Евгения Захарова
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Земля — наш общий дом»
Вид проекта : групповой, познавательно – информационный.
Сроки реализации проекта : с 10 октября по 28 октября 2022г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельности.
Логопедическая группа : дети 6-7 лет.
Масштаб проекта : краткосрочный.
Актуальность проекта
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину» М. М. Пришвин.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта : обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность.
Задачи:
• формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
• воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
• развивать интерес к явлениям и объектам природы.
Этапы проекта
• Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-видеозаписи, фотографий;
• создание картотеки игр;
• обеспечение условий для проведения проекта.
Практический этап: Содержание работы по образовательным областям.
Познавательное развитие: Беседа об охране природы.
Задачи: Уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
НОД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему : «Вода – волшебница».
Задачи: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
Беседа «Ядовитые и лекарственные растения»
Задачи: Способствовать расширению и углублению знаний детей о лекарственных и ядовитых растениях. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
Беседа и экскурсия в парк «Поможем птицам».
Задачи: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Беседа: «Вода – это жизнь»
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.
Беседа и просмотр короткометражного фильма, видео: «Что такое природа? Живая и не живая природа», «Туристы и природа».
Задачи: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Формировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Художественно – эстетическое развитие: НОД по рисованию в подготовительной группе «Береги природу от пожара».
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи: Закрепить знания о пожарах, их возникновении, действиях при пожаре, предупреждениях пожаров. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать чувство ответственности, уважения к работе пожарных.
Рисование «Насекомые».
Задачи: Развивать художественно - творческие способности; поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать развивать у детей творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Рисование «Ласточки».
Задачи: Продолжать знакомить с перелётной птицей ласточка. Познакомить со схемой рисования ласточки. Воспитывать любовь к природе и живым существам.
Коллективная стенгазета на тему: «Что нельзя делать на природе!»
Задачи: Закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.
Аппликация «Подснежники».
Задачи: Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представления о первоцветах. Развивать умение составлять целостную картину из частей. Воспитывать бережное отношение к цветам.
Аппликация «Скворцы прилетели».
Задачи: Совершенствовать приёмы симметричного вырезания. Развивать умение правильно работать с ножницами. Закреплять умение составлять целое из частей, правильно располагая аппликацию на листе бумаги. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
Лепка «Животные нашей планеты».
Задачи: Учить детей задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца. Закреплять умение тщательно отделывать форму и детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Закреплять знания детей о том, какие животные обитают в разных условиях среды.
Лепка «Насекомые».
Задачи: Учить создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание. Развивать словарь, мелкую моторику рук, координировать движение рук, творческое воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Социально – коммуникативное развитие:
Игра «Берегите наш лес от мусора».
Задачи: Уточнение знаний детей о значимости чистоты природы и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на природе, соблюдать чистоту и порядок.
Игра «Зоопарк».
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран. Воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).
Дидактические игры: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
«Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания детей о животных.
«Чей хвост?».
Цель: образование притяжательных прилагательных.
«Чьи следы?».
Цель: упражнять в умении из существительных образовывать
прилагательные.
«Чей домик?».
Цель: экологическое воспитание, формирование и закрепление
представлений о том, где обитают дикие животные, птицы и рыбы.
Чтение художественной литературы:
• Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях;
• Чтение энциклопедии «Чудесная планета»;
• Энциклопедия маленьких почемучек;
• Большая книга животных;
• Генриатта Рогалис «Сказки сибирского леса»;
• Энциклопедия «Подводный мир»;
• Н. Т. Бромлей «Охотник».
Физическое развитие:
Сюжетно - ролевая игра «Мы юные туристы».
Задачи: формировать элементарные туристические навыки. Воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к окружающей среде. Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать.
Подвижные игры
• «Земля, воздух, вода, огонь»;
• «Охотники и зайцы»;
• «Ручеек»;
• «Медведи и пчелы»;
• «Пожарные на ученье»;
• «Перелет птиц».
Гимнастика для глаз:
• «Отдохнём»;
• «Я тебя найду».
Работа с родителями:
• Изготовление поделок из бросового материала совместно с детьми.
• Консультация для родителей на тему «Экологическое воспитание детей в семье».
• Изготовление кормушек для зимующих птиц.
Литература по проекту :
• Интернет ресурсы.
Заключительный этап:
• Совместно с детьми создали стенгазеты «Что нельзя делать на природе!», «Что нужно нам для похода».
• Презентация проекта.
Результаты проекта :
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей.
• у дошкольников сформированы основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
• проявляется любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
• развит интерес детей к явлениям и объектам природы.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.