Любовь Агишева
Проект по экологическому воспитанию детей младшей группы «Березка, милая моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по экологическому воспитанию детей
младшей группы
«Березка, милая моя»
1. Актуальность.
Шумит все лето деревце зеленою листвой
И пожелтев, разденется осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу: к стволу присыпан снег.
В нем деревце согреется, он деревцу, как мех.
Весной побелкой светится, окопано вокруг…
Растет счастливым деревце, у деревца есть друг.
В. Мусатов
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей младшей группы „Березка, милая моя“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что он - первооткрыватель. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда не замечают главного. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.
Убеждения человека формируются с детства. Одна из нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни природы, учить наслаждаться красотой родной природы.
Основное средство познания природы - наблюдение. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым.
Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят.
Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки помогут воспитателю расширить знания детей о природе. Работа с календарем закрепит в сознании дошкольников полученные впечатления о наиболее существенных природных явлениях.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться красотой окружающей природы, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может познакомить детей с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь, а также воспитать у детей осознание ценности растений для всего окружающего мира.
Цель: формирование экологической культуры детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Формировать обобщенное представление о деревьях, познакомить детей с березой, её особенностями.
2. Развивать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание получать новые знания, наблюдать, исследовать.
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь.
4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
5. Развивать у детей художественно-эстетический вкус в результате продуктивной деятельности.
6. Заложить у детей экологические представления о ценности природы через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
2. Основное содержание проекта.
Принципиально важным при решении задач данного проекта является интеграция всех образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественно – эстетическое развитие, чтение художественной литературы и др. Это было необходимо для полноты погружения детей в познавательный процесс, удовлетворения детской любознательности.
Проект «Березка, моя милая» разделен на несколько основных тем: «Деревья», «Здравствуй, березка», «Золотой наряд березки», «Белая береза под моим окном…», «Лист зеленеет молодой», «Шумит все лето деревце зеленою листвой», «История использования березы». Данная структура позволяет закрепить общие знания детей о дереве в целом, его роли в жизни людей, сформировать представления о березе в частности, её жизни в разное время года.
Познавательно-исследовательская деятельность детей в ознакомлении с деревом – березой носит комплексный характер, то есть включает в себя разнообразные виды деятельности (непосредственно-образовательную деятельность, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, полученные знания от которой закреплялись в дидактических и подвижных играх, в художественно – продуктивной деятельности, иначе эти знания у детей остались бы поверхностными, неполными.
Для просвещения родителей в области воспитания экологической культуры детей, также была проведена плодотворная работа: организовано родительское собрание о роли проектного метода в экологическом воспитании дошкольников, привлечение их к созданию наглядного и дидактического материала необходимого для данного проекта, проведены тематические праздники и развлечения, а также интеллектуальная викторина «Все тайны о березке».
Результатом работы над проектом являются продукты совместной деятельности детей и педагога, несущие определённую информацию, например: «Дневник наблюдений», «Паспорт дерева «Белоствольная березка», «Фотоколлаж «Мы с березкой неразлучные друзья» и др.
Данные информационные продукты могут быть использованы в будущем при работе над экологическим воспитанием дошкольников.
Предполагаемые результаты:
1. проявление познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям;
2. понимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы;
3. приобретение опыта поисково-исследовательской деятельности;
4. развитие творческих способностей в результате художественно-продуктивной деятельности;
5. развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.
6. воспитание эмоционального, бережного отношения к деревьям (в частности – к березе) как объекту живой природы;
7. повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
8. укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
3. Этапы работы и перспективное планирование мероприятий.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о деревьях, и о березе в частности.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор и изготовление дидактического и наглядного материала для разработки проекта: иллюстрации, рассказы, сказки о березе, пословицы, поговорки о березе.
4. Создание альбома «Русская береза» (репродукции картин художников).
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями с предварительным анкетированием на тему экологического воспитания в семье.
2. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье».
3. Родительское собрание о роли проектного метода в экологическом воспитании дошкольников.
II этап - основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
3. Наблюдения на прогулке в соответствии с перспективным планом;
4. Пополнение развивающей среды;
5. Выставки детских работ, семейных коллекций, книжные выставки.
Работа с родителями:
1. Привлечение к изготовлению наглядного и дидактического материала, необходимого для реализации данного проекта;
2. Участие в мероприятиях культурно-досуговой деятельности детей в рамках данного проекта.
III этап – заключительный, включает в себя:
1. Оформление паспорта березки
2. Повторное диагностирование детей.
3. Проведение экологического праздника «Березка, милая моя».
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
2. Презентация проекта «Березка, милая моя».
4. Достигнутые образовательные результаты и эффекты.
Главным достижением данного проекта считаю, что благодаря проведенной работе, дошкольники осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе и к березке в частности.
В процессе работы над проектом дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, с интересом наблюдали за изменениями в жизни березы в разное время года: увядание осенью, безмятежный сон зимой, пробуждение весной и процветание летом; изучали чудодейственное влияние березы на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, сравнивать и анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Результатом работы над проектом являются продукты совместной деятельности педагога, детей и родителей, несущие определённую информацию, например, презентация «Моя милая березка», «Дневник наблюдений», «Паспорт дерева «Белоствольная березка», картотеки дидактических и подвижных игр и др., которые могут быть использованы в будущем при работе над экологическим воспитанием дошкольников.
Работать над проектом было интересно всем его участникам: педагогам, детям и родителям. Метод проекта считаю эффективным при работе над экологическим воспитанием детей, поскольку он гарантирует системность в достижении поставленных целей и задач.
Данный проект будет стартовой площадкой для дальнейшей углублённой работы с детьми по экологическому воспитанию, в результате которой дети приобретут знания, будет сформирован познавательный интерес, а также развито чувство любви, гордости, бережного отношения к родной природе.
Проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений, он не требует материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе. Реализация проекта повышает детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах экологической культуры поведения в природе.
Таким образом, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
6. Использованная литература.
1. Образовательная программа «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой – СПб. : «Детство – Пресс», 2007 г.
2. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 19-24.
4. Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт. - сост. Н. А. Кочкина. - Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. – № 5. - С. 22-27.
6. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?». Москва, 2010.
7. Интернет ресурсы: http://vospitateljam.ru, http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley.ru, http://maam.ru.