Архипова Наталья
Проект по экологическому воспитанию «Природа родного края!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Берёзка» города Пролетарска
Проект по экологическому воспитанию
«Природа родного края!»
Подготовила
Воспитатель : Архипова Наталья Анатольевна
Донской край
Попов И. Н.
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Природа родного края!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Вид проекта : информационный - практический
Длительность проекта : краткосрочный (с 7 октября по 14 октября).
По составу участников: групповой
Участники проекта : воспитатель - дети
Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательное развитие;
Цель проекта :
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Задачи проекта :
Познакомить детей с природой родного края, его основным богатством - степными равнинами;
Закрепить понятие - хвойные и лиственные деревья;
Учить детей отличать деревья по внешнему признаку;
Дать детям представления о пользе деревьев в жизни человека и животных;
Учить соблюдать правила поведения на природе, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, разорения муравейников и т. д.);
Развивать коммуникативные навыки детей, пополнять словарный запас;
Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту родной природы;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе родного края, желание сохранять её, и приумножать;
Формировать основы экологической культуры.
Актуальность проекта :
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.
Экологическое воспитание дошкольников, является одной из важных задач в воспитании и обучении дошкольников в нашем дошкольном учреждении. Дети знакомятся в образовательной деятельности с природными явлениями родного края, бережного отношения к природе, познают окружающий мир, учатся сохранять и приумножать богатства родной страны.
Воспитание экологической культуры надо начинать с самого раннего детства: прививать любовь к природе родного края, бережного отношения ко всему живому, желание оказать посильную помощь в преображении красоты и богатства Сибири.
Ростовская область относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы.
Одним из основных конкурентных преимуществ Ростовской области являются земельные ресурсы и климатические условия, которые способствуют динамичному развитию агропромышленного комплекса. Благодаря южному положению (46-50° сев. широты) на территории области отмечается обилие солнечного света и тепла. Продолжительность солнечного сияния увеличивается с севера на юг от 2067 ч/год (г. Миллерово) до 2143 ч/год (Ростов-на-Дону). Продолжительность периода с температурой выше 10 °С колеблется по территории от 160 до 180 дней.
Истинным богатством области являются почвы. Основу пахотных земель области составляют черноземы и каштановые почвы. Черноземы составляют 65% территории области, это 4-5% черноземов России. Каштановые почвы характерны для более сухих восточных районо
Проблема:
Слабые знания у детей о природе родного края. Дети плохо различали хвойные деревья между собой по внешнему признаку. Дети не знают правила поведения в степной зоне, не умеют видеть и ценить красоту родной природы.
Планируемые результаты:
После окончания проекта дети узнают, что юг Пролетарска богат природными ресурсами, но их необходимо беречь и сохранять в том виде в котором создала их природа. Дети узнают о пользе сосны и клёна, ясеня, пихты и берёзы. Расширят свои знания о богатстве почвы, Бережно относиться к природе, воспитывать чувство гордости за свою страну, воспитывать чувство ответственности за красоту родного края.
Педагоги смогут:
Расширить знания детей о пользе хвойных и лиственных деревьев в жизни человека и животных.
Вызвать интерес родителей к данной теме, помочь детям приготовить сообщение о деревьях, изготовить книжки малышки для пополнения уголка природы наглядными материалами о природе Родного края.
Привлечь внимание родителей, и повысить уровень их компетентности в вопросах воспитания у дошкольников основ экологического воспитания и бережного отношения к природе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалов по теме проекта;
- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности;
- материалы и оборудование для изготовления альбома «Почва наше богатство!».
- подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация!»
Во время проведения утреннего сбора, дети наблюдали из окна за состоянием погоды. Обратили внимание на деревья, которые были видны из окна. Во время беседы дети затруднялись в вопросах какие деревья растут в нашей местности, чем они отличаются друг от друга? Все вместе заинтересовались этой темой и решили расширить свои знания о природе родного края.
На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы это узнаем.
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Откуда можем узнать?
Кирилл С. Что деревья бывают хвойные и лиственные.
Савва К. Хвойные деревья осенью не сбрасывают листву.
Егор Х. Знаем ель, берёзу, сосну.
Маша К. Знаем, что у дерева есть ствол, ветки.
Как называется листва у хвойных деревьев?
Как хвойные и лиственные деревья можно различать между собой?
Какую пользу приносят деревья человеку?
Какую пользу деревья приносит птицам?
Почему горят степи?
Спросить у взрослых?
Прочитать в книгах?
Посмотреть в интернете.
Второй этап: разработка (планирование) проекта.
- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что, Где, Когда)
- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по изо деятельности по теме проекта, создание книжек малышек совместно с родителями «Природа родного края!»).
Третий этап: исследовательский
(на основе интеграции образовательных областей).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа с презентацией «Степи Пролетарска», Беседа с презентацией «Лиственные деревья нашей местности», просмотр видео «Пожар в степи», Интегрированное занятие
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Дополни предложение», «Отгадай загадку», «Хорошо - плохо», «С какого дерева лист?», «Сложи картинку», «Кто больше?», «Четвёртый лишний»,. «Какого дерева не стало?»», «С какой ветки детки?»
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по степи!».
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевые игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Подбери словечко»;
- Составление рассказов по схеме «Деревья»
- Составление рассказов из серии картин «Поведение в степи»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
Рисование «Пшеничные поля», Рисование «Овощи и фрукты нашего края», рисование пластилином «Деревья родного края».
Аппликация «Зелёная планета»,
Лепка плоскостная «Чудо дерево».
Конструирование «Наш город Пролетарск».
Чтение экологической сказки «Нет места мусору»,
Чтение экологической сказки «Хранитель степной равнины»,
Чтение экологической сказки «История одной капли»,
Итоговое развлечение «С днём рождения, земля!».
Чтение стихотворений С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» – Б. Житков.
Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы», «Сказки венского леса», «Шум леса».
Прослушивание песен «То березка, то рябина».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Шишки, жёлуди, орехи», «Ловля бабочек», «Филин и пташки», «День и ночь», «Пожарные на учении», «Медведь».
Физкультурные минутки: «Грибы», «Деревья», «Ветер дует нам в лицо».
Взаимодействие с родителями:
-подбор информационного и наглядного материалов о хвойных и лиственных деревьях.
- помощь в сборе картинок для составления альбома «Что мы знаем о природе родного края?»
-привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми книжки-малышки «Природа родного края!».
- Привлечение родителей к итоговому мероприятию – интегрированное занятие
«Берегите природу родного края!»
Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.
Выставка детских работ по теме проекта.
Презентация книжки малышки «Природа родного края!»
Интегрированное занятие «Берегите природу Родного края!»