светлана цветкова
Проект по экологии в подготовительной группе «Земля — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мой дом - Земля»
Вид проекта по продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: с 1 октября по 30 мая.
По содержанию: познавательно - информационный.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Темочки:
- Планета Земля - наш дом. Экология планеты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы
Постановка проблемы
Мы - жители планеты Земля, единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.
Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Этот дом полон тайн и чудес. Природа окружает нас постоянно но, к сожалению дети, как правило почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту.
Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности - Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки.
Если не дать развиться этим чувствам в детстве, вероятнее всего, позже они не появятся. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность. Ведь убеждение человека закладываются с детства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого. И чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.
Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, к родной Земле, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды
Задачи:
1. Сформировать у детей понятие о Земле как о планете.
2. Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты
3. Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления
5. Пробуждать и активно поддерживать интерес к окружающей природе.
6. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, через различные виды деятельности.
7. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
Предполагаемый результат:
Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общение с природой, воспитание у детей гуманного отношения к Планете – Земля, окружающему миру.
Подготовительный этап
1. Определение цели и задач проекта.
2. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, фотографий.
3. Создание картотек: экологические игры, экологические сказки и т. д.
4. Составление перспективно - тематического плана.
5. Проведение анкетирования с родителями.
6. Обеспечение условий для проведения проекта.
• Пополнить развивающую среду в центре экологии и экспериментирования.
Родители:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
• Расширить знания родителей о значении экологических знаний в развитии детей.
Ожидаемый результат:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Продукт проектной деятельности :
- акция «Дети против мусора»;
- выставка детских работ «Природоохранные знаки»;
- праздник «Земля – наш общий дом»
продолжается развитие личности с неравнодушным отношением к миру;
Основной этап
Месяц Название мероприятия Задачи мероприятия
октябрь Беседа: «Земля - наш общий дом»
Игра «Живая и неживая природа».
Расширять представление о том, что в природе всё взаимосвязано.
Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы
Ноябрь Аппликация «Планета Земля»
Викторина «Знатоки природы» Помочь детям освоить технику обрывной аппликации, продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали.
Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
декабрь Экологическая игра. Игра «Назови меня».
Интересные факты о природе. (презентация) Уточнить знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных: развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.
Январь 1. Акция «Покормите птиц»
2. Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» А. Я. Яшин Формирование экологической культуры у дошкольников
уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах.
Развивать интерес детей к художественной литературе, умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.
февраль 1. Беседа «Что мы знаем о птицах»
2. Рисование «Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего» Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках о птицах, об уходе за птицами в уголке природы, познакомить с новой птицей – свиристелью, воспитывать интерес и любовь к пернатым, учить составлять предложения, используя союз «потому что».
Развивать творческие способности детей, учить применять знании
я о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.
Март 1. Акция «Посади цветок»
2. Составление экологической сказки
Пополнить состав комнатных растений групп. Продолжать формировать желание родителей и детей принимать активное участие в мероприятиях детского сада и группы. Формирование основ экологической культуры всех участников акции.
Формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка, умение составлять сказки.
Апрель 1. Опыты с водой. «Мир в капельке воды»
2. Игровые ситуации: «Планета Земля в опасности» Закрепить знания о важности воды в жизни животных, растений и человека.
Формировать знания детей о способах охраны окружающей среды.
Май 1. Рисование «Какую пользу я принес планете»
2. Выставка детского творчества: «Мы любим нашу Землю»
Упражнять в рисовании лесной поляны; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь и интерес к природе.
Закрепить знания детей и опыт по сохранению природы.
Работа с родителями:
1. Анкетирование.
2. Консультации: «Прогулка в природу-основа здоровья ребёнка», «Учите ребёнка познавать природу».
3. Акции «Покормите птиц» изготовление кормушек. «Посади цветок» (посадка рассады).
Предполагаемые результаты:
Сформировано осознанно правильное отношение к планете Земля, объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы.
Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Экологические игры
Игра «Живая и неживая природа».
Цель. Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Ход игры: Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются; неживой природы – дети замирают на месте.
Игра «Четвертый лишний».
Цель. Закрепить умения детей различать объекты, относящиеся к природе и не природе.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают четыре картинки. На трех картинках изображены, например, река, цветок, солнце, а на четвертой стол. Ребенок выбирает, что лишнее и объясняет почему (Стол сделал человек. Это не природа).
. Игра «Назови меня».
Цель. Уточнить знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных: развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.
Игровое действие. Имитация повадок животных.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны. Затем они по очереди изображают это животное, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов. Игру можно усложнить, предложив двум – трем детям изобразить одно животное.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух».
Цель. Закрепить представления детей о многообразии насекомых. Упражнять детей в классификации насекомых по месту обитания.
Ход игры. Играющие становятся в круг, а в середине ведущий. Он бросает мяч игроку, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Ели водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен назвать насекомое обитающее в земле или на земле. На слово «вода» - в воде. На слово «воздух» то, которое передвигается по воздуху. При слове «огонь!» все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выбывает из игры.
Беседа «Земля — наш общий дом»
Цель: продолжить знакомить детей с понятием «Земля – наш общий дом».
Задачи:
-расширять представление о том, что в природе всё взаимосвязано;
-способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома;
- обогащать словарный запас;
- развивать речь и логическое мышление;
-расширить знания и фантазию детей;
- воспитывать доброе и бережное отношение ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал: картинки-фотографии с изображением Земли, Солнца и других планет.
Ход беседы:
Воспитатель:Ребята, какая удивительная планета – наша Земля!
На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Мы с вами видели географический глобус и знаем, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вращаясь, Земля подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону.
Если ясным вечером вы выйдите на улицу и посмотрите на небо, то увидите спутник Земли и множество звезд.
– Дети, знаете ли вы, как называется спутник Земли?
Это Луна, верная спутница Земли, рассеивающая темноту голубовато-зеленым светом. Она управляет морскими приливами и отливами.
– Как вы думаете, луна и месяц одно и то же небесное тело или нет разные?
Правильно! Одно и то же. Иногда Солнце, Земля и Луна расположены так, что мы видим только часть Луны, похожую на ломтик дыни. Эту ее часть и называют месяцем.
Высоко в черном бездомном небе мерцает Полярная звезда, сияют созвездия Большой и Малой Медведицы.
Многие звезды так далеко от нас, что свет от них идет к Земле сотни лет. Огромные звезды кажутся нам лишь крошечными огоньками-точками.
Мы пока не знаем, существует ли жизнь на других планетах, а вот нашу Землю населяют множество живых существ: люди, животные, насекомые, растения, животные, грибы… Все мы живем бок о бок в одном общем доме по названием планета Земля и связаны друг с другом о невидимыми нитями.
Поймав бабочку, слома ветку или сорвав лесной цветок, человек может, сам того не желая, нанести вред природе, оборвав нить, связывающую все существа нашей планеты.
Тепло и свет Солнца, воздух и вода необходимы всем живым существам на Земле. Человек – тоже часть природы, он тесно связан с ней, зависит от нее. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, плодородная почва, и растения, и животные.
Дети! Давайте все вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас, но такую маленькую в комических масштабах, нашу живую планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда и ни нашему общему дому, ни его обитателям.
Анкета «Экологическое воспитание дошкольников»
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
• Да • Нет • Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
___
3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
• Да • Нет • Не знаю
4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
• Другие формы___
5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высокий
• Средний
• Низкий
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
• Да
• Нет
7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___
8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___