Светлана Потапкина
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сбережём нашу природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №35 «Непоседы»
Проект по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему: «Сбережём нашу природу!»
Подготовили: Потапкина С. С.
Корабельникова Л. Т.
Сентябрь 2023
Тип проекта : информационный-творческий
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Сбережём нашу природу“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Место реализации проекта : в детском саду: в групповой комнате.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители
Срок реализации: неделя
Виды контроля:
- фотосъемка занятий
- контроль старшего воспитателя
Актуальность проекта.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни, оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям.
Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей, даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Проблемы проекта и причины, вызвавшие ее появление.
Смогут ли дети защитить окружающую среду?
Для детей дошкольного возраста характерно неустойчивое отношение к природе без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам природы небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не понимают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Родители не обращают внимание на поведение детей в природе, мотивируют необходимость бережного к природе, утверждая, что так надо.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель: формирование у детей 5-6лет осознанно-правильного отношения к природе, к бесценности и сохранности ее.
Задачи:
1. Познакомить детей с правилами поведения детей в природе, уточнить экологические запреты;
2. Познакомить детей с разнообразными видами деятельности по охране природы;
3. Развивать умение делать выводы, устанавливать взаимосвязь между объектами природы;
4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат:
- Дети знакомы с правилами поведения в природе;
- Узнают и называют знаки «Запреты в природе»;
- Дети называют организации по охране природы и их деятельность;
- Делают выводы о ситуациях касающихся природоохранной среды;
- Дети демонстрируют безопасное поведение, как для природы, так и для самих себя.
Стратегия реализации проекта
Дата Этап Вид деятельности Цель
Пн-Пят.
1 неделя Подготовительный • выбор темы проекта;
• выявление проблемы;
• постановка целей и формулировка задач;
• составление плана работы на неделю;
• подготовка информационного пространства (консультации, папки-передвижки). - Поиск решения задач проекта.
-создание условий совместной деятельности всех участников проекта
Пн-Чт
2 неделя Основной • практическая деятельность
по решению проблемы с детьми, осуществление поставленных целей и задач проекта;
• наглядная информация для родителей (консультации, папки-передвижки). -Знакомство детей с правилами в природе через беседы, игры, просмотры мультфильмов, худ-эст. деятельность
-Формирование у детей положительного отношения природе, к ее ценности для людей.
Пят.
2 неделя Итоговый • Презентация проекта для педагогов ДОУ через фотовыставку;
• участие детей в квест - игре «Береги природу!»
Определение эффективности и значимости проектной деятельности.
Перспективный план реализации проекта
День Мероприятие Задачи Формы и методы
1 Беседа «Природа и ее значение в жизни человека» Познакомить детей с понятием «природа» и ее значение в жизни человека Просмотр презентации «Природу надо охранять»
2 Просмотр короткометражных мультфильмов «Смешарики: Маленькое большое море»,
«Земля м мальчик», «Берегите воду»
Беседа «Кто охраняет природу?»
Привлечь внимание детей к проблеме экологии (загрязнения окружающей среды, побуждать детей анализировать и делать вывод от просмотренных мультфильмов.
Познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций.
Вызвать желание у детей создать подобную организацию на базе своего ДОУ.
Просмотр мультфильма, беседа по теме, выявление проблемы
Просмотр презентации «Природоохранные организации»
4 «Берегите природу»
«Подбери запрещающий знак» Познакомить детей с запрещающими знаками в природе. Вызвать желание у детей к созданию собственного знака природоохранного содержания.
Постановка вопроса «Сумеем ли мы защитить природу». Создание «зеленого» патруля
Учить детей анализировать ситуацию, делать вывод, соотносить знак с ситуацией; Развивать логическое мышление, внимательность. Беседа. Игра – ситуация: «Что будет если…»
Дидактическая игра
5 «Сортировка мусора»
«Береги природу!»
«Посади дерево» Учить детей сортировать мусор по контейнерам. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать желание сохранить нашу природу.
Привлечение внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды.
Вызвать желание у детей помочь нашей земле и экологии, посадив дерево. Развивать мелкую моторику. Дидактическая игра
Конкурс рисунков на асфальте
Групповая аппликация.
6 «Вместе сохраним природу» Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии. Создание поделок из бросового и природного материала.
Выставка творческих работ
Используемая литература
1. Масленникова О. М., Филипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду». – Волгоград: Учитель, 2009
2. Николаева С. Н. «Юный эколог : Программа и условия ее реализации в детском саду». – М. : Мозаика- Синтеза.
3. Николаева Н. С. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждения». - М. : Просвещение, 2002.
Интернет ресурсы:
1. Базаркина Л. М. «Берегите природу» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/04/15/proekt-beregite-prirodu
2. Кархун Н. В. «Защитим природу» https://infourok.ru/proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-zaschitim-prirodu-starshaya-gruppa-1067523.html
3. Гусева Е. В. «Неделя экологии» https://infourok.ru/gruppovoy-kratkosrochniy-tvorcheskiy-proekt-nedelya-ekologii-v-starshe-podgotovitelnoy-gruppe-kapitoshka-3876729.html
4. Электронный журнал для детей «Как и зачем охранять природу»