Дарья Тимищенко
Проект по экологии «Путешествие по экологической тропинке родного края» во второй младшей группе
Проект по экологии во второй младшей группе
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №312»
Вторая младшая группа №5
Название проекта :
«Путешествие по экологической тропинке родного края»
Авторы : Тимищенко Д. Н.
2020-2021 г. г.
Актуальность:
Публикация «Проект по экологии „Путешествие по экологической тропинке родного края“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Легче всего привить детям любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям в младшем дошкольном возрасте. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Позже изменить представления и взгляды человека на окружающее будет сложно. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Цель:
Воспитание системы ценностный отношений к природе Дона, формирование основ культуры природолюбия.
Тип проекта :
Долгосрочный (с 01.10.2016 по 30.05.2017)
Цель проекта :
Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи проекта :
Ознакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы; развитие у детей интереса к природе Донского края.
Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, растениям.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Темы направления.
1. Животные Донского края
Период с 01.10.2016 по 31.12.2016
Цель:
расширить у детей представление о диких и домашних животных Донского края (повадки, среда обитания и т. д.)
Задачи:
1. Познакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние);
2. Расширить знания детей о жизни диких и домашних животных Донского края;
3. Учить создавать образы домашних и диких животных с помощью различных изобразительных средств.
4. Ознакомить детей с животными, занесенными в Красную книгу.
5. Обогащать и развивать словарный запас детей.
Темы занятий:
Октябрь.
- «Дикие животные Донского края» Познакомить детей с дикими животными Донского края. Дети знают и называют диких животных.
- «Как зимуют дикие звери» Познакомить детей о том, как дикие звери при-спосабливаются к изменениям погодных условий. Дети знают, как приспосабливаются к изменениям погодных условий.
Ноябрь.
- Чтение русской народной сказки «Теремок». Познакомить детей с осо-бенностями передачи образов животных в русских народных сказках. Расширились представления детей о животных в русских народных сказках.
- «Домашние животные и их детеныши». Расширить представления детей о домашних животных и их детенышах. Уметь различать разных животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Декабрь.
- «Кто как кричит?» Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса –онок.
- «Красная книга Ростовской области». Познакомить детей с животными Ростовской области, занесенными в Красную книгу, познакомиться с редкими и исчезающими видами животных Ростовской области, выяснить причины исчезновения животных,ознакомиться с мерами по охране редких и исчезающих животных, установить, какое влияние на животных оказывает
деятельность человека и что мы можем сделать, чтобы
помочь сохранить исчезающих животных.
Формы и методы работы:
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседы, загадки, творческая деятельность (рисование, аппликация, просмотр мультфильмов, презентации о домашних и диких животных.
Работа с детьми:
Словесные игры: «Назови животное», «У кого кто?», «Назови ласково»,
«Кто как кричит?»
- Художественная литература. Чтение «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба»,Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплнок и утнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котнок», С. Маршак «Усатый- полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами»
- Д/и «Собери семейку», «Кто, что любит?», «Где моя мама?», «Кто, где
живт?», «Кого не стало?», «Наведи порядок»
- Подвижные игры: «Детки в клетке»
- Продуктивная деятельность. Рисование сухой кисточкой «Зайчик под елочкой». Учить рисовать животных, передавая их характерные особенности. Дети упражняются в рисовании сухой кисточкой (елочка и зайчик).
Работа с родителями:
-Подготовка к выставке рисунков на тему «Любимые животные»
Сплотить детей и родителей в совместной творческой деятельности
Организована и проведена совместная выставка рисунков.
- Фотовыставка «Домашний питомец».
- Беседа с родителями на тему безопасного поведения во время общения детей с домашними питомцами и во время прогулки или посещения.
Развивающая среда:
Наборы игрушек «Дикие животные», «Домашние животные», лего конструктор «Ферма», лото «Животные», Дидактические игры «Мама и малыш», «Кто где живет», Плакаты «Дикие и домашние животные», наборы карточек для рассматривания по теме дикие и домашние животные.
2. Птицы донского края.
Период с 10.01.2017 по 10.03.2017
Цель:
Расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют,вьют гнёзда, выводят птенцов); формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших; формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной); развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; расширение представлений детей о прилётных птицах (грачи, трясогузки, ласточки и др., выведение птенцов, забота о них; учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц.
Темы занятий.
Январь.
- «Как узнать птицу». Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца, пополнить и активизировать словарь, развивать мышление, слуховое восприятие умение сравнивать, воспитывать бережное отношение птицам, к природе.
- «Зимующие и перелетные птицы». Расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах, закреплять желание заботиться о птицах, закрепить представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц.
Февраль.
- «Редкие птицы Ростовской области». Познакомить детей с Красной книгой и некоторыми птицами, занесенными в нее; воспитывать бережное отношение к птицам, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить.
- «Покормите птиц зимой». Формировать обобщенное представление о жизни птиц зимой, уточнить представления детей о жизни птиц в зимнее время, нацелить детей на помощь им, воспитывать в детях заботливое отношение к птицам.
Март.
- «Весенние заботы птиц». Знакомить детей с характерными признаками весны, с особенностями жизни птиц весной, закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов, расширять представление об особенностях внешнего вида (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв, повадках птиц.
Формы и методы работы:
Игры-ситуации;- беседы;- выставки рисунков и поделок; просмотр мультфильмов, подвижные игры, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры.
Работа с детьми.
- Продуктивная деятельность
Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя, коллективная аппликация «Птицы на кормушке», лепка «Воробей».
- Чтение художественной литературы
Чтение сказок: р. н. «Петушок и бобовое зёрнышко», К. Чуковский «Цыплёнок». Чтение рассказов Самуила Маршака: «Дети в клетке» («Совята», «Лебедёнок», Л. Н. Толстого «Рассказы для детей» : «У Вари был чиж…», Даниила Хармса: «Добрая утка», Е. Чарушина «Курочка». Чтение песенок и потешек: «Ласточки спят все по гнёздышкам…», «Голубиная песенка», «Люли, люли, люли, прилетели гули», «Петушок и его семья».
- Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и кот», «Совушка», «Ловлю птиц на лету», «Вороны и собачка», «Птички и птенчики», «Гуси-гуси», «Перелёт птиц», «Наседка и цыплята», «Птички, раз! Птички, два!»
- Пальчиковая гимнастика «Разговорчивые пальчики» по потешке: «Сел на ветку снегирёк». : «Как на нашем на лугу, стоит чашка творогу…».
Работа с родителями :
Рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их, организовать выставку совместных работ, привлечение родителей к изготовлению кормушек,скворечников, беседа с родителями на тему: «Любовь и забота сохраняют природу».
Развивающая среда:
Книжный уголок : С. Маршак «Где обедал воробей». «Заяц- хваста» Пальчиковые игры и потешки. А. Барто «Птичка» Пополнение уголка книгами о разных птицах. А. Яшин «Покормите птиц зимой». В. Берестов «Птицы». Уголок художественного творчества: Раскраски. Шаблоны птиц на выбор. Схемы – картинки алгоритма рисования птиц. Трафареты. Алгоритмы выполнения. Настольно-печатные игры «Разрезные картинки», «Какая птица, назови», «Спрячь птичку» Дидактические игры «Назови птицу», «Кто как кричит», «Кого не стало», «Чей голос» Лото «Птицы», дидактические игры «Зимующие и перелётные птицы». Птицы для драматизации и настольного театра.
3. Деревья донского края.
Период с 11.03.2017 по 30.05.2017
Цель:
Ознакомить детей с разнообразием деревьев Ростовской области, сравнить их, показать сезонные изменение в жизни деревьев.
Задачи:
Пробуждать интерес к природе родного края, приобщить к процессу познания, формировать представления о жизни деревьев, развивать речь, фантазию, наблюдательность.
Темы занятий.
Март.
- «Какие разные деревья». Обратить внимание детей на деревья (берёзу, клён и рябину) и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды).
Апрель.
- «Что нужно деревьям?»
Цель: углубить представления о том, без чего деревья не могут жить. На панно, где изображено дерево, постепенно выкладывать рисунки и уточнять их значимость: солнце (дереву нужен свет и тепло – в марте солнце греет сильнее); капелька воды или облако - без воды деревья погибнут, ей они питаются; комочек земли – почва (всё, что нужно для роста находится в почве; дождевой червь – он рыхлит почву, чтобы дереву было легче дышать; ветер, пчела и шмель – они разносят семена, за счёт чего прорастают новые деревья; необходим и воздух, но как его изобразить – он ведь прозрачный, невидимый.
- «Почки». Посмотреть, как набухают почки на деревьях – «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребё нку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Рассмотреть почки на берёзе, клёне и рябине, определить что они разные, отличаются: у одних круглые, у других продолговатые, мелкие и крупные.
Май.
- «Стройная берёзка». Показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Рассмотреть листья, какой формы.
- «Красивый клён». Найти у клёна ствол и ветки, сравнить с берёзой. Рассмотреть листья у клёна, обратить внимание, что листья резные, очень красивые. Обратить внимание, что клён очень красивое дерево. Предложить детям подойти к клёну, потрогать его ствол, показать ветви, обойти его кругом, полюбоваться его красотой.
- «Рябинка». Найти у рябины ствол и ветки, сравнить с берёзой и клё ном: отметить, чем похожи и чем отличаются. Отметить, что листья рябины отличаются от других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы зимой.
Формы и методы работы:
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о деревьях, беседы, загадки, творческая деятельность (рисование, аппликация, просмотр мультфильмов, презентации о деревьях.
Работа с детьми:
Игровая деятельность: Д/И
«Сравни»; «Где что зреет?»; «Чудесный мешочек» ;«Назовите растение»; «Что лишнее»; «Узнай деревце».
Беседы с детьми: «Здравствуй, дерево!»; «Какие деревья растут на участке»;
«Как деревья помогают человеку»; «Как появляются деревья»; «Почему нужно беречь и охранять деревья»; «Как сберечь деревья?»
Д/И «Зелёный мир»
Подвижные игры: «Найди своё дерево»; «Найди такой же лист»; «От дерева до дерева»;
Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
Художественно-продуктивная деятельность: рисование на тему «Дерево»; лепка «Ветка рябины».
Работа с родителями:
Консультация с родителями о проекте, «Какие разные деревья», сбор листьев для гербария, консультация «Прогулки с детьми на природу», беседа с родителями «Будем заботиться, и беречь природу».
Развивающая среда:
Картинки для рассматривания по теме деревья, трафареты для рисования, силуэты для раскрашивания, плакат для демонстрации «Строение дерева», «Виды деревьев», дидактические игры «Украшаем елку», «Посади дерево», «Прятки», «Найди лишнее»
Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно смогло повлиять на их интеллектуальное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие;
- отмечалось положительное отношение к организуемой нами деятельности детей в группе, их эмоциональный отклик на изменения в природе, знакомство с новыми для малышей явлениями природы, произведениями художественной литературы, на художественно- эстетическую деятельность. Дети проявляли интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры на экологическую тему.
- возросла речевая активность детей, что повлияло на их самостоятельную игровую деятельность, на возникновение ролевых диалогов;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия: педагог – родители - дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта, привлекая своих детей к различным видам деятельности в соответствии с перспективным планом по реализации проекта.
Презентация проекта.