Анна Шехлова
Проект «Почему надо трудиться?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 24 городского округа Вичуга.
Подготовил воспитатель:
МБДОУ д/с № 24
Шехлова А. Н.
2014 год
«Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших
воспитанников, даёт радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость
любознательность, рождает новую красоту
в окружающем мире, пробуждает первое
гражданское чувство-чувство созидателя
материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Почему надо трудиться?“» размещена в разделах
- Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Среди воспитательно-образовательных задач выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Ведь дошкольный возраст ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающий действительности. Дети знакомятся с содержанием таких понятий как: аккуратность, бережливость, усидчивость, целеустремлённость, доброжелательность, старательность, бескорыстие. Наши дети идут в школу, а в первом классе возрастает количество трудовых задач.
Проблема возникла вследствие того, что у большинства воспитанников группы не сформирована была мотивация к трудовой деятельности. Анализ социального паспорта семей показал, что 50% детей являются единственным ребёнком, отсюда возникают проблемы гиперопеки. Родителям удобнее сделать за ребёнка всё самим, чем научить. Анкетирование позволяет утверждать, что современные родители больше внимания уделяют развитию, а не трудовому воспитанию ребёнка. Современные дети не заинтересованы в освоении трудовых навыков.
Вот поэтому мы разработали и реализовали проект под названием «Почему надо трудиться?»
Перед детьми мы поставили поисковые вопросы:
«Вы любите трудиться?», «А вы, помогаете дома родителям?», «Какими делами вы любите заниматься?», «Как вы любите трудиться?».
Так появился социальный проект «Почему надо трудиться?»
Цель: Развитие личностных качеств детей в разных видах трудовой деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о важности труда в жизни человека.
2. Совершенствовать трудовые навыки в разных видах трудовой деятельности.
3. Способствовать воспитанию личностных, нравственных качеств.
4. Обогащать предметно - развивающую среду по трудовой деятельности.
5. Привлечь родителей к модернизации предметно-развивающей среды.
Тип проекта – социальный.
Вид проекта – среднее срочный.
Предполагаемый результат: альбом «Наши добрые дела»
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Работа над проектом предполагала 6 этапов: планирование, сбор и анализ информации, коррекция, осуществление проекта, презентация результата
На первом этапе мы (соответственно с детьми) обозначили проблему: Вы любите трудиться? А вы помогаете дома родителям? Какими делами вы любите заниматься? Как вы любите трудиться?
Определили задачи для каждой группы участников.
Для детей: узнать, новое интересное о трудовой деятельности.
Для родителей: поддержать желание детей узнать новое, вместе с детьми ответить на вопрос: почему надо трудиться?
Для педагогов: вызвать и поддержать интерес к труду, учить детей проявлять настойчивость при достижении результата.
Для воспитателей: развивать умение находить ответы на вопрос из разных источников: у взрослых, из книг, из Интернета, фиксировать информацию (зарисовывать, записывать, фотографировать, воспитывать активность, самостоятельность. Координировать действия всех участников. Обобщить и систематизировать материал. Совместно с детьми оформить и презентовать продукт.
На втором этапе у нас возникла необходимость ответить на вопросы: как, из каких источников мы можем получить информацию о труде? Где будем использовать полученные данные. Получить поддержку от родителей на участие в реализации проекта. Для родителей было проведено родительское собрание, на котором познакомили их с тем, что воспитательно-образовательная работа в детском саду строится по тематике, в результате чего у детей должны сложиться определенные представления по данной теме. Развивающие задачи будут решаться через проектную деятельность, раскрыли ее значение в развитии детей и роли взрослых в ней. Родители с пониманием отнеслись к новому для них делу и выразили готовность оказывать помощь в реализации проекта.
Был разработан план действий:
• беседы о профессиях людей;
• беседы о труде дежурных;
• беседы о домашнем труде;
• экскурсии в библиотеку;
• целевые прогулки по городу;
• наблюдения за трудом взрослых;
• чтение рассказов;
• прослушивание аудиозаписей песен о труде;
• рисование сюжетов по теме;
• просмотр фильмов о труде;
• посадка овощных культур;
• дидактические игры «Кому, что нужно?», «От ростка до плода», «Разрезные картинки»;
• рассматривание открыток и фотографий о труде;
• создание альбомов: «Стихи, песни, загадки, пословицы о труде», «Профессии»;
• чтение художественной литературы (рассказов, сказок);
• заучивание пословиц о труде;
• проведение семейного клуба «Осенние фантазии»;
• составление и презентация детьми альбома «Наши добрые дела».
На третьем этапе я предложила детям сходить на экскурсии и прогулки, понаблюдать за трудом взрослых, сходить на экскурсии в библиотеку, на кухню детского сада, нарисовать рисунки на различные темы о труде, придумать рассказы о труде, заучить пословицы, сбор овощей на огороде, уборке нашего участка, уборке участка малышей. Ежедневно мы получали новый материал, изучали его с детьми, радовались каждому ответу, отмечали каждого ребенка и родителей, представивших их. В разнообразных видах деятельности дети накапливали и обогащали свои знания.
Для этого я создавала игровые и обучающие ситуации разного типа:
• беседы на темы: «Как я помогаю дома», «Работа моих родителей», «Что мы узнали на экскурсии», «Кем буду, когда вырасту», «Как важен любой труд»;
• организация и проведение дидактических игр;
• беседы по вопросам;
• игры – путешествия;
• наблюдения за трудом взрослых;
• экскурсии в библиотеку;
• экскурсии на кухню детского сада.
За время реализации проекта рассматривали семена разных культур, сеяли салат, сажали лук, трудились на огороде, убирали участок, протирали пыль, мыли игрушки, ухаживали за комнатными растениями, лепили, рисовали, клеили, мастерили. Освоили оригами. Наблюдали за трудом взрослых.
Очень интересной получилась экскурсия на кухню детского сада, где наблюдали, как просеивают муку, как замешивают тесто. Рассматривали печь, в которой выпекаются пироги. Восторгу не было предела! Следующей наша экскурсия была в библиотеку, где нам рассказали много познавательного. Профессия человека, который работает в библиотеке, библиотекарь. Показали красочные книги, как и чем хороша работа библиотекаря. Наблюдали за работой дворника, как важен труд даже такой профессии.
Затем вместе с детьми мы трудились на нашем огороде, где выращивали помидоры, кабачки. Составили график дежурства по уходу за овощами, зарисовывали процесс вырастания. Родители активно помогали в создании развивающей среды в группе по теме проекта : принесли наглядно-иллюстрационный материал, книги, альбомы, газеты, аудиозаписи песен о труде, стихи о труде, изготовили атрибуты к сюжетно- ролевым играм. Оказывали необходимую помощь при составлении и оформлении альбома «Наши добрые дела», в поиске стихов и песен, в частности с использованием Интернета, в придумывании рассказов с последующей их записью.
На четвертом этапе была проведена коррекция проекта, поэтому было увеличено время на его реализацию, т. к. дети и родители приносили новую информацию. Соответственно увеличилось число мероприятий.
Пятый этап - осуществления проекта. В рамках познавательной темы: «Почему надо трудиться?» мы сообщили детям о том, что из полученного материала можно придумать и создать, оформить свой альбом «Наши добрые дела». Мы старались каждому ребёнку найти пусть небольшое, но полезное дело при организации защиты проекта.
На шестом этапе мы провели презентацию нашего проекта. На защиту проекта мы пригласили воспитателей и детей других групп.
Результаты: благодаря участию в проектной деятельности, у детей повысился уровень самостоятельности и ответственности, сформировались коллективные взаимоотношения. Умеют планировать процесс труда и контролировать его. А самое главное появился интерес к труду.
Вывод: реализация проекта : «Почему надо трудиться?» способствовало развитию, как информационной, коммуникативной, так и деятельностной компетентности детей.