Дозорова Алена Иннокентьевна
Проект по экспериментированию в средней группе «Чудеса открытий»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта : Важное значение в современном дошкольном образовании приобретает исследовательская деятельность, которая выступает как современная образовательная технология, помогающая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции ребенка. Становление ребенка как субъекта деятельности является одной из ключевых задач, потому что современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной исследовательской самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненных проблем. Основы такой личности формируются в дошкольном возрасте, о чем неоднократно указывают в своих работах А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, И. Э. Куликовская.
Публикация «Проект по экспериментированию в средней группе „Чудеса открытий“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивая более продуктивную подготовку к обучению в школе. У многих детей дошкольного возраста познавательный интерес снижен. Причиной этого является снижение коммуникации ребенка, повышенная увлеченность гаджетами, трудности в развитии волевой сферы детей, что и обусловило выбор темы для проекта.
Проблема проекта : каковы возможности экспериментирования как вида деятельности для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста?
Цель проекта : развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи проекта :
1. создать условия для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через познание свойств объектов, предметов окружающего мира и овладение способами познавательно-исследовательской деятельности в экспериментировании.
2. Спроектировать и реализовать систему работы по развитию познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в экспериментировании.
3. Повысить интерес у детей к экспериментированию.
4. Способствовать вовлечению родителей в процесс организации экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста.
5. Систематизировать имеющиеся материалы по экспериментированию с детьми среднего дошкольного возраста.
Тип проекта : исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели
Участники: дети среднего дошкольного возраста, родители
Предполагаемые результаты:
повышение уровня развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста;
укрепление интереса родителей к проблеме познавательного развития в целом и познавательного интереса;
систематизация материалов для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация «Познавательный интерес и особенности его развития у детей среднего дошкольного возраста»
2. Индивидуальные задания, способствующие развитию познавательного интереса ребенка.
3. Карточки с экспериментами для домашнего проведения.
Этапы проекта :
Подготовительный включает в себя выбор темы, постановку проблемы, определение целей и задач проекта, изучение методической литературы, диагностику уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, разработку плана мероприятий проекта.
Основной этап организация разных видов деятельности с детьми в системе ежедневного календарно-тематического планирования, взаимодействие с родителями.
Заключительный этап включает в себя повторную диагностику детей среднего дошкольного возраста, итоговое мероприятие по теме недели, создание картотеки опытов и экспериментов для детей, оформление практического материала по работе с родителями.
Виды деятельности дошкольника, реализуемые в рамках проекта : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная, музыкальная, конструирование.
Конечный продукт проекта : методическая разработка.
Список литературы:
1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. Л. Баранова. – СПб. : Речь, 2005. – 128 с.
2. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л. И. Божович. СПб., 2007. – 125 с.
3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] : Учеб. пособие / А. Ю. Дейкина. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. – 47 с.
4. Киселева, М. О. Теоретические основы формирования и развития познавательного интереса у дошкольников [Текст] / М. О. Киселева // Стратегические ориентиры развития дошкольного образования в современном мире. Научно-методический сборник материалов к 100-летию организации государственной системы дошкольного образования в России (Москва, 16–17 января 2019 г). – М. : МГОУ, 2019. – С. 58-63.
5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
6. Панченко, Е. М. Формирование познавательного интереса дошкольников [Текст] / Е. М. Панченко // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие. – 2016. – № 1 (3). –С. 45-47.
Перспективный план
День недели Тема Виды деятельности Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие с родителями
1 неделя
Понедельник «Откуда берется песок» Коммуникативная: беседа «Что такое песок»
Игровая: игры с песком «Найди игрушки», «Нарисуй дорожки»
Познавательно-исследовательская: эксперименты «Песчаный конус», «Свойства мокрого песка», «Песок и глина»
Восприятие художественной литературы и фольклора: сказка про песок
Конструирование: в песочнице (по собственному замыслу»
Изобразительная: рисование песком «Рыбка»
Двигательная:
Физминутка
Вокруг себя повернитесь
И в песчинки превратитесь
Дунул сильный ветерок
Натворил переполох
Лёгкие песчинки поднял их как пушинки
Сыпется, сыпется, сыпется песок
слышится, слышится тонкий голосок.
Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь
Музыкальная: свободное танцевание под песню «замок из песка» Камни, листы белой бумаги, лупа, стаканчики, фото построек из песка, фотографии с изображением песка, построек из песка, фото пустыни. 1. Сообщение о песке для беседы с ребенком
2. Составление схемы «Свойства песка»
3. Опыты с песком в домашних условиях
Вторник «Обследование камней: размер, цвет, вес» Коммуникативная: беседа «Что такое камни»
Игровая: «Выложи из камушков»,
Познавательно-исследовательская: обследование камней и определение их свойств «Цвет», «Размер», «Форма» «Вес».
Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение фрагмента произведения П. П. Бажова «Каменный цветок».
Конструирование: выкладывание из камней по образцу
Изобразительная: роспись на камнях «Божья коровка»
Двигательная: «Гора» Камни разной формы, цвета, размера, лупа, фотографии камней, иллюстрации из энциклопедии 1. Подборка загадок о камнях
2. Разучивание стихотворения
А. Монт.
Я по бережку морскому похожу, похожу.
Я на камешки морские погляжу, погляжу. Погляжу, возьму с собой,
С моря синего - домой.
Среда «Светло и темно» Коммуникативная: беседа «Что дает свет»
Игровая: теневой театр
Познавательно-исследовательская: эксперименты «Расческа», «Фонарик»
Восприятие художественной литературы и фольклора: стихи и загадки о солнце
Конструирование: «Волшебные фонарики»
Изобразительная: рисование «Тени»
Двигательная: подвижная игра «День и ночь»
Музыкальная: слушание песен о солнышке Набор игрушек, фонарики, расческа, теневой театр, фото с изображением света и тени 1. Опыты со светом
2. Загадки про свет и тень
3. Совместное рассматривание иллюстраций про свет и тень
Четверг «Что такое тень?» Коммуникативная: «Как получить тень»
Игровая: «Угадай по контуру»
Познавательно-исследовательская: «Что дает больше света»
Восприятие художественной литературы и фольклора: потешки по день и ночь, песенки
Изобразительная: рисование по контурам
Двигательная: подвижная игра «Тень, тень, потетень»
Музыкальная: музыкальный материал про ночь. Фонарики, игрушки, теневой театр 1. Беседа и рассматривание иллюстраций
2. Составление предложений по теме
Пятница «Тихо и громко» Коммуникативная: беседа «Такие разные звуки»
Игровая: «Угадай, что звучит», игра на музыкальных инструментах «Повтори за мной»
Познавательно-исследовательская: «Откуда берется голос», «Где живет эхо», «звуки в воде».
Восприятие художественной литературы и фольклора: Г. Остер «Эхо»
Музыкальная: исполнение песен с разной силой голоса
Музыкальные инструменты, кубики, шумящие коробочки, ширма, подборки разных звуков в аудиозаписи 1. Опыты со звуком
2. Составление схемы – свойства звуков
3. Разучивание пальчиковой гимнастики БАРАБАН
Тра-та-та, тра-та-та,
(Стучать указательными пальчиками)
Барабан гремит с утра.
(Стучать кулачками)
Тра-та-та, тра-та-та,
(Стучать указательными пальчиками)
Марширует детвора.
(«Маршировать» указательными и средними пальцами по столу)
2 неделя
Понедельник «Вода» Коммуникативная: беседа «Для чего нужна вода»
Игровая: игры «Цветная вода», «Плыви кораблик», «Мыльные пузыри»
Познавательно-исследовательская: «Прозрачная вода», «Вода меняет цвет», «Воды без запаха»
Восприятие художественной литературы и фольклора: песенки, потешки про воду
Конструирование: бассейн
Изобразительная: тема «Я рисую море»
Двигательная: подвижная игра «Ручеек»
Музыкальная: музыкальный материал для пения и слушания про реку, море
Самообслуживание и бытовой труд: купание кукол 2 прозрачные банки (одна из них – с водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки, воронки, разные по форме стаканы, миска, пакет, поднос, воздушный шарик 1. Совместное рисование «Кругом вода»
2. Изготовление карточек для лэпбука «Свойства воды»
3. Разучивание загадки про воду
Вторник «Горячая, теплая, холодная» Коммуникативная: беседа «Воды бывает разная»
Игровая: «Водяной и лягушки»
Познавательно-исследовательская: «Как нагреть воду», «Что происходит при остывании»
Восприятие художественной литературы и фольклора: Гернет Н. В. «Хорошая вода»
Гумилевская М. В. «Рассказ о водяной капельке»
Конструирование: чашка из природых материалов (семечки)
Изобразительная: лепка «Чашка»
Двигательная: подвижная игра «Караси и щука»
Музыкальная: слушание звуков воды Емкости с холодной, горячей водой, игрушка птичка, стакан с водой, камешки 1. Составление схемы «Свойства воды»
2. Разучивание стихотворения о воде
Среда «Вода-художник» Коммуникативная: беседа «Акварель»
Игровая: «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда!»
Познавательно-исследовательская: опыт «Вода – художник»
Восприятие художественной литературы и фольклора: Константиновский М. А. «Почему вода мокрая»
Пластов М. А. «Капля в море»
Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Конструирование: конструирование из бумаги «Кораблик»
Изобразительная: рисование «Аквариум»
Двигательная: «На болоте» Полоски из салфеток, фломастеры, емкость с водой 1. Подборка фотографий с изображением воды
2. Изготовление лягушки в технике оригами
3. Разучивание пальчиковой гимнастики
Ах, вода.
Ах, вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки, имитируя «мытье рук»)
Будем чистыми всегда!
Брызги-вправо, брызги - влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро.
Четверг «Бумага» Коммуникативная: беседа «Какой бывает бумага»
Игровая: «Нарисуй», «Сложи из бумаги»
Познавательно-исследовательская: «Что происходит с бумагой в воде», «Бумажный след»
Восприятие художественной литературы и фольклора: стихотворение «Бумажный кораблик»
Конструирование: конструирование из бумаги в технике оригами «Котенок» Разная по фактуре бумага, емкость с водой, гладкий картон, наждачная бумага, ватные шарики. 1. Разучивание стихотворения «Бумага» С. Михалкова.
Простой бумаги чистый лист
Ты бел, как мел не смят и чист
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука!
Чем станешь ты?
Когда какой
Исписан будешь ты рукой?
И синим будет пароход
И черным будет в небе дым
И солнце будет золотым.
2. Составление домашней коллекции разных видов бумаги
Пятница «Воздух повсюду» Коммуникативная: беседа «Зачем нужен воздух»
Игровая: «Как обнаружить воздух»
Познавательно-исследовательская: «Существование воздуха», «Воздух меняет объем»,
Восприятие художественной литературы и фольклора: стихи и загадки про воздух
Конструирование: из бумаги «Самолет»
Изобразительная: аппликация «Воздушный шар»
Двигательная: подвижная игра «Ветер и ветерки»
Музыкальная: слушание звуков ветра
Воздушные шарики, таз с водой, пластиковая бутылка, лист бумаги 1. Совместное составление схемы «Свойства воздуха»
2. Отгадывание загадок про воздух
3. Аппликация «Самолет»