Раисат Алиева
Сценарий спортивного праздника «Юные Джигиты» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий спортивного праздника
«Юные Джигиты»
для детей подготовительной группы
Цель: - Продолжать знакомить детей с обрядами и обычаями жителей Северного Кавказа.
- Уточнить и закрепить знания детей национальном празднике осетин.
- Упражнять детей в ловкости, быстроте движений.
Публикация «Сценарий спортивного праздника „Юные Джигиты“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Психолого-педагогические задачи:
создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад;
воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям;
развивать все группы мышц, координацию движений, силу и выносливость;
воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Интегрируемые образовательные области: музыка.
Вид детской деятельности, лежащей в основе деятельности: двигательный.
Форма работы с детьми: двигательная.
Оборудование и материалы: султанчики.
Пособие: 2 гимнастические скамейки, 4 гантели, 8 обручей, 2 больших мяча,1 канат, 2 мата, магнитофон, грамоты, призы для детей.
Ход праздника:
Дети заходят в зал под спортивный марш
Дети заходят здороваются с гостями
1 часть, вводная
Цель: организовать внимание детей.
«Построились по порядку, на утреннюю зарядку.
Подравнялись, подтянулись,
И друг другу улыбнулись».
Направо раз-два.
Шагом марш!
Руки вверх, идём на носках.
Руки на поясе, идём на пятках.
Беговой галоп.
Шагом, восстанавливаем дыхание. Вдох, выдох!
А теперь поторопитесь, в три колонны становитесь.
2 часть основная
Цель: укреплять основные мышечные группы, формировать правильную осанку.
1. И. п. -основная стойка, руки внизу, 1-правая рука в сторону, 2-левая рука в сторону, 3- правая рука вниз, 4 левая рука вниз. (8 раз)
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки внизу, 1-руки вверх, 2-наклон вправо (влево, 3-выпрямиться, 4-исходное положение. (по 3 раза.)
3. И. п. - основная стойка, руки согнуты у груди, 1-руки в стороны, 2- присесть руки вперёд, 3-встать, руки в стороны, 4- исходное положение. (7-8 раз).
4. И. п. -основная стойка, руки внизу, 1-руки в стороны, 2- руки вверх, подняться на носки, 3-руки в стороны, 4- исходное положение. (6- 8раз).
5. И. п. -основная стойка, руки внизу, 1- прыжком ноги врозь, руки в стороны, 2-исходное положение. (2-3 раза).
Упражнение на дыхание.
Воздух в лёгкие набрали вдох и выдох, молодцы!
3 часть-заключительная
Цель: выход из деятельности (расслабление мышц, восстановление дыхания) :
-А сейчас вы перестроитесь в колонну по одному и с поднятыми султанчиками в правой руке, держа их над головой пройдёте.
Все здоровы, всё в порядке,
Дети: Спасибо утренней зарядке
В этот момент дует ветер и залетает письмо.
Здравствуйте! Меня зовут тетушка Аишат! Мой внук приехал ко мне на день села он ходит в ваш детский сад, и он очень скучает за своими одногруппниками. И мы вместе с ним приглашаем вас в гости!
С уважением тетушка Айшат!
Воспитатель: Дети отправимся в путешествие?
Дети: Да
А в путешествие мы отправимся с помощью заклинание
Стоит Палочкой взмахнуть,
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь!
Произносит слова заклинания, и мы очутились в селении Цовкра
На фоне медленной дагестанской музыки ребята одетые в спортивную форму заходят в зал. У детей на футболках эмблемы «Юные Джигиты»
Из-за занавеси выходит Тетушка Айшат /воспитатель в национальной одежде/
Айшат: Салам Аллейкум, гости дорогие. Салам Аллейкум, значит «здравствуйте», так говорят у нас в Дагестане. Меня в ауле зовут тетушка Айшат. Сегодня у нас праздник день села, и я очень рада что вы приняли мое приглашение. Я жду много гостей. А вот и они, кажется, пришли.
В зал заходят дети группы.
Айшат: Заходите, гости дорогие. Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло раньше вас. Что надо сказать, когда входишь в дом?
Дети: Салам Аллейкум! Мир вашему дому!
Айшат: Правильно, ребята. В Дагестане здороваться надо обязательно, даже если человека видишь впервые, а тружеников принято приветствовать и желать им успехов в труде и благополучия. А вы, я вижу, много сегодня потрудились. Усаживайтесь, я приготовила вам угощенье.
Дети рассаживаются на полу у очага.
Айшат: Пока девочки помогают мне по хозяйству, я смотрю, мальчики уже во что-то играют.
Мальчики играют подвижную одну игру на выбор воспитателя….
Группа мальчиков, усевшись в кружок, начинают игру считалочкой:
Ветер, понеся меня
Поскачу я без коня
Поскачу я по горам
По ущельям и долам
Пускай каждый говорит
Вот мужчина, Вот джигит! – указывает на одного из мальчиков.
1м-к: /горделиво встает/ Я – джигит!
2 м-к: /заносчиво/ Нет, я джигит
Мальчики начинают ссориться.
Айшат: Ребята, не ссорьтесь. Не надо спорить, вы еще не доросли до гордого звания Джигит!
1 д-ка: Тетушка Айшат, а что значит быть джигитом?
Айшат: Аааа, ребята, я вам сейчас расскажу одну историю, и тогда вы поймете, кого можно назвать ДЖИГИТОМ.
Звучит музыка.
Было это еще в те далекие времена, когда и меня не было на этом свете. А дед мой был маленьким мальчишкой-сорванцом, не знал еще никаких забот и целый день скакал по полям и узким улочкам аула.
На сцене появляется мальчик, который скачет верхом на палочке, с шашкой в руке.
Мурад: Останавливается и поет хвастливо:
Возьми меня в горы с собой поутру
Прими меня в шумную эту игру
Увидишь, какой я товарищ
Какой я веселый, узнаешь
Что маленький я, ты, наверно, решил
И маленький может быть другом большим
Ты этого разве не знаешь?
А я настоящий товарищ!
На сцену выходит Дедушка Магомед с ягненком на руках.
Дед: Смотри, Мурад, еще один барашек родился. Надо его записать в нашу книгу. /Достает книгу и записывает/
Мурад: Дедушка, а что это за книга? /заглядывает в книгу/
Дед: Здесь я записываю всех, кто родился в нашем доме.
Мурад:/ рассматривает страницы/ Дедушка, ошибка. Здесь записаны все, а меня нет.
Дед: Да ты же еще не родился, Мурад.
Мурад: \усмехаясь\ Барашек родился, а я нет? Как может нерожденный иметь глаза, и нос?
Дед: И нос, и глаза есть у барашка тоже. А разве ты барашек? Знай, Мурад, днем рождения человека считается не тот день, когда он рождается бессильным, как барашек, а день, когда он заслужит свое рождение.
Мурад: А как?
Дед: А вот как. В соседнем ауле, в ауле канатаходцев, днем рождения человека считается тот день, когда он впервые пройдет по канату. (игры с детьми Дагестанские _) В ауле виноградарей, когда он соберет свой урожай. Игра подвижная Ты родишься тогда, когда станешь джигитом, потому, что наш аул – это аул джигитов.
Мурад: Дедушка, а как же я узнаю, что уже стал джигитом?
Дед: Это, Мурад, тебе подскажет твое сердце.
Дед задирает барашка и выходит с ним из зала. Мурад продолжает листать книгу.
Мурад: Интересно, когда же я стану джигитом?
Что означает понятие "джигит"? Это умный, храбрый, справедливый и трудолюбивый человек, почитающий старших и заботящийся о младших. Однако какими бы лучшими нравственными качествами он ни обладал, без физической подготовки, боеспособности он не может выступить на защиту родной земли от внешних врагов, а это его обязанность. Это доблестные богатыри, храбрецы, ищущие себе трудных ратных подвигов. Боевые походы - основа их повседневной жизни. Дагестанские игры - это тяжелые физические испытания, проверка на боеспособность. Например, с вершины высокой горы пускали нарты огромный диск. Один из них, стоявший внизу, под скалою, должен был троекратно отразить разогнавшийся диск так, чтобы тот всякий раз возвратился обратно: сначала лбом отбить, потом - руками.
1эстафета: Бег, держась друг за друга.
2 эстафета: Толкание мяча.
Популярными у всех горцев Северного Кавказа были всевозможные упражнения с камнями различной величины. Толкание камня - известный с древних времен вид спорта, он и поныне популярен в сельской местности. Метали и обструганную палку с наконечником из железа или свинца. Для испытания силы и сноровки метали также выкорчеванные тяжелые пни. Особую группу физических упражнений горской молодежи составляло поднятие тяжестей. На пастбищах молодые пастухи использовали вместо гири барана, теленка, связанные попарно мешки с зерном. Забавлялись на досуге переворачиванием арбы одной рукой. На сенокосах любимой игрой силачей было поднятие копны внушительной величины. Недаром существует шутливая поговорка: "Кто своих сил не рассчитал, тот под копной остался". Юноше, не поднявшему из-за тяжести кожаный мешок с зерном, приходилось терпеть насмешки в адрес не только свой, но и всего своего рода. Нередко в качестве гири использовался камень.
3 эстафета: Перенеси тяжести. (гантели)
Его поднимали, переворачивали, брали и несли до определенного места. Эти упражнения помогали труженику в хозяйственной жизни. Ведь ему приходилось преодолевать большие расстояния, крутые тропы, ущелья, перевалы, неся дрова, сено или другую какую-либо ношу.
В прежние времена ходьба на дальние расстояния считалась у горцев превосходным развивающим средством, а вместе с тем и почти единственным способом распространения новостей. "Много ты ходишь, многое повидал да услышал, что же нового нам скажешь?" - обычно так обращались горцы к путнику. Вопросы: "Каковы новости?", "Что расскажешь?" становились синонимом к приветствию "Здравствуй!"
Другой оригинальной игрой молодых горцев был "Бег за костью". Обычно это соревнование проводилось во время большого торжества, где старейшины сидели за отдельным столом и трапезничали. Они выполняли роль судей. Объев лопаточную кость, почетную долю от бараньей туши, один из стариков бросал клич молодым людям: "Кто быстрее всех схватит эту кость и убежит от преследователей, тот джигит". С этими словами он кидал ее собравшимся юношам. Получалось нечто вроде современного регби, но участникам игры не выделялась площадка для его проведения, они в погоне могли устремиться куда угодно. Того, кто, обогнав соперников, добегал с костью до стариков, ожидала публичная похвала. Бег проходил как на ровной местности, так и в гору. На финише обычно сидели "почетные люди" - судьи, которые поднимали белый флаг, когда кто-либо из бегунов преодолевал дистанцию. Старт чаще всего начинался с выстрела из огнестрельного оружия. Вслед бегущему выкрикивали пожелание: "Одна нога здесь, другая - там", которое выражает совпадение во времени удачного старта и успешного финиширования.
В физической культуре горцев Северного Кавказа заметное место отводилось прыжкам: в высоту, в длину, с разбега и с места. Молодежь всех районов во время празднеств и на досуге увлекалась прыжками через костры.
4 эстафета: Прыжки через костры. (обручи)
Прыгали и через рвы - с помощью шеста. Таким же образом легко передвигались среди скал. Это упражнение имело большое значение в развитии юного горца, так как полученные навыки затем неоднократно помогали ему в пастушеской или охотничьей практике. Молодые люди нередко в качестве барьеров использовали валун и плетень загона. Упражнялись также, перепрыгивая через бурку или шкуру вола, расстеленную на траве.
Необходимой составной частью физического воспитания считалось плавание. В нартских преданиях, сказках, пословицах весьма часто встречаются сведения об искусных пловцах, о джигитах, легко переправляющихся через бурные реки. Молодые воины преодолевали реку разными способами:
5 эстафета: Через реку. (бег в обручах по 2 человека)
Богатым достоянием физического воспитания в народно-педагогической культуре карачаевцев и балкарцев, равно как и у их соседей - адыгов, вайнахов и осетин, является национальная борьба.
6 эстафета: Борьба за палку.
Борьба - обязательный компонент в поединках встретившихся врагов. Нартские богатыри меряются таким образом силой с чудовищами. Здесь важно подчеркнуть стремление народа в своих легендах показать юношам, что сила - необходимое условие для победы, для отстаивания независимости своего народа.
7 эстафета: Перетягивание каната.
Награждение.
Особое значение имели подарки и призы. Какие именно - это зависело от причины и характера празднества. Если скачки устраивались в честь покойного воина-джигита, то призами служили его одежда и оружие. Если же соревнование приурочивали к календарному празднеству или свадебному торжеству, то раздавали рукодельные изделия девушек, таким способом привлекая к участию в событии и юных горянок.
В зале появляется Дед
Мурад теперь я по праву могу тебя назвать Джигитом. И сегодня твой день рождение принеси нашу книгу я впишу тебя в нашу книгу.
И твоих друзей я могу по праву назвать настоящими джигитами
Одевает бумажные медольоны на лентах на детей.
Дед: Ну мне пора до свидание! Дед выходит из зала.
Воспитатель: Дети и нам пора возвращается в детский сад.
Произносит заклинание. ….
Стоит Палочкой взмахнуть,
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь!
Дети очутились в детском саду.
Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие.
Что нового вы узнали сегодня?
Дети: Как мальчики становятся Джигитами
Дети: В какие игры играли наши предки (перечисление)
Дети: Попробовали вкусные угощение которые нам приготовили наши девочки (перечисление)