перед детьми не стесняясь. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Герасименко Е. С.
Игра "Птичий двор". Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). Герасименко Е. С.
Работа над эпизодами сказки-пьесы "Кошкин дом" Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки-пьесы "Кошкин дом"; развивать воображение, память, фантазию Герасименко Е. С.
Чтение пьесы «Теремок» С. Я. Маршака
Прочитать и обсудить пьесу "Теремок". Герасименко Е. С.
Упражнение на дыхание «Спать хочется».
Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Герасименко Е. С.
Работа над эпизодами пьесы "Теремок"
Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы "Теремок"; развивать воображение, память, фантазию
Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы Герасименко Е. С.
Настольный театр «Аленький цветочек» Формировать умение действовать
фигурками, проговаривать ролевой текст. Герасименко Е. С.
Этюды на воспроизведение черт характера. «Старичок»
Через мимику, жесты передавать характера (весёлый, добрый, смешной, озорной) Герасименко Е. С.
Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. Герасименко Е. С.
Игра «Слушай хлопки» Развивать активное внимание.
Герасименко Е. С.
Пальчиковый театр «Зимовье зверей» Развивать умение чистого, правильного словопроизношения. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Герасименко Е. С.
Игра «Волшебное колечко»
Формировать умение, через пантомиму, передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение. Герасименко Е. С.
Игры:
1.«В магазине зеркал» Развивать наблюдательность и память. Герасименко Е. С.
2.«Угадай ситуацию» Развивать творческое воображение и фантазию. Герасименко Е. С.
Спектакль сказки-пьесы «Кошкин дом» С. Я. Маршака
Музыкальное сопровождение, показ презентации к спектаклю Формировать умение выступать перед детьми не стесняясь. Приобщать детей к драматизации. Герасименко Е. С. Юдина Л. А Абрамова И. В
Драматизация пьесы «Теремок» С. Я. Маршак
Импровизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Выразительное чтение воспитателя с элементами драматизации детей
По стихотворению К. Чуковского «Телефон»
Народная игра «Король»
Настольный театр «Аленький цветочек»
Русская народная сказка «Колобок» (театр на магнитах)драматизация
Спектакль сказки-пьесы «Кошкин дом» С. Я. Маршак
3 Этап Заключительный Результаты:
Для детей: * обогащается словарь новыми словами, оборотами, выражениями; * в самостоятельной игровой деятельности используют считалки, скороговорки; * желание детей обыгрывать, драматизировать сюжеты простых русских народных сказок; * стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. • Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют строить простейший диалог.
Результаты:
Для родителей:
* сформировывается понимание необходимости, использования театральной игры в развитии речи детей, именно театральная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирована выразительной речи ребёнка.
* понимание родителей о необходимости читать книги с детьми, больше общаться с ними.
* принимали активное участие в изготовлении масок, костюмов для участия детей в драматизации сказок.
* разучивали роли с детьми.
Перспектива:
Для повышения интереса и воспитания любви детей к театрализованной деятельности необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов и использование интегративного подхода в данном направлении, внедряя современные методы и технологии, по развитию речи при помощи театральной игры
Вывод: Гипотеза на практике подтвердилась:
Проводимая работа по воспитанию интереса и любви у детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности помогла развить интересы и способности ребенка; способствовала общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Обеспечение проектной деятельности :
Информационное обеспечение Методическое обеспечение:
Артемова. Л. В. Театрализованные игры дошкольников. кн. Для воспитателей дет. сада - М. : Просвещение, 2001. – 127с. 2.
Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М. : Москва «ВАКО»2007.
Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О. Л. — М. : Просвещение, 1994. – 128с.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995
Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О. Ф. Горбуновой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 144 стр. цв. вкл. - (Библиотека воспитателя).