Светлана Перегон
Проект по звуковой культуре речи «Весёлый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 «Дельфин» комбинированного вида
Проект по звуковой культуре речи
«Весёлый язычок»
Группа №4 «Осминожки»
Подготовили: Перегон С. А.
Клопова О. В.
2016 г.
Направление: творческое
Сроки реализации: 1 год
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Публикация «Проект по звуковой культуре речи „Весёлый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Актуальность: Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению.
Я поставила перед собой следующие задачи — путем специально подобранных игр и упражнений для артикуляционной гимнастики преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
1. Выработка определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные.
2. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Ожидаемый результат: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
На подготовительном этапе подобрали и систематизировали сказки и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата, изготовили дидактический материал для проведения артикуляционной гимнастики, подготовили консультацию с родителями на тему «Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей».
На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей среднего дошкольного
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке
• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке
Работа с семьей
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
• Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»
Обогащение предметно-развивающей среды группы по артикуляционной моторике.
Зеркала,
оформление комплексов артикуляционных упражнений
Презентации «Весёлая артикуляционная гимнастика»,
книжки-раскладушки,
книжки-малышки, артикуляционный куб,
дидактическая артикуляционная кукла.
Работа с родителями:
•Консультация «О роли родителей в развитии речи ребенка»
•Консультация «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
• Оформление папки передвижки: «Артикуляционная гимнастика в картинках»
•Организация выставки «Артикуляционные дидактические куклы». Артикуляционный куб.
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
• Практическое занятие (для родительского собрания) «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
• Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»
Календарно-тематическое планирование
месяц Тема
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
октябрь «Сказка о Веселом язычке» «Утро Язычка» «Приключение «Язычка» «Веселая прогулка»
ноябрь «Прекрасная обжорка» «На дворе» «Лесные новости» «Множество забот»
декабрь» Как Язычок готовился к Новому году» «Как Язычок пил чай» «Храбрый комар» «Загадочная бабочка»
январь «Прекрасная Обжорка» «Веселая змейка» «Заяц-огородник» «Как Язычок день рождения отмечал»
февраль «Как Язычок ходил в зоопарк» «Как Язычок лепил снеговика» «Веселый Язычок» «Денискина зарядка»
март «Зоопарк» «Веселая артикуляционная гимнастика» «Как Язычок работал в саду»» «Приключения Язычка»
апрель «Ленивый котенок» «Волк и три поросенка» «Как Язычок отдыхал на море» «Невоспитанный мышонок»
май «Как Язычок гулял в лесу» «Веселый лягушонок» «Как Язычок купался в ванне» «Кто поможет воробью»