Елена Любутина
Проект по здоровьесбережению «Хочу быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Описание проекта…
Актуальность проблемы….
Цель, задачи проекта…
Партнеры проекта дошкольного образовательного учреждения….
Механизмы реализации проекта…
Ресурсное обеспечение….
Ожидаемые результаты….
Оценка результатов….
Перспектива. Дальнейшее развитие проекта…
Список литературы….
Вид проекта : практико – ориентированный
Актуальность темы:
Публикация «Проект по здоровьесбережению „Хочу быть здоровым“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.
Эти преобразования коснулись и нашего детского сада, МБДОУ №5. Оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы в детском саду. Многие оздоровительные технологии и методики работают успешно на протяжении ряда лет: методика «Физкультурные занятия в детском саду с детьми 3-7 лет» автор Е. Ф. Желобкович, методика «Спортивные праздники и развлечения» В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева, М. Б. Зацепина, М. Ю. Картушина, методика «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» А. И. Буренина, технология проектной деятельности Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. К работе привлечены специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели всех возрастных групп.
Для улучшения положения возникла необходимость использования современных технологий развития и воспитания, форм проведения (ИКТ, игровые, экспериментальные и пр., способствующие усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни.
Таким образом, основанием для разработки данного проекта явилось изучение проблемы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в современных условиях, формирование мотива самосохранения, воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье. В последнее время данные аспекты стоят особенно остро и объясняются рядом причин: социально – экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях (находят место опасная социальная ситуация, неудовлетворительный биологический прогноз и пр.). Родители и педагоги обеспокоены завтрашним днем молодых россиян. Какое здоровье, воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с выработкой навыков по уходу за телом, созданием условий для закаливания, включения в различные виды спорта, используя в своей работе специфические методы и приемы (тематические дидактические пособия, интегративные методы, мотивационные приемы, коммуникативно – информационные, выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений). Таким образом, данный проект включает в себя разноплановую детскую деятельность, обеспечивающий комплексное развитие.
Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется педагогический аспект, предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Сложность заключается, прежде всего, в возрастных особенностях ребенка, его опыте, который еще невелик. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный подход к развитию здоровой личности, я считаю возможным и необходимым знакомить детей с основами правильного отношения к своему здоровью уже в дошкольном возрасте.
Таким образом, воспитание у ребенка – дошкольника навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих вырабатывается через приобретенные навыки, полученный опыт и общее самочувствие. Все это является основой физического воспитания дошкольника.
Устный опрос родителей на начало учебного года показал, что необходимо организовать просветительскую работу среди родителей с дальнейшим сотрудничеством. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей всерьез не воспринимается. Только 50 % родителей понимают, что, системность и последовательность усвоенных правил и норм способны выполнить критерии: самосохранение, забота о здоровье, социальная адаптированность и пр.
Таким образом, внедрение данной формы работы приобщит не только воспитанников к основам культуры здоровья и безопасности, к желанию быть здоровым и вести здоровый образ жизни, но и их родителей. Для педагогов – это осознание и ответственное понимание, что мир детства воспитанников существует в реальном мире, в котором каждый ребенок соприкасается, как с положительным, так и с негативным опытом. Задача педагога донести через активные формы работы (игровые умения, проявление заботы, физкультурно – оздоровительную деятельность, с помощью слова формирование положительной оценки) знания, выработать уверенность в себе и в своих возможностях, перспективы успешного жизнепроживания, заложить основы ЗОЖ.
Таким образом, проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога: освоение новых форм работы с детьми по сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры, внедрение инновационных форм работы с воспитанниками. Для детей : обязательное представление о себе и об образе жизни, научение правилам самосохранения, включение в активную жизнедеятельность. Для родителей: включение в активное образовательное пространство, расширение социальных связей.
Целью проектной деятельности «Хочу быть здоровым» является обогащение содержания воспитательно – образовательного процесса инновационными формами работы по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Задачи проекта :
1. Создать систему работы по физическому образованию детей подготовительной к школе группе посредством комплексно – тематического подхода, инновационных технологий.
2. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.
3. Воспитать чувство сопричастности.
4. Апробировать в педагогической деятельности.
Партнеры проекта :
1. Педагоги
2. Воспитанники
3. Родители
В группе возникла необходимость осуществления работы по физическому развитию детей в связи с созданием совместных усилий педагогов по воспитанию здоровых граждан, по формированию у детей чувства правильного отношения к своему здоровью, способность сопротивляться негативным воздействиям, формировать новое здоровое поколение.
Проектная деятельность предполагает активное участие педагогов, специалистов, родителей, детей, направленная на атмосферу уважения, создание развивающих условий, воспитание здоровой, активной, созидательной личности.
Определяемый возраст воспитанников 5 – 6 лет.
Значимость данного проекта определяется как правильная организация воспитательно – образовательного процесса по физическому развитию дошкольников в условиях ДОУ, социокультурного окружения в образовательном учреждении и семьи.
Механизмы реализации проекта :
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный
II этап – реализационный
III этап – итоговый (аналитический)
I этап – подготовительный
Введение в теорию и практику по физическому развитию является как определение уровня здоровьесберегающей компетентности ребенка, в основе которой лежит его поведенческий опыт и использование этого опыта в разных вариативных условиях, что и способствует социализации личности ребенка – дошкольника в современных социальных реалиях.
Адаптационная работа включает в себя:
1. Знакомство детей с выпускниками, участвовавших в спортивном движении, семейными династиями в разных видах спорта.
2. Знакомство детей с параметрами здоровья и методами работы по сохранению и укреплению личного здоровья.
II этап – реализационный
На данном этапе дети старшей группы в процессе обучения и воспитания учатся думать и заботиться о своем здоровье, приемам ухода за телом, открытой демонстрации правильного отношения к своему здоровью.
Выполнение заданий – упражнений, игровых ситуаций, творческих заданий, использование компьютерного пространства по физическому развитию, способствующие формированию у детей правильного представления о здоровом образе жизни.
III этап – итоговый (аналитический)
Определение роли физического воспитания в формировании личности каждого воспитанника, развитие моральных качеств: уважения к достижениям других, принятие личных неудач.
Таким образом, выявлено, что основой физического воспитания дошкольников является формирование знаний, понимание своих возможностей, умение сдержанно выражать свои чувства, свое отношение к личным результатам и результатам сверстников.
На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с детьми.
Предусмотрена блочная система работы с детьми:
С детьми проводятся:
- беседы о здоровье;
• практические занятия;
• экскурсии;
• игры – упражнения;
• минутки здоровья;
- аналитическая деятельность.
При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.
Все запланированные мероприятия направлены на формирование навыков практической работы с воспитанниками старшей группы от 5 до 6 лет. Используются такие формы и методы работы, как игры – задания, участие в исследовательской деятельности, практическое выполнение, сбор информации и др. Мероприятия приобретают форму сотрудничества, которая преимущественно и носит творческий характер. Эффективность такого сотрудничества во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между педагогами, родителями, специалистами и воспитанниками, выпускниками ДОУ. По результатам работы педагогов готовится презентация с использованием ИКТ.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение успешного личностного развития воспитанников, стабилизация их интересов, творческих проявлений, формирование позитивной деятельности на основе изучения знаний о своем здоровье, практическая заинтересованность в проектировании своего будущего.
2. Формирование у детей физической культуры, обеспечивающей завтрашний здоровый день семьи и государства.
3. Результаты деятельности будут способствовать формированию открытого образовательного пространства – возникновению новых социокультурных проектов, поддержке образовательных инициатив.
Оценка результатов:
Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться по участию в практической деятельности.
Оценка качества практической деятельности будет оцениваться администрацией дошкольного образовательного учреждения, изучении и анализе работы педагогов и воспитанников. Уровень взаимоотношений педагога, специалистов с детьми будет оцениваться – через беседы с детьми, наблюдения, открытые просмотры, мероприятия.
По окончании проектной деятельности будет проведен мониторинг по образовательным областям «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»
Дальнейшее развитие проекта
Составление перспективы дальнейшей работы с воспитанниками по образовательным областям - «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание» в контексте ФГТ поможет педагогам реализовать комплексно – тематический, личностно – ориентированный, интегрированный, информационно – коммуникативный подходы, включиться в современное образовательное пространство. Насколько отношение воспитанников к участию будет целостным, насколько сами воспитанники и будут удовлетворены своей деятельностью, умением развивать себя и свое тело, настолько и будет притягательна агитационная сила «здоровья». Обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться детьми в своей же жизнедеятельности, в становлении дальнейшего жизненного пути, даст выход на прогнозируемый результат. Таким образом, здоровье и физическое развитие должно быть реализовано через систему работы и стать связующим звеном полноценного здоровья.
Список литературы:
1. Голицына, Н. С., Огнева, Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст] : метод. пособие / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева М. : ООО Изд-во Скрипторий 2003, 2006. – 91 с.
2. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст ] : метод. пособие / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.
3. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В. Правовые основы управления ДОУ [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева М. В. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 187 с.
4. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева. М. : «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – 160 с.
5. Прохорова, Л. Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст] : метод. пособие. / Л. Н. Прохорова. М. : 5 за знания, 2007. – 256 с.
6. Штанько, И. В. Воспитание искусством в детском саду [Текст] : метод. пособие. / И. В. Штанько. М. : ТЦ Сфера, 2007. – 140 с.
7. Харитончик, Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры [Текст] : практ. пособие. / Т. А. Харитончик. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009. – 222 с.