Ольга Мамонова
Конспект НОД «Земля — наш общий дом» для детей подготовительной группы к Международному Дню Земли на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с праздником «День Земли».
Задачи:
• формировать представление о планете Земля, о том, что ее нужно беречь и ответственно относиться к окружающей природе;
• закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знание детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу;
• закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земли;
Публикация «Конспект НОД „Земля — наш общий дом“ для детей подготовительной группы к Международному Дню Земли на МAAM» размещена в разделах
- День Земли. Все материалы к 22 апреля
- День Земли. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных;
• развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей;
• воспитывать чувство сопереживания, желание помочь;
• формировать основы экологического сознания.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование и презентация «Земля - наш общий дом»; глобус (карта мира); модель Солнечной системы, магниты и таблички с названием планет; бутылка с запиской, иллюстрации животных Австралии; мяч; модель корабля; аудиозапись шума воды; цветная бумага, клей, карандаш, ножницы; «послания инопланетян».
Сюрпризный момент. В группе появился глобус, и дети его рассматривают. Воспитатель сообщает им о празднике «День Земли», как он возник, как его отмечают во всем мире, и предлагает подумать, как можно его отметить в детском саду. Например, можно отправиться в необычное путешествие. Для того чтобы понять куда, предлагает отгадать загадки и рассмотреть иллюстрации и открытки, назвать планеты Солнечной системы.
1-я половина дня
Отгадывание загадок.
Кто четыре раза в год переодевается? (Земля.)
Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля.)
Воспитатель: Сегодня (22 апреля) мы отмечаем Международный день Земли. И я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие.
Демонстрация глобуса.
Воспитатель: Глобус - это макет нашей Земли. Больше всего синего цвета - это вода: океаны, моря, озера, реки. Зеленым цветом обозначены леса, желтым - пустыни, коричневым - горы. Глобус, как карта, на которой можно увидеть страны и континенты.
Земля - это планета, которая вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси (показать на макете). Повернется она вокруг себя - вот и прошел день, а совершит круг вокруг Солнца - проходит год.
Игра-путешествие «С приветом по планетам».
Воспитатель: Ребята, недавно нашими учеными были получены и расшифрованы сигналы из космоса.
Вот первый сигнал.
«Мы, жители далекой планеты, очень хотим найти друзей. Наши исследователи отправили в путешествие по космосу космические корабли, которые полетели к разным планетам. Друзья, отзовитесь! Если нашим путешественникам потребуется помощь, поддержите их, пожалуйста!»
В следующем сигнале кто-то просил о помощи. Я думаю, что это сигнал от жителей далекой планеты, путешествующих в космосе. Они сбились с пути и просят помочь определить, где находятся их космические корабли. Хотите им помочь, ребята? Давайте прочитаем расшифрованные сигналы. Тот, кто догадается, о какой планете идет речь, отправиться в полет на эту планету и установит табличку с ее названием. Этим мы поможем путешествующим инопланетянам определить, где они находятся.
Используется модель Солнечной системы. Цветными магнитами дети отмечают расположение кораблей в космосе и обозначают название планет.
Воспитатель по очереди зачитывает сообщения. Дети должны отгадать, где находится космический корабль, о какой планете идет речь и где нужно расположить магнит.
Я оказался на планете, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за две секунды.
Дети: Это Венера.
Воспитатель: Планета, на которой я оказался, самая маленькая во всей Солнечной системе и расположена ближе всех к Солнцу.
Дети: Это Меркурий.
Воспитатель: Я оказался на планете, которая выглядела красной, когда я к ней подлетал. Когда я стал на ней жить, то часто обнаруживал на поверхности планеты углубления, похожие на пересохшие каналы.
Дети: Это Марс.
Воспитатель: Когда я подлетал к этой планете, то заметил кольца, окружающие ее.
Дети: Это Сатурн.
Воспитатель: Я оказался на самой большой из планет Солнечной системы. Она состоит из жидкости и газа.
Дети: Это Юпитер.
Воспитатель: Я оказался на восьмой, считая от Солнца, планете.
Дети: Это Нептун.
Воспитатель: Я нахожусь на самой удаленной от Солнца и самой холодной планете.
Дети: Это Плутон.
Воспитатель: Ребята, до какой планеты, кроме Земли, не долетели путешественники?
Дети: До Урана.
Воспитатель: Послушайте еще одно сообщение.
«Несколько наших космических кораблей пролетает над планетой, она раскрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Такая красота! Идем на посадку».
Как вы думаете, о какой планете идет речь?
Дети: О Земле.
Воспитатель: Ну что же, теперь посмотрим на Землю!
Воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на глобус и вспомнить, что же обозначено на глобусе синим и голубым цветом?
Дети: Океаны, моря, озера, синие линии - это реки.
Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды - нет. Так и все живое на Земле не может жить без воды.
А без чего еще на Земле невозможна жизнь?
Дети: Без воздуха и солнечного света.
Воспитатель: Как мы видим на глобусе, воды на Земле много. Но почему же говорят: «Воду надо беречь»?
Рассуждения детей.
Давайте с вами сядем на теплоход и отправимся в плавание. Сейчас мы на реке, река впадает в море, а теперь мы уже в океане. (Слова сопровождаются показом на глобусе или карте.)
Пресной, несоленой воды на Земле мало, и ее запасы уменьшаются, потому и говорят: «Воду надо беречь».
Но всегда ли вода - это хорошо?
Дидактическая игра с мячом «Хорошо - плохо».
Дети по очереди называют, как и когда вода приносит человеку пользу, а в каких случаях может быть опасна (нанести вред).
Воспитатель: Наш теплоход причалил к берегу.
Звучит спокойная музыка, напоминающая шум воды. Воспитатель предлагает поиграть.
Игра малой подвижности «Волны».
Воспитатель: Попробуем двигаться, как будто мы волны, улыбнемся друг другу и пошуршим.
Затем воспитатель предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающиеся» становятся в центре, «волны» подбегают к ним и, поглаживая, тихонько приговаривают слова: «Мы любим вас, мы любим вас…». Дети меняются ролями.
Ребята, что это за бутылка? Ее, наверное, волной прибило к берегу.
Давайте прочитаем записку. (Воспитатель читает.)
«Тому, кто найдет наше послание! Мы, существа с другой планеты, совершили посадку в разных местах планеты Земля. Помогите нам собраться вместе, иначе наши корабли не смогут вернуться на родную планету. Для этого определите, пожалуйста, где мы находимся».
Ребята, я думаю, нам не сложно будет оказать помощь инопланетянам, так как здесь есть подсказки. Вот первая из них.
Мы оказались на огромном куске суши, со всех сторон окруженных жидкостью, нам очень, очень жарко. Помогите понять, где мы находимся.
Давайте подумаем, о чем здесь идет речь: о материке или об острове? Что это за жидкость? Можем мы сказать, на каком из материков находятся наши существа?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте прочтем дальше.
«Здесь живут диковинные существа.
Одно огромное, с большими ушами и длинным, как шланг, носом».
Дети: Слон.
Воспитатель: «Другое - похоже на веревку, шипит и ползает по земле».
Дети: Это змея.
Воспитатель: «Третье - высокое, с длинной шеей, копытами и пятнистой шкурой».
Дети: Это жираф.
Воспитатель: «А еще грозный зверь, с длинной шерстью вокруг головы, ходит как царь и рычит».
Дети: Это лев.
Воспитатель: Можем ли мы теперь предположить, на каком материке находятся эти инопланетяне?
Дети: Африка.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
(Слайд 2.) Показ на глобусе или карте.
В этом сообщении одни лишь фотографии. На них изображены кенгуру, страус эму, коала, утконос, хамелеон.
Можем ли мы сказать, на каком материке находятся эти путешественники?
Дети: Австралия.
(Слайд 3.) Показ на глобусе или карте.
Воспитатель: Следующее сообщение.
«Мы замерзли, кругом лед, снег, холодная вода. Помогите понять, где мы находимся».
Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы сказать, где находятся гости из космоса? Давайте проверим свои предположения.
«Видим большого лохматого белого зверя, он с удовольствием плавает в этой холодной воле, ныряет за рыбой».
Дети: Это белый медведь.
Воспитатель: «Здесь ходит странный зверь, на голове растут как будто ветки, он разгребает копытом снег и, достав что-то из-под снега, жует».
Дети: Северный олень.
Воспитатель: «А у этого толстого животного вместо ног ласты, а из пасти торчат два длинных клыка. Несмотря на сою неповоротливость, он очень быстр и ловок в воде».
Дети: Это морж.
Воспитатель: Подсказок немного, но, может быть, вы догадались, где находятся эти инопланетяне.
Дети: В Арктике.
(Слайд 4.) Показ на глобусе или карте.
Воспитатель: Следующее сообщение.
«Вокруг нас очень много растительности. Есть высокие растения с белыми стволами, есть колючие: одни с короткими, а другие с длинными иголками. Помогите понять, где мы находимся».
Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы точно сказать, где находятся наши существа?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте почитаем дальше.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Дети: Это заяц
Воспитатель:
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Дети: Это кабан
Воспитатель:
Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он не спроста
Два развесистых куста.
Дети: Это олень.
Воспитатель:
Он как елка - весь в иголках,
Ловит смело страшных змей
И малюсеньких мышей.
Дети: Это еж.
Воспитатель: Подумайте, где могут жить такие звери?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А теперь найдите на глобусе континент, где больше всего лесов. Вспомните, каким цветом они обозначены на глобусе и карте.
Дети: В Евразии.
Воспитатель: ( Слайд 5.) Молодцы, ребята! Теперь наши космические гости получили информацию и смогут встретиться и вместе отправиться на родную планету.
Посмотрите, один из космических кораблей залетел к нам.
Вноситься объемная модель космического корабля.
Они хотят нам что-то сказать.
Включается аудиозапись со словами благодарности, восхищением планетой Земля и просьбой беречь ее и все живо на ней.
2-я половина дня
Выполнение обрывной аппликации «Планета Земля».
Воспитатель: Ребята, перед вами картон белого цвета, размером 20 Х 20 см.
1. Нарисуйте на нем контур планеты Земля.
2. Из цветной бумаги нарежьте полоски зеленого, золотого, синего и фиолетового цвета. Разорвите их на квадратики.
3. Смажьте клеем контур Земли. Вначале приклеим зеленые квадратики, чтобы у нас получились материки. Между ними - синие (океаны).
4. Из золотых и фиолетовых квадратиков сделаем фон нашей работы. Наша красавица Земля готова!
Для родителей стендовая консультация: «Что произойдет, если люди не будут беречь Землю».
Информация для воспитателя.
Международный день Матери-Земли.
Когда празднуют
Каждый год 22 апреля отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник - Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day) - день нашего общего уютного дома.
История становления праздника
Праздник был учрежден на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году (резолюцией № A/RES/63/278, соавторами которой выступили более 50 государств-членов ООН) и отмечается, начиная с 2010 года, 22 апреля.
Председатель 63-й сессии Генеральной Ассамблеи Мигель д’Эското Брокман заявил, что провозглашение в резолюции этого Международного дня является признанием того, что Земля и ее экосистемы являются нашим домом, обеспечивают человечеству жизнь, а также подтверждением обязательств, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Поэтому для достижения справедливого баланса между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений необходимо содействовать гармонии с природой и планетой Земля.
В резолюции также отмечается, что термин «Мать-Земля» общепринят во многих странах, что он отражает зависимость между планетой, её экосистемами и человеком. Предлагая всем государствам-членам ООН, международным и неправительственным организациям отмечать «Международный день Матери-Земли», Генеральная Ассамблея обращает внимание на то, что этот праздник уже ежегодно отмечается во многих странах.
В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии - осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды, и дает возможность узнать о тех трудных задачах, которые стоят перед человечеством для сохранения планеты.
Природа страдает. В результате загрязнения пластиковым мусором происходит закисление океана. Изменение климата, антропогенные изменения в природе, а также недопустимые действия, которые нарушают биоразнообразие, такие как вырубка лесов, изменения в землепользовании, внедрение интенсивных методов в сельском хозяйстве и животноводстве и браконьерство, ускоряют разрушение планеты.
Экосистемы поддерживают всю жизнь на Земле. Чем здоровее наши экосистемы, тем здоровее планета и ее люди. Восстановление поврежденных экосистем поможет покончить с нищетой, бороться с изменением климата и предотвратить массовую гибель людей. Международный день Матери-Земли призван напомнить, что каждый из нас обязан своим существованием нашей планете и ее экосистемам.
Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международной акцией. Причём каждый год этот День посвящен определённой теме. В 2016 году празднование Дня земли совпало с церемонией подписания Парижского соглашения по климату, которое было принято всеми 196 сторонами Рамочной конвенции ООН об изменении климата 12 декабря 2015 года в Париже. В рамках этого соглашения страны договорились совместными усилиями ограничить рост глобальной средней температуры до показателя менее 2 градусов, а с учетом серьезных последствий, стремиться к показателю 1,5 градуса.
Какая же она, наша Земля?
Подсчитано, что планете Земля примерно 4,5 миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40010 километров. Расстояние от поверхности до центра равно 6378 километров. Причем, действительно твердые породы (литосфера) формируют слой всего около 70 километров, а, продвигаясь далее вглубь, мы наблюдаем полужидкие и жидкие состояния.
Долина Смерти в Калифорнии и место в Ливии, называемое Эль Азизия, удерживают рекорды самых горячих мест на Земле. Рекорд Эль Азизии - 57,8 градусов по Цельсию (13 сентября 1922 года, рекорд Долины Смерти - 55,8 градусов по Цельсию (10 июля 1913 года).
Самым холодным местом на Земле признана Антарктика - 21 июля 1983 года на исследовательской станции «Восток» в Антарктике было зарегистрировано -89 градусов по Цельсию.
Земля невероятно богата минералами - ученые классифицировали уже около 4000 видов минералов, примерно 200 из них имеют практическое значение. Ежегодно открываются 50-100 видов минералов.
У Земли один естественный спутник - видимая невооруженным глазом Луна.
Как мы можем помочь Земле?
День Матери-Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.
Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем. В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции, посвященные определенной теме. Это конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев.
В России традиционно Международный день Земли считается днем общественных организаций, которые проводят в этот день различные экологические мероприятия и акции. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц.
Методические подсказки.
Наиболее интересной и запоминающейся для детей может стать тема, раскрытая в форме игры-путешествия. Содержание игры-путешествия может опираться на уже известное детям каждой возрастной группы, исходя из чего и составляется сценарий тематического дня, в который включаются и общие мероприятия для детей всего детского сада (например, спектакль или концерт).
Беседуя с детьми на эту тему, воспитатель должен быть готов к ответу на самые разные детские вопросы (Как появилась Земля? Кто первым появился на Земле - человек или животные? Почему все предметы падают на Землю? и др.). Хорошо, если родители воспитанников включатся в образовательный процесс, обсудят дома с детьми интересующие их вопросы.
Список использованных источников
1. Сайт CALEND.RU Календарь событий: https://www.calend.ru
2. Белая К. Ю. Тематические дни в детском саду. 40 карточек для планирования и проведения тематических дней с детьми дошкольного возраста. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2016.
3. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - С. 58-64.