Надежда Дернович
Проект «Почему собака кусает?»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ПОЧЕМУ СОБАКА КУСАЕТ?».
Тип: познавательно – исследовательский.
Участники проекта :
-Воспитатель;
-Дети;
-Родители.
Продолжительность:
Краткосрочный.
Срок реализации:
Неделя.
План реализации:
Работа с детьми:
Понедельник - знакомство с породами собак через рассматривание открыток.
Публикация «Проект „Почему собака кусает?“» размещена в разделах
- Проекты
- Ребенок кусается. Консультации
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака. Проекты
- Темочки
Вторник – работа по развитию графомоторных навыков через упражнения «Обведи по точкам рисунок собаки».
Среда – художественное творчество (рисование пластилином «Щенок).
Четверг – конкурс чтецов «О собаке».
Пятница – беседа «Собака-друг человека»; формирование правил поведения при встрече с собакой.
Работа с родителями:
Анкетирование.
Организация фотовыставки «Наш Дружок».
Чтение рассказов и стихов о собаках в семье.
Почему собака кусает?
Во время проведения организованной образовательной деятельности по теме «Собака - верный друг человека» дети задали вопрос: «Если собака - верный друг человека, то почему она кусает?»
Возникла проблема, которую нужно разрешить.
Проблема: В нашем поселке очень много собак, которые свободно гуляют повсюду. Во время прогулок дети часто сталкиваются с такими собаками. Важно детям объяснить, что не всегда и не каждая собака кусает, и какие правила надо соблюдать при общении с ней.
Цель (детей) : Хотим узнать, почему собака кусает?
Цель (педагога) :
- Создание условия для ознакомления с собакой как ярким животным, занимающее важное место в жизни человека,
- Создание условия для развития познавательного интереса ребенка.
Задачи педагога:
1. Создать условия для активного самостоятельного поиска решения проблемы;
2. Создать условия для формирования умения планировать свою деятельность, используя план работы, знаки-символы, схемы, пиктограммы;
3. Создать условия для расширения и углубления знаний ребенка о собаке, её повадках и характере;
4. Создать условия для формирования правил безопасного поведения.
Подготовка (использование метода трех вопросов).
1. Что вы знаете о собаках? (Бывают большие и маленькие. Домашнее животное. Имеют разную окраску шерсти.)
2. Что бы вы хотели узнать ещё? (Почему они кусают)
3. Как об этом вы можете узнать? (спросить у мамы, папы, брата, у воспитателей).
Предполагаемый результат:
1. Освоение правил общения с собакой.
2. Получение новых сведений о собаке.
3. Изготовление поделок, рисунков по теме проекта.
4. Организация выставки детских работ.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Подумаю сам
2. Спрошу у взрослых
3. Поищу в
4. Посмотрю видеофильм
5. Понаблюдаю
6. Посмотрю в книгах
7. Позвоню
8. Вступлю в контакт специалисту
Рефлексия:
1. Понравилось ли вам работать? (Да)
2. Какие новые знания вы получили?
( Мы теперь знаем: нельзя кричать на собак, махать резко руками, пугать, убегать, тянуть за хвост, бить - собака может укусить.)
3. О чем бы вы хотели ещё узнать?
(Мы бы хотели, чтобы подарили щенка и самим ухаживать за ним.
Хотели бы узнать, как правильно ухаживать за щенком и воспитать
настоящего верного друга.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. «Дошколятам – о животных». Е. Ю. Валк. Издательство «Учитель»,2012.
2. Методика проведения учебных исследований в детском саду. А. И. Савенков. Издательство «Учебная литература» 2007 г.
3. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2008.
4. Энциклопедия малыша. Толстикова М. А. Издательство «Росмен – Пресс» 2004 г
5. «Моя первая книга о животных». Данилова Е.
6. Детская энциклопедия. «Вопрос. 1001 ответ». В. Иген и Н. Чемпион. Москва. ОНИКС 21 век. 2004.
7. «Почемучка». А. Дитрих, П. Юрмин, Р. Кошурникова. Москва. «Педагогика», 1990.
8. Атлас животных «Огромный мир природы» К. Лазьве, Ж. Кювелье.
9. Справочник «Школьник», Власова З. А.
10. «Дом и двор». Е. В. Баринова. Издательство «Феникс»,2014.
Приложение.
«РАЗГОВОР О СОБАКЕ»
Первыми одомашненным видом животных были волки. Поначалу они служили помощниками в охоте, а позже исполняли и сторожевые функции. Со временем появились декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Сейчас в мире насчитывается около 400 пород собак. Выведены специальные породы, предназначенные для охоты, поиска людей, для использования в качестве тягловой силы. Все они отличаются друг от друга размерами, массой, телосложением, окраской
Домашние собаки подразделяются на :
- Охотничьих, сторожевых (бульдоги, ньюфаундленды, доги, овчарки, сенбернары, шпицы).
- Комнатных (пинчеры или крысоловки, пудели, терьеры).
-«Дамских» (болонки, голые собаки, левретки, мопсы).
Охотничьи собаки делятся на :
-легавых;
-борзых;
-гончих (таксы и лайки).
Породы различаются по шерсти: у одних она грубая, у других - шелковистая. Большинство собак гладкошерстные, но у некоторых волосы торчат вертикально - их называют жесткошерстными. У северных собак длинный мех и густой подшерсток, который защищает их от сильного мороза. У всех собак мех один раз в год линяет.
На каждой лапе - четыре опорных пальца с когтями, которые, в отличие от кошачьих, не втягиваются. Зубы различаются по строению: резцы спереди нужны для скусывания пищи, клыки - для ее разрывания, а также используются во время драк, коренные - для разгрызания пищи.
Когда собакам жарко, они высовывают язык и активно дышат. Испарение слюны с поверхности языка и глотки остужает животное.
Собаки могут издавать разнообразные звуки: потерявшись, они воют, от боли - скулят, а во время еды - рычат. Самки, находясь около щенков, часто волнуются и урчат, когда те беспокойно повизгивают.
У собак те же чувства, что и у человека, только одни развиты сильнее, другие - так же, а третьи, возможно, - хуже. Слух у собак значительно тоньше человеческого. Обоняние (чутье) напрямую зависит от породы, но все собаки превосходят в этом отношении людей, причем некоторые способны учуять даже слабые запахи. Видят собаки хорошо, но хуже, чем человек, у них практически не развито цветное зрение.
Щенята рождаются слепыми. На 13-й день жизни у них открываются глаза. В это же время щенки начинают ползать, а затем и ходить.
Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, возможностью привыкать к людям и приучаться к различным ситуациям.
Загадки о собаке.
Заворчал живой замок, Гладишь - ласкается,
Лег у двери поперек. Дразнишь – кусается.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Вперед! Сомнений нет! А вот ныряльщик, пес-в воде,
Настроен пес решительно, Он проявляет выучку.
Сперва взяла собака след И если человек в беде.
И следом – нарушителя. Всегда придет на выручку.
(Пограничная собака) (Спасатель).
Несутся собаки тропой ледяной,
Терпенье и сила в упряжке одной. (Ездовые собаки).
Стадо овечье собаке послушно.
Собака справляется с работой пастушьей. (Собаки-пастухи).
В разное время у разных народов
Собаки ценились различной породы.
Гнаться так резво умели немногие,
Как русские гончие - псы быстроногие. (Охотничьи собаки).
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду - сахара кусочек.
Но труд артиста, ох, не сладкий. (Цирковые собачки).
Стихи о собаке.
У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит.
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй, сунься вор-
Вмиг залает на весь двор!
Собаки – друзья человека, однако
Об этом не каждая знает собака…
И прежде, чем дружески лапу пожать,
Узнайте, не будет ли друг возражать.
О бездомных животных
Не трогай – ты себе не враг –
Бродячих кошек и собак.
От них чесотку и лишай
Легко подхватишь невзначай.
Погладишь – можешь заразиться
И будешь вынужден лечиться.
(Г. Шалаева).
Рассматривание и обсуждение соответствующих иллюстраций:
• Девочка, улыбаясь, тянет руку, чтобы погладить собаку возле мусорных контейнеров, а потом она плачет, и доктор перевязывает ей руку.
• Мальчик сидит возле подвала, обняв не совсем чистых собак, а потом его бреют наголо и мажут все тело мазью.
• Мальчик хочет взять за хвост спящую собаку, а потом доктор делает ему уколы.
• Девочка испуганно держит в руках щенка, а к ней бежит оскалившаяся собака.
Предупредить хочу ребят: И даже может укусить,
Не троньте маленьких щенят! Нельзя к ним близко подходить!
Их захотите в руки взять Вот подрастут – тогда играйте,
Собака будет защищать. Но малышей не обижайте!
(Г. Шалаева).
Никогда не дразни собак.
Развлекаться можно так: Все и лают, и рычат,
Я иду, дразню собак! Укусить меня хотят!
То язык им покажу, Как мне страшно! Помогите!
Кулаком им погрожу, От собак скорей спасите!
То маню их колбасой, Ах, зачем их обижал,
То кидаю камнем…Ой! Как же я не понимал,
Оглянулся я вокруг – Что собак дразнить нельзя!
Их так много стало вдруг! Выручайте же, друзья!
(Г. Шалаева, О. Журавлева).
Правила поведения при встрече с собакой на улице :
• Замахиваться на собаку нельзя – это ее может разозлить.
• Убегать нельзя – это собаку еще больше раззадоривает.
• Надо остановиться, опустить руки по швам, пальцы сжать в кулак и в этой позе замереть, ты – дерево.
• Можно громко и резко сказать: «Фу!»
• Собака может прыгать вокруг и лаять, может просто обнюхивать, может стоять и рычать. Надо стоять, не двигаясь и не глядя собаке в глаза, пока ее не заберет хозяин или кто-нибудь не придет на помощь.
Но не все бездомные животные агрессивны. Гораздо чаще они несчастны, одиноки и голодны. «Собака бывает кусачей только от жизни собачей!»
Под скамейкой спит дворняжка.
Дома нет, живется тяжко:
Ей никто нигде не рад,
Прогоняют все подряд. (О. Крупенчук).
-Что мы можем сделать для них?
Покормить, поговорить, поиграть, не трогая руками; может, защитить, а может быть, даже и приютить у себя насовсем… Но! Все это надо делать с разрешения родителей.
Чтение и обсуждение рассказов.
Жучка.
Заболели у Жучки ноги. Два дня она лежала в конуре голодная. Никто не вспомнил о ней. Все ее забыли.
Вспомнил Миша про Жучку. Он принес ей миску супа и кусок хлеба. Жучка обрадовалась и завиляла хвостом.
Каждый день Миша кормил Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей по двору.
(Отметить, что, к сожалению, не все дети так добры и внимательны к бездомным животным, как Миша.)
Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
-Как вам не стыдно!
-Что стыдно? Мы же ничего не делали!- удивились мальчики.
-Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В. Осеева.)
(Почему женщина стыдила детей)